Опубликовано: ГП 11-2020
Амфибия «Дрозд»
Шестая «Армия», коронавирусная (Часть 4)

О главных автобронетанковых событиях и новинках МВТФ «Армия-2020»

Александр Привалов

Главный редактор
«Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru
специально для журнала «Грузовик пресс»

Фото автора, иллюстрации Минобороны
России и предприятий ОПК

Глиссирующая амфибия

Попытки скрестить автомобиль и быстроходную моторную лодку предпринимали в разных странах неоднократно, но, несмотря на ряд оригинальных конструкций, такая техника не стала массовой. Предела совершенству нет, как нет в России и недостатка в энтузиастах. Питерское ООО «Балтийская Машиностроительная компания» (БМК) представило на «Армии-2020» свою амфибию «Дрозд», возле которой были постоянные аншлаги. Небольшая ремарка в отношении названия: изначально была аббревиатура ДРОЗД, но её официально не расшифровывали, зато птичье имя прижилось и за характерный цвет журналисты и блогеры частенько к имени добавляют слово «чёрный».

Впервые публично о разработке «Дрозда» стало известно два года назад, после того, как в сети интернет появились фотографии этого чуда техники. В ходе пробных испытаний были проверены заложенные идеи и выявлены недостатки конструкции, после чего последовали доработки. Представленный в Парке «Патриот» образец следует считать второй версией амфибии, в которую внесены существенные изменения. Фактически нынешний показ – это премьера!

Амфибия «Дрозд»: оригинальная подвеска позволяет убирать колёса в корпус лодки
Амфибия «Дрозд»: оригинальная подвеска позволяет убирать колёса в корпус лодки
Амфибия «Дрозд»: оригинальная подвеска позволяет убирать колёса в корпус лодки

Основное превосходство «Дрозда» над всеми другими амфибиями, представленными на выставке, – возможность убирать колёса в корпус лодки, это позволяет добиться впечатляющих скоростных характеристик: на суше «Дрозд» разгоняется до 100 км/ч, на воде – до 70 км/ч. Колёса убираются при помощи гидравлики, и этот процесс на стенде ООО «БМК» неоднократно был продемонстрирован посетителям.

Новинка вызвала интерес и у военных специалистов. Не думаю, что в ВС РФ такая техника получит широкое распространение, однако свою нишу она займёт. Полагаю, подразделения российского спецназа и Сил специальных операций для себя пометки уже сделали и договорились о проведении испытаний. Да и морская пехота должна проявить интерес, возможно, эта конструкция натолкнёт на мысль, как можно сделать новую боевую машину морской пехоты?

Амфибия «Дрозд», интерьер салона

Модернизация БРДМ-2

В продолжение темы плавсредств следует упомянуть о том, что в ВС РФ на складах находится довольно много различной техники, которая давно выслужила свои сроки и поэтому подлежит утилизации. Особо хочу отметить деятельность Межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники «Военно-техническое общество», направленную на сохранение военной техники СССР и России как неотъемлемой части истории Вооружённых Сил.

Один из путей сохранения истории – восстановление и реставрация техники. Обратил внимание на звуковую станцию ЗС-99 на базе плавающей бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2, которую отреставрировали весной текущего года. Но более интересным экспонатом стала новинка на стенде «Военно-технического общества»: глубоко модернизированный вариант БРДМ-2, который получил обозначение БРДМ-2МБ «Бекас».

Звуковая станция БРДМ-2 ЗС-99

Разработчиком «Бекаса» является ООО «Б-АРМС» (Московская обл., г. Истра), в кругах специалистов известное работами по модернизации и ремонту колёсной и гусеничной бронетехники, а также по повышению уровня её защиты для инозаказчиков. Работа по модернизации БРДМ-2 началась в 2016 г., когда была сделана первая машина БРДМ-2МС «Стриж» (позже такие машины показали в Лаосе, Киргизии, Мьянме, Сербии при передаче техники). БРДМ-2МБ «Бекас» – следующий этап модернизации.

Важнейший недостаток старых БРДМ-2 – слабый бензиновый двигатель. На «Бекас» установили силовой блок, собранный на базе дизельного двигателя ЯМЗ-534 мощностью 136 л.с., это существенно улучшило характеристики машины. Вновь установили систему кондиционирования, противоминную защиту днища и колёсных арок, дополнительное навесное бронирование, резервный дизель-генератор, боковые рейлинги, силовой бампер, рундук, а также серьёзно модернизировали все основные системы. Сообщается, что способ модернизации узлов «Бекаса» и силовой моноблок были запатентованы Роспатентом. Машина прошла предварительные испытания, подтвердив надёжность модернизированных узлов и показав хорошие ходовые характеристики. Известно, что за рубежом эксплуатируется довольно много морально и физически устаревших БРДМ-2, поэтому есть все основания полагать, что разработка будет востребована.

