Опубликовано: ГП 01-2021
Труженик коммунального хозяйства

Мусоровоз с кузовом Koluman EFE 204
на шасси Ford Trucks 1833 DC (type KKXTP6)

Даниил Минаев, фото автора

Шасси Ford Trucks, получившие российское гражданство, но родом из Турции изготовляются на калининградском заводе «Автотор». Модель Ford 1833 семейства Н566 широко используется для постройки изотермических и промтоварных фургонов, монтажа бортовых платформ. Но оно вполне имеет право на жизнь и с благородной ношей в облике мусоровоза. Реформирование технологии утилизации бытовых отходов породило ряд новых требований к шасси, на которые устанавливаются надстройки для обращения с ТБО и ТКО.

Кузов для сбора и транспортировки твёрдых бытовых и коммунальных отходов должен быть вместительным и компактным одновременно, при этом конфигурация осей должна исключать перегруз. Маломощный двигатель не потянет грузоподъёмную гидравлику, слишком мощный мотор не покажет выгодную топливную экономичность при городском рабочем цикле. Короткая база способствует манёвренности, но тогда увеличенный и утяжелённый задний свес мусоровоза просит дополнительную ось. Чересчур высокий коэффициент прессования делает часть отходов непригодными для дальнейшей эффективной сортировки и переработки и способствует увеличению осевой нагрузки. Так что коэффициент прессования уже не становится основным критерием. В современном коммунальном хозяйстве уже давно озаботились поиском новых компромиссов. Один из примеров – мусоровоз мод. 703408 на шасси Ford Trucks 1833 DC с 15-кубометровым кузовом Koluman EFE 204, изготовляемым на челнинском ООО «КОЛУМАН РУС».

Коротко о концепции

При общей длине транспортного средства 8,2 м колёсная база составляет 4,2 м. В нашем частном случае при общих весогабаритных параметрах это достаточно большая длина базы. Можно предположить, что в плане манёвренности эта машина не самая удачная, зато при простой конструкции базового шасси с колёсной формулой 4х2 обеспечивается стабильность загрузки по осям, поскольку бункер с ТКО скомпонован в базе. Напрашивается предположение, что такая конфигурация шасси и мусоровозной надстройки, полезным объёмом 16 м3 больше подойдёт для загородной работы и обслуживания площадок вблизи малоэтажной застройки, разрозненных районных поселений и СНТ. Объём кузова – средний, коэффициент прессования до 6. Эти показатели удовлетворят сценарий эксплуатации, при котором желательно обойтись не слишком сложным шасси с обычным, не зашкаливающим в плане высокотехнологичности и энерговооружённости двигателем, и простой трансмиссией, где механическая КП и единственный ведущий мост с одинарной главной передачей. Что и демонстрирует наш сегодняшний Ford Trucks 1833 DC.

В моторном отсеке

На дверях кабины орнамент «1833» однозначно свидетельствует, что при полной массе ТС в 18 тонн она вооружена «табуном» в 330 скакунов.

На Ford 1833 установлен двигатель Ford Ecotorq 9, рабочим объёмом 8,97 литра. Мы тестировали похожий «Форд» именно с таким движком в 2011 году, индекс модели тогда был Ford Cargo Н476. На ходу особых претензий к нему не было, лишь показалась немного узковатой полка максимального крутящего момента.

Конструктивно 9-литровый мотор повторяет менее мощного 7-литрового предшественника, который у нас не прижился в середине 2000-х. Блок цилиндров из высокопрочного чугуна, но на 9-литровом варианте он с «мокрыми» гильзами, общая для всех цилиндров 24-клапанная чугунная ГБЦ, распредвал в блоке, привод ГРМ со стороны маховика, но без отбора мощности для привода гидронасоса. Размерность ЦПГ – 112х124 мм. Привод ТНВД, насоса ГУР и компрессора пневматической системы тормозов реализован от шестерен ГРМ. В системе смазки двигателя предусмотрен водомасляный теплообменник в общем блоке с масляными фильтрами.

