Опубликовано: ГП 09-2012

 

Автолавка раннего выпуска на шасси ГАЗ-51А

На благо потребкооперации
Автофургоны Броварского завода «Торгмаш»

Денис Дементьев
Фото из архива ПУ «БЗТМ»

Броварской завод торгового машиностроения – одно из старейших предприятий, работающих в системе потребительской кооперации Украины и снабжающих организации розничной сети не только торговым оборудованием, среди которого магазинные прилавки, уличные ларьки, но и спецавтотранспортом: фургонами, автолавками, цистернами. Причём опыт «Торгмаша» в этой области насчитывает почти 50 лет. Об этой полувековой истории предприятия мы и расскажем.

Броварское предприятие ведёт своё летосчисление с 19 февраля 1957 года, когда постановлением Совмина УССР на окраине города Бровары Киевской области было выделено 8 га под строительство сразу трёх заводов: авторемонтного, шиноремонтного и механического. По распоряжению Совмина СССР 8 августа 1960 года ещё строящиеся предприятия были объединены в одно– Броварской завод торгового машиностроения с подчинением его тресту «Укоопснаб» Центрального союза потребительских обществ УССР. Именно для Укоопсоюза завод, вступив в строй действующих предприятий с января 1961 года, начал выпускать первую продукцию. Сначала это были канализационные люки. Кроме них на предприятии занимались несложным ремонтом различного торгового оборудования, затем сами осваивали его производство: металлическую мебель, киоски, тару, гвозди и т. д. В 1963 году на БЗТМ был организован выпуск автофургонов различного назначения на шасси ГАЗ-51А. Это автохлеборазвозки (для перевозки хлебобулочных изделий) и автолавки (для передвижной розничной торговли в населённых пунктах, не имеющих стационарных магазинов). Они имели максимально унифицированные между собой цельнометаллические кузова – для их производства на заводе освоили контактную сварку. Надо сказать, весьма перспективная технология по тем временам, если учесть, что львиная доля советских кузовов-фургонов имела тогда деревянный каркас.

Автохлеборазвозка на шасси ГАЗ-51А, 1963 г.

В 1965 году кузова претерпели небольшую модернизацию, а именно: была уменьшена нижняя юбка кузова для предотвращения её задевания о неровности дороги в условиях сельской местности. Кроме того, в этом же году было начато производство указанных типов автофургонов также на шасси ГАЗ-53Ф и добавилась новая модификация – автобытовая мастерская для оказания бытовых услуг населению. В стандартный набор таких услуг входил ремонт обуви, одежды, несложный ремонт техники (часов, керосиновых ламп и т. д.), а также парикмахерская, фотоателье и многое другое.

Автофургоны с модернизированными кузовами: для перевозки хлеба и автолавка, 1965 г. Автофургоны с модернизированными кузовами: для перевозки хлеба и автолавка, 1965 г.

В 1964 году завод начал выпуск автобензоцистерн на шасси ГАЗ-51А для розничной продажи топлива населению для бытовых нужд, а со следующего года и бортовые прицепы 2-П-4 мод. 754В по документации Ирбитского автоприцепного завода под маркой «БПГ».

Автобензоцистерна на шасси ГАЗ-51А, 1964 г.

Вообще Броварской завод, имевший с 1967 по 1986 год статус экспериментального, выпускал много нестандартного торгового и другого оборудования, часто по индивидуальным заказам главка в масштабах опытно-промышленных партий. Так, в 1965 году завод получил от Тартуского опытного завода ремонта автомобилей документацию на передвижную мастерскую бытового обслуживания ТА-942Т, но серийно эти машины в Броварах так и не начали выпускать. Хотя автофургоны всегда являлись визитной карточкой предприятия.

Автопередвижные бытовые мастерские на шасси ГАЗ-51А и ГАЗ-53Ф, 1965 г. Автопередвижные бытовые мастерские на шасси ГАЗ-51А и ГАЗ-53Ф, 1965 г. Опытный образец автолавки с кузовом из стеклопластика, 1965 г.

В 1976 году на смену кузова старой конструкции пришли кузова серии «БАФ-1», базовой моделью которой был промтоварный вариант с тем же названием. Изотермический фургон получил обозначение «БАФ-1И», а хлебный – «БАХ» (позже «БКХ-2»). Кузова предназначались для монтажа на горьковские шасси с длинной базой (3700 мм), т. е. их можно было устанавливать на ГАЗ-53А (затем ГАЗ-53-12) или ГАЗ-52-01.

Автолавка на шасси ГАЗ-53Ф, 1965 г. Хлебный фургон на шасси ГАЗ-53Ф, 1965 г.