БРДМ-2МБ «Бекас» на полигоне

Модернизация как альтернатива утилизации

Однако есть и альтернативные пути: можно брать отслужившую бронетехнику с баз хранения Минобороны России и Росгвардии и вместо утилизации давать технике «вторую жизнь» в народном хозяйстве. Таким путём идёт саратовская компания НПП «СОЛИТОН», которая переделывает БРДМ-2 и БТР-80 под требования гражданских заказчиков.

На «Армии-2020» впервые было продемонстрировано Универсальное транспортное средство УТС «Боец», изготовленное из конверсионного БТР-80. В ходе переделки полностью заменили двигатель (вместо КАМАЗ-7401 установили Caterpillar 3126) и трансмиссю (на «Боец» поставили АКП Allison 2500). Хотя корпус и его начинку существенно переделали, получившийся образец не потерял плавучести. Для различных заказчиков возможно различное дополнительное оснащение, например, подготовка под монтаж пожарного, спасательного или медицинского оборудования.

Кстати, на сайте НПП «СОЛИТОН» рассказано о совершенно ином «Бойце» – проекте семейства плавающих автомобилей с колёсными формулами 4х4 и 6х6 и независимой подвеской всех колёс. Трудно сказать будет ли этот проект реализован в металле, но если такая техника появится на вооружении ВС РФ, в типаже ВАТ можно будет заполнить пробел.

Универсальное транспортное средство УТС «Боец»

Новинка в линейке вездеходов «ТРЭКОЛ»

Внедорожные транспортные средства (ВТС), созданные в КБ ООО НПФ «ТРЭКОЛ», хорошо известны не только на «гражданке». Несколько раз вездеходы этой компании принимали участие в длительных экспедициях, которые проводились Научно-исследовательским испытательным центром 3 ЦНИИ МО РФ (ныне испытательный центр в Бронницах вновь имеет самостоятельный статус и прежнее наименование 21 Научно-исследовательский испытательный институт).

На «Армии-2020» была продемонстрирована самая новая разработка – ВТС «ТРЭКОЛ ХАСКИ». Замечу, что компания «ТРЭКОЛ» имеет более чем тридцатилетний опыт разработки и изготовления вездеходов. В ходе создания новых изделий проводятся всеобъемлющие испытания перед тем, как техника появится в продаже. Так случилось и с «ТРЭКОЛ ХАСКИ» – разработка была начата в 2014 г., и только спустя пять лет на эти вездеходы начали принимать заказы от покупателей. Сообщается, что длительная процедура испытаний позволила оценить ресурс конструкции и внедрить максимально отработанные решения.

«ХАСКИ» выпускают в двух основных вариантах – с однообъёмным кузовом и с грузовой платформой – пикап. Возможна комплектация отечественными двигателями ЗМЗ-40905 или импортными HYUNDAI D4BH. Из особенностей конструкции отмечу приспособленность вездехода к эксплуатации в условиях сверхнизких температур: в инструкции по эксплуатации штатно указана минимальная температура –60 °C. Вездеход способен преодолевать небольшие водные преграды за счёт водоизмещения колёс.

ТРЭКОЛ ХАСКИ

Реанимационный «Шаман»

В коронавирусное время на «Армии-2020» не обошлось без новинок медицинской техники. В павильоне одним из шоу-стопперов стал медицинский вездеход характерной жёлто-красной раскраски. «Вездеход скорой медицинской помощи модели Шаман-М» – так официально именуется это изделие, совместная разработка компаний «АВТОРОС» и ПК «Садр». В качестве базы был взят хорошо известный в профессиональных кругах плавающий снегоболотоход «Шаман» с колёсной формулой 8х8, в салоне которого возможно разместить водителя, до четырёх медицинских специалистов и до двух пациентов.

В этом году исполняется 15 лет с момента начала разработки вездеходов марки AVTOROS. Первый прототип вездехода с колёсной формулой 6х6 компания выпустила в 2007 г., а в 2008 г. был впервые публично представлен 4-осный вездеход «Проект Z». Имя «Шаман» появилось в 2012 г. и с тех пор конструкция претерпела ряд модернизаций. Среди конструктивных отличий от других вездеходов следует упомянуть закрытую герметичную раму оригинальной конструкции, в которой размещены все детали трансмиссии – это очень важно при эксплуатации в районах Арктики.

