Опубликовано: ГП 03-2009
Qбань культурного балласта

Переделка автобуса «Кубань»

Андрей Михайлов, фото автора

Лет двадцать назад эта «Кубань» исправно служила не то автобиблиотекой, не то передвижным сельским клубом. Но грянули новые времена, она покинула родное АТП и попала к частнику… чтобы полностью сменить профиль.

История появления этой «Кубани» у тамбовчанина Николая проста: в середине 1990-х автобус откатал положенный пробег, его списали. По идее, «Кубани» грозил вторчермет… Но на дворе были не те времена, чтобы уничтожать технику – даже недорогую и убитую. В результате она покинула автобазу и переехала к частнику. Естественно, хозяину автобиблиотека, да еще и гнилая, ни к чему – и он взялся за работу…

«Кубань», как и ее донор шасси – ГАЗ-53 – изначально разрабатывали для села. Но высоко стоящего на раме кузова не всегда достаточно для выживания в непролазной грязи, тем более если машина трудится на далеких от идеала провинциальных дорогах. Потому именно внутри сделаны первые изменения: для большей тяговитости место стандартного редуктора занял агрегат от ГАЗ-66, а потери скорости были компенсированы «камазовской» резиной. В итоге автобус стал куда резвее, чем был до второго рождения, да и там, где об асфальте и не слыхали, можно вести себя чуть смелее…

Кузов автобуса, казалось бы, переделан по народному рецепту: «Заделай чем-нибудь окна и вози картошку», но на самом деле обшит заново: всюду под краской проглядывают раны сварных швов. Нетронутой оказалась только крыша «Кубани», да и то не вся: один из люков в крыше хоть и виден снаружи, но на самом деле заварен изнутри – зачем грузу аварийный выход? Последние три окна по каждому борту тоже заварены – и салон частично превратился в грузовой отсек. В задней части автобуса появилась дверь, которой на стандартных «Кубанях» отродясь не было – но в отличие от «культурной автолавки» из Кимр задняя часть не изменила своей формы – дверь не плоская. Под дверью расположено отверстие под фаркоп, которое увеличено до размеров кормовой двери – а чуть ниже появилась упрощающая погрузку ступень. А для того чтобы было удобнее ездить по городу, Николай заменил зеркала «газона» на взятые со старой Scania – так куда комфортнее и как-то спокойнее на городских улицах.

Приборную панель не узнать – она обтянута мягким материалом, а комбинация приборов от ГАЗ-53 уступила место детали от ГАЗ-3307, причем установленной на самодельном подиуме – для улучшения обзора. Сверху же появилась деревянная полка, отлично подходящая для того, чтобы возить документы и мелочи, способные срочно пригодиться в пути. А из-под приборки выглядывает воздуховод отопителя, установленного владельцем, – КМЗ не ставил их на полноразмерные автобусы.

Пассажирский салон «Кубани» очень преобразился. За спиной водителя, прямо к перегородке установлен столик. Простенький, кургузый автобус был призван нести культуру в массы и везти пионеров на картофельные поля – а тут он превратился в уютную каюту на одного-двух человек. При желании, конечно, можно взять на борт и шесть пассажиров, но к чему они для перевозки грузов? Лавка, на которой они разместятся, на самом деле не очень-то и ориентирована на поездку, ведь это некое подобие багажника, в котором размещено все, что может пригодиться в пути, и который в крайнем случае можно использовать в качестве «спальника». А если там все же усядутся пассажиры, то вместо спинки сиденья они воспользуются прикрученной на перегородку… подушкой сиденья от ВАЗ-2106. Просто, дешево и сердито.

Весь грузовой отсек обшит стальным листом, и в нем не проглядывают оконные проемы с каркасом бортов. Даже из такой, казалось бы, малоприятной штуки, как очень высокий уровень пола, удалось извлечь выгоду – колесные арки немного выпирают внутри кузова, а пол в грузовом отсеке почти ровный по всей длине.

Пока остается неясной история машины: в документах в поле «год выпуска» – запись «не установлен», в поле «номер кузова / шасси» – «б / н», а заводской таблички, да и каких-либо номеров на самом фургоне найти не удалось. Но владелец предполагает, что машина выпущена в 1982 г., а так называемый «старый» вариант крыши относится как раз к первой половине 1980-х. Отсутствие номера кузова можно объяснить другим фактом: машина сооружена на шасси заказчика и шла вне общей нумерации – на многих автобусных заводах в Советском Союзе применялась подобная практика (кое-где собственного номера не имел чуть ли не каждый четвертый автобус!). Как зацепку можно использовать капот позднего образца с эмблемой (который, правда, не пережил переделки) и нитевидную антенну, которую ставили на автобусы, шедшие в учреждения культуры, то есть наиболее вероятно, что машина выпущена на КМЗ в начале 1980-х гг.

Впрочем, цель, поставленная владельцем, достигнута: автобус, который до переделок был ломом, превратился в универсальный латиноамериканский лечеро* – на нем и молоко из деревни вывезти можно, и живность, да и ящики по магазинам развести. А потянет отдохнуть – можно и на природу с семьей…


*От lechero – суржик с испанского «разносчик молока». (Ю.П.)
Комментировать ... >>