Кроме автофургонов с 1975 года завод производил прицепы-цистерны типов НКЦ и ПТЦ с теплоизоляцией на одноосных шасси ТАПЗ-755 для розничной продажи кваса и пива в системе потребкооперации и стал одним из лидеров в СССР по объёмам их производства. Также на одноосных шасси завод изготовлял прицепы-фургоны ПА-1 (промтоварный) и ПХ-3А (хлебный).

Кузов-фургон промтоварный БАФ-1 Изотермический фургон БАФ-1И Кузов для перевозки хлеба БКХ-2Е Бортовой прицеп ИАПЗ-754В

В том же 1975 году «Торгмаш» освоил производство бортов-подъёмников С-5А конструкции ЭРСПО (г. Таллинн). В 1985 году на предприятии, получившем к тому времени название «имени XXVI съезда КПСС», разработали модернизированный гидравлический грузоподъёмный борт БПМ для фургонов, предназначенных для контейнерных перевозок. Борт имел грузоподъёмность 500 кг и поднимался на высоту до 1400 мм. Штатно он предназначался для нового поколения автофургонов на шасси ГАЗ-53-12 (а затем и ГАЗ-3307) с кузовами типа БАФ-2, имевшим простую кубическую форму вместо округлых БАФ-1.

Хлебный автофургон БКХ-2 позднего выпуска на шасси ГАЗ-3307 Фургон БАФ-2 с подъёмным бортом БПМ

Несмотря на республиканскую принадлежность, завод отправлял свои автофургоны и прицепы-бочки по линии Центросоюза по всему СССР, вплоть до Дальнего Востока. В начале 1990-х годов завод своей специализации не потерял и продолжал выпускать прежнюю продукцию, хоть и в значительно меньших объёмах в связи с сокращением рынка сбыта. Несмотря на это, на «Торгмаше» были разработаны модели автофургонов на шасси ГАЗ-3302 и ЗИЛ-5301БО. Отдельной строкой можно отметить несколько больших партий фургонов на шасси Mercedes-Benz 508D, снятых с консервации бундесвера и распроданных во многих странах Восточной Европы, среди которых оказалась и Украина.

Фургон БКХ-7 на шасси «ГАЗели»

Прицепы-цистерны завод прекратил выпускать в 2000 году по весьма прозаичной причине – из-за отсутствия шасси. До 1998 года одноосные шасси предприятию поставлял тираспольский завод АО «ТиЗАР» (бывший ТАПЗ), но он был признан банкротом и закрылся, последняя же партия шасси ТАПЗ-755 ушла как раз в Бровары. Затем были переговоры с Луганским автосборочным заводом, который некоторое время был основным смежником по прицепным шасси, но и от него в 2001 году остались «рожки да ножки».

Характеристики автофургонов Броварского завода «Торгмаш»
(1980–1990-е гг.)
Модель Габаритные размеры кузова, мм Собственная масса кузова, кг Шасси Назначение
длина ширина высота
БАФ-1 3870 2240 2300 768 ГАЗ-53А, -53-12, -52-01 Универсальный
БАФ-1И 3870 2240 2300 1150 ГАЗ-53А, -53-12, -52-01 Изотермический
БАФ-2 3655 2240 1920 925 ГАЗ-53-12, -3307, -52-01 Универсальный
БАФ-2И 3655 2240 1920 1110 ГАЗ-53-12, -3307, -52-01 Изотермический
БАФ-2И-01 3655 2240 1920 1150 ГАЗ-53-12, -3307, -52-01 Изотермический
БАФ-7 3100 2020 1780 550 ГАЗ-3302, -33021 Универсальный
БАФ-7И 3120 2020 1780 720 ГАЗ-3302, -33021 Изотермический
БКХ-2 (лотков – 96 или 120 шт.) 3300 2120 1760 760 ГАЗ-53-12, -3307, -52-01, -52-04 Хлебный
БКХ-2Е (лотков – 102 шт.) 3300 1980 1830 680 ГАЗ-53-12, -3307, -52-01, -52-04 Хлебный
БКХ-7 (4-дверный, лотков – 84 шт.) 3300 2020 1650 600 ГАЗ-3302, -33021 Хлебный
БКХ-7-02 (3-дверный, лотков – 81 шт.) 2910 2100 2015 726 ГАЗ-3302, -33021 Хлебный

Что же касается фургонов, то в начале 2000-х годов, как и сегодня, их производство носит нерегулярный характер: время от времени появляются заказы – изготовляют партиями, но массовым выпуском его назвать, конечно, нельзя. Уж очень много развелось за последние 10–15 лет фирм в стране, предлагающих всевозможные кузова на любой лад, и конкуренция делает свое дело. Но, несмотря на это, кузовное производство на «Торгмаше» живёт, и закрывать его никто не намерен, тем более что опыт их производства у завода за плечами немаленький. А пока что предприятие живёт и развивает другие традиционные для него направления производства: котельное и хлебопекарное оборудование, киоски, прилавки, металлоконструкции и многое другое.

Комментировать ... >>