Вездеход скорой медицинской помощи модели «Шаман-М»

Для быстрого преодоления водных преград вездеход «Шаман» можно комплектовать гребным винтом, увеличивающим скорость передвижения до пяти километров в час. Специальные помпы с высокой производительностью (до 200 л/мин) помогают избавиться от попавшей воды, предусмотрен и форсированный сброс жидкости при помощи отдельных клапанов.

Особо отмечу, что на первые 4-осные вездеходы AVTOROS ставили отечественные двигатели, но в ходе совершенствования конструкции их пришлось заменить на импортные моторы IVECO F1C. Возможно, после запуска серийного производства в России двигателей «Фотон» и их локализации будет рассмотрен вопрос по их адаптации для «Шаманов», после чего этими вездеходами заинтересуется и МО РФ?

Сообщается, что вездеход «Шаман-М» предназначен для транспортировки пациентов и оснащён медицинским оборудованием в соответствии с приказом № 388н Министерства Здравоохранения РФ. Габариты машины учитывают ширину российских дорог, поэтому она не создаёт помех остальным участникам движения... хотя её стихия – полное бездорожье.

Вездеход скорой медицинской помощи модели «Шаман-М»

Гибридный «Русак»

Среди вездеходов на пневматиках своими внушительными габаритами выделялось амфибийное вездеходное транспортное средство РУСАК К-8 / 39941 «Гибрид». Работа по созданию семейства вездеходов RUSAK® выполнена ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» (НГТУ) и ООО «Завод механических трансмиссий» («ЗМТ», дочернее предприятие ООО «КОМ») при финансовой поддержке Правительства в лице Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Экспериментальный вездеход РУСАК-39941 с гибридной силовой установкой впервые был публично показан в конце прошлого года в Санкт-Петербурге в рамках Международного форума «Арктика: настоящее и будущее». На вездеходе установлены две гибридные силовые установки, мощность тяговых электродвигателей 2х75 кВт, которые обеспечивают скорость движения до 60 км/ч по суше и до 10 км/ч на плаву. Запас хода – до 1000 км.

Сложно сказать насколько образец, оснащённый электромеханической трансмиссией, покажет себя хорошо в условиях Арктики. Но особенность конструкции в том, что в семействе вездеходов РУСАК® К4 / К6 / К8 (колёсные формулы 4х4, 6х6 и 8х8 соответственно) присутствуют и модели с традиционной механической трансмиссией, а здесь у компаний, входящих в холдинг «КОМ», имеются все необходимые компетенции, в том числе и серьёзные производственные мощности. Замечу, что ранее совместно с НГТУ была проведена серьёзная работа по разработке, изготовлению и испытанию опытных образцов механических коробок передач с автоматическим управлением.

В этом году семейство РУСАК К4/К6/К8 обещают запустить в серийное производство и на МВТФ «Армия-2020» с заказчиками были проведены переговоры о поставках. Выбрать есть из чего: в семействе имеются модели для перевозки пассажиров, грузопассажирские модели, модели с грузовыми платформами и шасси. Возможна поставка и медицинского варианта.

Экспериментальный образец амфибийного вездеходного транспортного средства РУСАК К-8 / 39941 «Гибрид»

Армии предложили свои услуги «Бурлаки»

Компания «Вездеходы Макарова» выпускает авторские снегоболотоходы Алексея Макарова. Она выросла из мастерской в Екатеринбурге, где талантливые конструкторы и механики создавали вездеходы для экстремальных экспедиций. Лучшие модели начали производить серийно и сегодня сложно указать район российской Арктики, где не побывали эти вездеходы. В модельном ряду компании вездеходы «Бурлак» 4х4 и 6х6 различных модификаций (в настоящий момент предлагается 13 типовых модификаций, по желанию клиентов комплектация может быть индивидуальной).

Для меня неожиданностью стали слова представителя компании Антона Копцева о том, что «Бурлак» используется и в Антарктиде, а там температура опускается ещё ниже, чем на Северном полюсе холода (Оймякон в Якутии). Любому специалисту, разрабатывающему транспортную технику для эксплуатации в условиях сверхнизких температур, известно: если нижнюю планку температуры эксплуатации опустить на 10°, стоимость техники увеличится примерно в два раза. Следуя этому принципу, стоимость любой техники для температур эксплуатации –80 °C должна быть просто заоблачной. Благодаря найденным техническим решениям вездеходы «Бурлак» имеют вполне приемлемые для заказчиков цены.

