Опубликовано: ГП 05-2021
Море рессор для океана автопрома

Чусовской завод ОМК

Даниил Минаев, фото автора

Пермский край, город Чусовой, население около 44000 человек. Здесь находится Чусовской завод ОМК, который ведёт отсчёт рессорного производства с 1973 года. Сегодня Чусовской завод ОМК выпускает более 4000 товарных позиций рессорной продукции. Выпуск 100-миллионной рессоры стал поводом познакомиться поближе с уникальным предприятием, имеющим богатую почти 150-летнюю историю.

Итак, в 1879 году завод был основан Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным князем Голицыным и французом Ш. Барруеном. Заложенный по французскому проекту, завод долгое время был самым современным металлургическим предприятием Урала. Специфику его экономики изначально определило географическое положение: завод расположен в самом центре Урала на берегу реки Чусовой.

В 1973 году на заводе был введён в эксплуатацию самый крупный в Европе авторессорный цех, который начал обеспечивать рессорами КАМАЗ, УАЗ, УРАЛАЗ.

В разные годы металлургический комбинат переживал и тяжёлые, и успешные периоды своей истории. Сегодня предприятие активно развивается, монтирует новое оборудование и расширяет ассортимент выпускаемой продукции. А это рессоры всех «мастей» для самых разных автомобилей. Некоторые изделия отправляются прямиком на сборочные конвейеры, а некоторые расширяют номенклатуры альтернативных, но высококачественных запасных частей. Для отечественной техники продукция выпускается под маркой «Чусовская рессора». Кстати, знаменитая гоночная команда «КАМАЗ МАСТЕР» именно здесь по спецзаказу получает рессоры для своих уникальных машин.

В архиве заводского музея множество уникальных артефактов
В архиве заводского музея множество уникальных артефактов

Для иностранных автомобильных брендов производится линейка марки «Springer», которая характеризуется рядом технологических отличий от рессор для российских автомобилей.

Торжества в честь 100-миллионной рессоры Складские помещения с цифровыми автоматизированными системами учёта

Технологии

Давно уже демонтирована доменная печь, а на заводской территории идёт строительство новейшего сортопрокатного стана. Несколько лет назад завод уже приступал к масштабной реконструкции с целью освоить производство бесшовного трубопроката в дополнение к рессорной продукции, но экономические реалии пока затормозили этот проект…

Но вернёмся к основной продукции – автомобильным рессорам. Их в Чусовом изготовляют из собственной полосы, контролируя качество на каждом этапе. На роботизированном стане прокатки многолистовых и параболических рессор действуют 5 универсальных промышленных роботов производства Японии. Геометрические параметры измеряет высокоточный лазерный модуль.

Неоднократно подмечено, что на многих современных российских машиностроительных предприятиях используется станочный парк двух типов: самый современный с программируемым управлением – там трудятся операторы, и дополняет его «классика» с привлечением ручного труда. Такой подход к делу позволяет попутно решать ряд внезапно возникающих задач без привлечения смежников. Особенно это актуально для мелкосерийного и единичного производства по индивидуальным заказам

Одна из «фишек» чусовского рессорного производства – дробемётный комплекс. Дробемётная обработка удаляет окалину с поверхности рессорных листов и упрочняет их перед окраской. Производительность установки – 10000 рессор в сутки. Для производства рессорной продукции Springer пошли дальше. Там дробеструйная обработка производится в преднапряжённом состоянии, что повышает сопротивляемость металла усталости и увеличивает долговечность изделий на величину до 200%. Уральские рессоры имеют катафорезное покрытие, которое наносится под воздействием электрического поля в электролитической ванне. Далее после сушки изделия проходят финишную окраску в автоматизированной окрасочной камере. Для защиты от коррозии используется метод окраски с использованием электрокатодного осаждения, который входит в требования ведущих автопроизводителей.

Строительство новейшего сортопрокатного стана: подготовка площадки

В создании авторессор на предприятии задействованы более 2 600 сотрудников высокой квалификации: команда инженеров, прокатчики, кузнецы-штамповщики, термисты, рессорщики.

Продукция предприятия сертифицирована по международному стандарту автомобильной промышленности IATF 16949, имеет многочисленные премии «Автокомпонент года», «Сто лучших товаров России». Завод награжден бронзовой медалью Toyota Engineering Corporation за высокий уровень развития культуры производства.

Во все времена местные художники профессионально воспевали родные красоты Урала и, соответственно, родной завод

Короткая фотоэкскурсия

Понять весь производственный процесс и увидеть всё разнообразие продукции невозможно в рамках однодневного визита на это интересное предприятие, но фотоотчёт, собранный за короткую экскурсию по заводу зафиксировал некоторые интересные вехи, которыми стоит поделиться…

Автотранспортный цех Чусовского завода ОМК эксплуатирует среднесписочно 78 единиц подвижного состава автомобилей и спецтехники. Машины самые разные – от легковых седанов до самосвалов и передвижных мастерских, мобпредписание требует содержать и пару автобусов средней вместимости. Собственная производственная база позволяет почти полностью отказаться от услуг сторонних автосервисов. На территории идеальный порядок и чистота Автотранспортный цех Чусовского завода ОМК эксплуатирует среднесписочно 78 единиц подвижного состава автомобилей и спецтехники. Машины самые разные – от легковых седанов до самосвалов и передвижных мастерских, мобпредписание требует содержать и пару автобусов средней вместимости. Собственная производственная база позволяет почти полностью отказаться от услуг сторонних автосервисов. На территории идеальный порядок и чистота Автотранспортный цех Чусовского завода ОМК эксплуатирует среднесписочно 78 единиц подвижного состава автомобилей и спецтехники. Машины самые разные – от легковых седанов до самосвалов и передвижных мастерских, мобпредписание требует содержать и пару автобусов средней вместимости. Собственная производственная база позволяет почти полностью отказаться от услуг сторонних автосервисов. На территории идеальный порядок и чистота Автотранспортный цех Чусовского завода ОМК эксплуатирует среднесписочно 78 единиц подвижного состава автомобилей и спецтехники. Машины самые разные – от легковых седанов до самосвалов и передвижных мастерских, мобпредписание требует содержать и пару автобусов средней вместимости. Собственная производственная база позволяет почти полностью отказаться от услуг сторонних автосервисов. На территории идеальный порядок и чистота

Наша справка

Весь ассортимент автозапчастей чусовского завода ОМК доступен в интернет-магазине auto.omk.ru. Представительства и собственные склады, которые находятся в 21 городе России, позволяют доставлять заказы в кратчайшие сроки. Гарантия на автозапчасти предоставляется на 1 год. Для защиты от контрафакта все изделия промаркированы. Фирменный знак (логотип) «ЧМЗ» или «Springer» в зависимости от типа рессор может располагаться:

  • на хомуте рессоры,
  • на пластине под центральным болтом верхнего листа рессоры (если рессора без хомутов),
  • на поверхности заднего конца полурессоры (опоры для пневмоподвесок, рычагов)
Комментировать ... >>