Опубликовано: ГП 08-2011
УАЗ-469Б-НАМИ
Лучшее – друг хорошего!

УАЗ-469Б-НАМИ c цельнометаллическим кузовом и жестким верхом

Максим Шелепенков,
фото из архива НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»

Знаменитый сегодня УАЗ-469 создавался долго. Почти десять лет ушло на то, чтобы довести готовую и испытанную конструкцию до серийного производства. В результате серийная машина уже не соответствовала множеству международных требований.

Не секрет, что УАЗ-469 был предназначен прежде всего для военных, и их требования главенствовали над всеми остальными. В результате на конвейер встала машина в самой простой комплектации: с «мягким» верхом и спартанским салоном. Если военных и непритязательных отечественных потребителей из различных автохозяйств такие автомобили устраивали, то частников, особенно за рубежом, нет. И дело даже не в соответствии внешних световых приборов международным требованиям – такие «мелочи» зарубежные дилеры «Автоэкспорта» давно на­учились исправлять самостоятельно – речь шла о пассивной безопасности и потребительских качествах автомобиля в целом.

Отсутствие в производственной программе завода комфортабельной модификации, удовлетворяющей требования зарубежных партнёров, особенно в развитых европейских странах, сильно отражалось на экспортном потенциале УАЗ-469. В середине 1970-х разрешением это проблемы озадачилось Министерство автомобильной промышленности, в результате в 1977 году НАМИ и УАЗу было выдано особое задание на подготовку комфортабельной версии ульяновского внедорожника.

Если УАЗ, памятуя о том, что в случае удачи осваивать новую модель придётся самим же, ограничился минимальными изменениями базовой конструкции, лишь возродив свой старый проект УАЗа с жестким металлическим верхом (такие машины проходили испытания в конце 1960-х годов), то НАМИ подошёл к заданию творчески, почти не ограничивая себя в попытке привести утилитарный УАЗ по комфорту как можно ближе к обычной легковушке.

УАЗ-469М

В результате четырёхмесячной работы УАЗ-469Б-НАМИ (дизайнеры В. А. Петрушов, Э. В. Сабо) получил цельнометаллический кузов с жестким верхом и покатой задней стенкой (как на хэтчбеке), цельное ветровое стекло в неоткидывающейся рамке, с установленными внизу стеклоочистителями, цельные боковые двери, новую панель приборов и рулевое управление, модернизированную подвеску и тормозную систему, элементы пассивной безопасности и наружную светотехнику от «Жигулей». Если смотреть глобально на место этой машины в отечественной истории, то можно сказать, что именно с неё началось новое направление конструкторско-дизайнерских разработок, которые в современном мире принято называть тюнингом.

К сожалению, ни московскому, ни ульяновскому комфортабельному джипу не суждено было стать серийным. Помехой намерениям оказался Госплан, который отказал в выделении заводу дополнительных материалов (металл, пластик, обивка и т. д.), а переделкой УАЗов под вкусы зарубежных потребителей всё-таки занялись дилеры «Автоэкспорта» (итальянская Martorelli S.p.a., финская Oy Konela Ab. и др.). Лишь частичные решения «комфортабельных джипов» были использованы ульяновским автозаводом при модернизации своих машин в 1985 году, а цельнометаллический верх на серийных УАЗах появился лишь в 1990-х годах.

Комментировать ... >>