«Бурлак» 6х6 в Антарктиде

О конкурентных преимуществах «Бурлаков» полярники знают не понаслышке. Главное в тех суровых краях – выжить при всех катаклизмах климата. Поэтому вездеходы оборудуются дополнительными топливными баками, что обеспечивает автономность по бездорожью 2500 км без дозаправки. На плаву возможно передвижение как без винта за счёт вращения колёс (скорость до 3 км/ч), так и с винтом (до 6 км/ч). Вездеходы могут перевозить груз (модификация 6х6 на твёрдых грунтах имеет грузоподъёмность до 3 т) и буксировать прицепы. Максимальная скорость по дорогам с твёрдым покрытием достигает 70 км/ч.

Упомяну ещё об одном преимуществе – значительно большем дорожном просвете, нежели у других вездеходов, показанных на «Армии-2020». Сравните: «Шаман» – 450 мм, семейство «Русак» (для всех модификаций) – 520–560 мм, «ТРЭКОЛ ХАСКИ» – 550 мм, «Бурлак» – 750 мм. Комментарии, как говорится, излишни...

На «Армии-2020» были показаны два вездехода «Бурлак» с колёсными формулами 4х4 и 6х6. Двухосный образец – эксклюзивная модель для одного из заказчиков, пожелавшего индивидуальное оснащение и отделку.

«Бурлак» 6х6: интерьер «Бурлак» 6х6: интерьер

Образец 6х6 – комплектация в варианте со спальным отсеком, кухней и даже с предусмотренным местом для душевой кабины. История вездеходов «Бурлак» началась именно с такой комплектации. В Арктике и в Антарктике бригаде полярников надо обслуживать автоматические метеорологические станции, находящиеся в отдалённой безлюдной местности, на таком вездеходе можно с комфортом отправиться в дальний поход.

Полагаю, специалисты МО РФ также подметили все преимущества «Бурлаков», тем более что защите Арктики сейчас уделяется особое внимание. Единственный минус – использование импортных двигателей Cummins 2.8 ISF, но ещё раз повторюсь: должна появиться отечественная альтернатива, хоть и лицензионная.

Когда эта часть статьи готовилась к печати, стало известно о том, что в конце сентября ещё шесть вездеходов «Бурлак» и жилой модуль отправились в Антарктиду.

«Бурлак» 4х4 в эксклюзивной комплектации

ШС-04-02

Огромные размеры перечисленных вездеходов на пневматиках накладывают серьёзные ограничения: на таких монстрах не всегда можно передвигаться по узким тропинкам в тайге. Поэтому ряд компаний специализируется на изготовлении вездеходов иного типа. Одним из производителей компактной колёсной вездеходной техники на шинах сверхнизкого давления является ООО «МобиДик» из Кургана. Её снегоболотоход ФЕНИКС ШС-04-02 выглядел весьма контрастно рядом с огромными «Бурлаками».

Габаритные размеры ШС-04-02 минимальны: длина – 3030 мм, ширина – 2500 мм, высота – 2200 мм. Компактнее конструкцию снегоболотохода, у которого дорожный просвет составляет 600 мм, сделать нереально. Снаряжённая масса получилась всего 1600 кг, максимальная грузоподъёмность – 700 кг. Вездеход развивает максимальную скорость на суше 30 км/ч, на плаву – 5 км/ч. Удельное давление на грунт всего 0,1 кг/cм2. При необходимости можно буксировать прицеп массой до одной тонны.

Снегоболотоход ФЕНИКС ШС-04-02
Снегоболотоход ФЕНИКС ШС-04-02

Из особенностей конструкции отмечу силовой агрегат в составе бензинового двигателя ВАЗ-21179 мощностью 122 л.с. и автоматической коробки передач Jatco JF414E. Привод колёс осуществляется доработанными приводными валами от ВАЗ-2108. Подвеска колёс отсутствует. Способ поворота – торможением внутреннего по отношению к повороту борта с помощью тормозной системы с отдельным приводом на каждый борт.

Вездеход ФЕНИКС представило ООО НПФ «ТЕХНОТРАНС» – официальный дистрибьютор компании «МобиДик». Кстати, основная деятельность НПФ «ТЕХНОТРАНС» – услуги по ремонту и обслуживанию вооружения и военной техники, в том числе это официальный сервисный центр по гарантийному обслуживанию техники производства МЗКТ, «КАМАЗ», АЗ «Урал» и многих других заводов. Все работы выполняются под контролем военного представительства. Полагаю, такое продвижение компактных вездеходов на рынке не останется без внимания военного ведомства..

Комментировать ... >>