Образец лаконичного пространства на рабочем месте Образец лаконичного пространства на рабочем месте Образец лаконичного пространства на рабочем месте
В помощь при маневрировании на контейнерных площадках предусмотрена камера заднего вида, монитор в кабине хоть и выглядит немного чужеродно, свои функции исправно выполняет

Особенность фордовских грузовых дизелей – фильтр со сменным одноразовым элементом в системе охлаждения. Эти двигатели разрабатывались в собственном инжиниринговом центре в Турции с оглядкой на свои же технологические возможности. Вероятно, что наличие такого оригинального компонента обусловлено материалами блока и головки цилиндров, а также он необходим для того, чтобы подстраховаться от механических включений окалины и нежелательных химических реакций, спровоцированных материалами шлангов, уплотнителей, крыльчатки водяного насоса.

Фронтальный воздухозаборник и двухступенчатый воздушный фильтр двигателя, двойной элемент тонкой очистки не виден под крышкой корпуса фильтра

Топливная система Common Rail от Bosch, турбина с изменяемой геометрией от не менее знаменитой компании Holset. Для обязательного сегодня в России пятого экологического класса нейтрализация выхлопа сконструирована без рециркуляции отработавших газов и сажевого фильтра. Резервуар с синтетической мочевиной подогревается антифризом из системы охлаждения двигателя. Для этого предусмотрели теплообменник.

С учётом специфики коммунальной техники поставщики применили усиленные опоры крепления двигателя, фронтальный воздухозаборник и двухступенчатый воздушный фильтр двигателя.

Открываем капот: в принципе, всё, что нужно на виду

Взгляд на трансмиссию

В нашем круге задач, где в приоритете районные тракты – вполне оптимальна классическая «механика», в пользу которой и был сделан выбор.

Механическая 9-ступенчатая коробка передач Eaton 9S 14409 ESO14409, родом из США, но произведена на европейском заводе в Польше. Обычная трёхвальная конструкция, со всеми синхронизированными передачами (есть такие же КП с несинхронизированными передачами). В задней части коробки встроен планетарный демультипликатор. Система смазки КП под давлением, с масляным насосом, приводимым от первичного вала. Максимальный допустимый крутящий момент для этой версии КП – 1400 Н∙м, т. е. на данном мусоровозе имеем запас в 100 Н∙м.

На нашем Ford 1833 создатели машины применили не самый чёткий тросовый привод переключения передач с пневмоусилителем, хотя базовый производитель КП не обделял их богатством выбора. В профессиональных каталогах присутствуют варианты с системой тяг и с электронно-пневматическим управлением.

Сцепление здесь однодисковое, диафрагменное, диаметром 430 мм. Моторный тормоз Ecotorq Engine Brake, мощностью 180 кВт.

Четыре «глаза» передней оптики на каждую сторону – плод труда итальянских дизайнеров…

У механических коробок передач Eaton неоднозначная репутация. В целом они надёжны, но иногда не совсем удобны. Нарекания чаще всего вызывают повышенные усилия при переключении передач, «тугодумие», особенно характерное при смене рядов. Для пригородной эксплуатации, впрочем, это не проблема.

В загашнике на 2021 год у компании Ford Trucks есть версия аналогичного шасси с 9-ступенчатой КП ZF Ecomid. Мне кажется, у неё больше шансов на российском рынке, тем паче, что производство подобных КП давно успешно локализовано в Набережных Челнах.

Балки и мосты

Балка переднего моста практически без изгибов, её грузоподъёмность 7100 кг. Упругие элементы передней оси – малолистовые рессоры.

Задний ведущий мост – одинарный, допустимой нагрузкой до 12,6 т с гипоидной главной передачей, с блокировкой межколёсного дифференциала, что вполне пригодится для пригородной и загородной работы. Передаточное отношение ведущего моста – 4,63. Задняя подвеска на многолистовых рессорах.

Балка переднего моста практически без изгибов, её грузоподъёмность 7100 кг. Упругие элементы передней оси – малолистовые рессоры Эти чрезвычайно полезные «стаканчики» буквально просят защитить их хоть каким-нибудь кожухом! А вот и оригинальный пример конструктива – сменный элемент фильтра антифриза системы охлаждения двигателя Здесь нет сажевого фильтра, это просто красивая «банка» Серьги задних рессор на обслуживаемых втулках, они очень любят регулярное шприцевание смазочным материалом

Рама и ходовая часть

Рама Ford Trucks 1833 DC изготовлена из высокопрочной стали. Толщина лонжерона рамы 7 мм, прочность лонжеронов рамы 355 МПа. Рессоры на всех осях это просто и надёжно, но не всегда оптимально. В нашем случае мы имеем дело с низкоскоростными перевозками на коротком плече с нагрузкой, близкой к постоянной. Думаю, в этом случае к тривиальности решений двухосной ходовой части слишком придираться не стоит…

Топливный бак из алюминия  объёмом 350 л, с ним по соседству плотно скомпонованы аккумуляторный ящик и ёмкость для синтетической мочевины на 55 л Топливный бак из алюминия  объёмом 350 л, с ним по соседству плотно скомпонованы аккумуляторный ящик и ёмкость для синтетической мочевины на 55 л

Пару слов о тормозной системе

Традиционная для грузового автотранспорта пневматическая двухконтурная тормозная система со встроенным осушителем и подогревом воздуха. Тормозные механизмы – дисковые, диаметром 430 мм. Компрессионный моторный замедлитель на 180 кВт в помощь основной системе.

Эргономика и комфорт

Давно знакомая «глазастая» кабина шириной 2,30 м ничего нового о себе не рассказала. Внутри высокий моторный тоннель и три посадочных места. Немного поиграли в рестайлинг некоторые пластиковые панели и накладки, переехал на новое местожительства замок зажигания, обновился дисплей трип-компьютера. Вот, в общем, и всё. Необходимо и достаточно…

Кузовная надстройка Koluman для ТКО и смешанных отходов, объёмом 15 м[sup]3[/sup] Кузовная надстройка Koluman для ТКО и смешанных отходов, объёмом 15 м[sup]3[/sup]
Система прессования позволяет достичь коэффициента уплотнения до 6:1
Система прессования позволяет достичь коэффициента уплотнения до 6:1
Система прессования позволяет достичь коэффициента уплотнения до 6:1

Кузовное

KOLUMAN из Турции – крупнейшая компания. Нам в России она известна в первую очередь полуприцепами для магистральных перевозок. Но их продуктовый портфель гораздо шире. В него входит строительная и даже аэродромная техника, а также различные коммунальные машины. Вот и перед нами надстройка для вывоза и прессования ТКО за 121 000 евро.

С 2016 года на российском рынке работает компания ООО «Колуман Рус», которая организовала производство и монтаж надстроек в Набережных Челнах, где же ещё если не на благодатной татарской земле, окрестностях Калуги или в анклавном кластере Калининграда. Всё авторитетное автотранспортное машиностроение сконцентрировалось в нескольких локациях, словно ведомое неведомыми силами и течениями…

Специалисты компании TURBOTRUCKS, эксклюзивного дистрибьютора Ford Trucks в России, считают, что главный конкурент «Форда» среди иномарок – грузовики Isuzu. Продажи шасси Ford 1833 в России только начинаются. Пока продано около полутора сотен грузовиков (на декабрь 2020 года).

Техническая характеристика мусоровоза с кузовом Koluman EFE 204
на шасси Ford Trucks 1833 DC (type KKXTP6)
Колёсная формула 4х2
Полная масса, кг 19 000
Допустимая нагрузка на 1-/2-/3-ю оси, кг (технически допустимая) 7100/12 600
Снаряжённая масса транспортного средства, кг 14 200
Колёсная база, мм 4250
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Ford Otosan FFP5 Ecotorq 9
Турбодизель, I-6, Euro 5
8974
330 при 1900 мин-1
1300 при 1200–1700 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад
Eaton 9S 14409 ESO14409
Механическая, с демультипликатором
9/1
Передаточное число главной пары 4,63
Подвеска Рессорная на всех осях
Тормозная система Пневматическая, с антиблокировочной системой, дисковые тормозные механизмы на всех осях
Размер шин 12R22,5
Вместимость топливного бака, л 350
Вместимость бака AdBlue, л 55
Комментировать ... >>