Опубликовано: ГП 09-2017
Взлёт после падения

Автопром России за I полугодие 2017 г.

Александр Трохачёв, фото автора

Истосковавшийся по хорошим новостям рынок коммерческого автотранспорта РФ наконец-то характеризуют добрые вести. В I полугодии 2017 года все сегменты (но не все бренды!) показали количественный и процентный рост. В плюсе продажи отечественной техники и изготовленной за рубежом, независимо от колёсной формулы, полной массы и класса транспортного средства. Вопрос в том, долго ли продлится подъём, ведь многие связывают его не с улучшением делового климата, а с отложенным спросом периода затяжного падения…

Оживший спрос на LCV

После долгого затишья наконец-то воспрянул рынок новых малотоннажников! Согласно отчёту аналитического агентства «Автостат Инфо», объём продаж новых LCV в России за январь – июнь увеличился на 25,2%. В абсолютных показателях рост составил 9950 ед., а планка сбыта теперь зафиксирована на отметке 49 380 ед.

Продажи новых LCV (<6 т) в РФ по маркам
Марка нового LCV Январь–июнь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
ГАЗ 21 236 17 462 3774 21,6
УАЗ 11 047 7929 3118 39,3
Lada 3927 2325 1602 68,9
Mercedes-Benz 3713 2828 885 31,3
Ford 2963 2027 936 46,2
Volkswagen 2604 2340 264 11,3
Peugeot 937 600 337 56,2
Hyundai 810 665 145 21,8
Fiat 805 1109 –304 –27,4
Citroёn 787 483 304 62,9
ИТОГО в топ-10 48 829 37 768 11 061 22,7
IVECO 263 766 –503 –65,7
Toyota 98 103 –5 –4,9
Renault 68 412 –344 –83,5
KIA 44 42 2 4,8
BAW 34 59 –25 –42,4
ИТОГО в топ-15 49 336 39 150 10 186 20,7
Другие бренды 44 280 –236 –536,4
ВЕСЬ РЫНОК 49 380 39 430 9950 25,2
Всего российских 36 216 27 731 8485 30,6
Всего иномарок 13 164 11 699 1465 12,5

Генератором роста в категории LCV стали российские автомобили: за шесть месяцев рост к январю – июню прошлого года достиг 8485 ед., или 30,6%. Доля отечественных машин за это время выросла с 70,3% до 73,3%. Иномарки за тот же период показали повышающую корректировку в 1465 ед., или 12,5%, однако их доля снизилась на три процентных пункта, остановившись на значении 26,7%. В принципе, ничего экстраординарного не произошло, но поводов для анализа ситуации масса.

Пробуждение спроса на отечественные малотоннажники в первую очередь обусловлено экономической выгодой от их приобретения. Ждать финансовой лояльности от импортёров не приходится, да и перспективы сбыта на вторичном рынке неясны. В таких условиях синица в руках лучше, чем журавль в облаках. Тем более, что отечественные заводы позаботились о разнообразии моделей и их ценовой доступности. По иномаркам ситуация хуже. В минус ушли Fiat (–27,4%), IVECO (–65,7%), Renault (–83,5%), BAW (–42,4%), Toyota (–4,9%). И хотя в количественном отношении потери подчас незначительные, всё-таки это спад, а не подъём.

В июне спрос на лёгкую коммерческую технику замедлился, но всё равно вызвал положительные эмоции: по российским LCV он составил 1058 ед. (+20,5%), а по иномаркам – 382 ед. (+17,4%). Лучшими с точки зрения сбыта для техники РФ в 2017 году стали март и апрель: соответственно 7293 и 7114 ед.; по иномаркам – март и июнь (2572 и 2575 ед.). Во II полугодии 2016 года пики спроса на отечественные LCV датированы ноябрём (6675 ед.) и декабрём (8799 ед.), по иномаркам – теми же месяцами с объёмами 2280 и 3337 ед. соответственно. В июне росли показатели сбыта во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного (–10,6%). Минимальный плюс в 3,9% показал Уральский ФО, а максимальный в активе Северо-Кавказского (+57%).

В июне ГАЗ реализовал 3998 новых LCV, улучшив прошлогодний результат на 20,5%. В этот же месяц УАЗ поставил заказчикам 1499 ед.: +14,1% к результатам годичной давности. Третью строчку забронировала Lada с объёмом сбыта 710 ед. (+37,1%). К экватору сезона на четвёртом месте прикатил Ford (682 ед., +95%), на пятом обосновался Volkswagen (586 ед., +41,3%).

Самые продаваемые новые LCV (<6 т) в РФ по моделям
Модель нового LCV I полугодие
2017 г.
II полугодие
2016 г.
Изменение
Ед. %
«ГАЗель NEXT» (4х2) 11 160 10 619 541 4,9
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 5024 5294 –270 –5,4
УАЗ-3741 (4х4) 4680 4618 62 1,3
Lada Largus Fourgon (4х2) 3927 4073 –146 –3,7
УАЗ-3909 (4х4) 3210 2310 900 28,0
Ford Transit (4х2) 2959 2895 64 2,2
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) 2741 2859 –118 –4,3
УАЗ-2206 (4х4) 1568 1269 299 19,1
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 1529 2680 –1151 –75,3
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) 1430 1676 –246 –17,2
ИТОГО в топ-10 38 228 38 293 –65 –0,2
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 1258 2297 –1039 –82,6
Volkswagen Caravelle (4x2) 921 1148 –227 –26,7
УАЗ-3303 (4х4) 796 834 –38 –4,8
Fiat Ducato (4x2) 758 862 –104 –13,7
Volkswagen Caddy (4x2) 757 603 154 20,3
ИТОГО в топ-15 42 718 44 037 –1319 –3,1
Другие бренды 6662 7377 –715 –10,7
ВЕСЬ РЫНОК 49 380 51 414 –2034 –4,1
Всего российских 36 216 37 537 –1321 –3,7
Всего иномарок 13 164 13 877 –713 –5,4

Итоги I полугодия 2017 года были во многом предсказуемы, за редким исключением. Например, в топовый пул неожиданно ворвалась Lada, что обусловлено стабильным спросом на фургон Largus. Список хитов возглавляет ГАЗ и его непревзойдённые «ГАЗели» и «Соболи»: в первой десятке четыре строчки – за ними. Из иномарок в списке лучших присутствуют только Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter, и оба – российской сборки. Transit выпускают в Елабуге, а Sprinter – в Нижнем Новгороде. Выход новых моделей таких, как УАЗ «Профи» с бортовой платформой, конечно, влияет на статистику продаж, но глобальной погоды в ней пока не делает.

Грузовой бум: надолго ли?

Спрос на средние и тяжёлые грузовики должен был когда-то оттаять, но сошёл неожиданно, как снежная лавина. Движение началось ещё во II полугодии прошлого года, а в январе – июне 2017-го только набрало скорость. В ситуации, когда вышедшие из лизинга автомобили начали терять коммерческую привлекательность, владельцы парков стали стремительно от них избавляться и приобретать технику без пробега.

Продажи новых грузовых автомобилей (>6 т) в РФ по маркам
Марка нового грузового а/м Январь–июнь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
КАМАЗ 11 578 9315 2263 24,3
ГАЗ 4013 3966 47 1,2
Volvo Trucks 2063 501 1562 311,8
Scania 1925 752 1173 156,0
Mercedes-Benz 1917 476 1441 302,7
Isuzu 1609 934 675 72,3
MAN 1511 822 689 83,8
DAF 1344 217 1127 519,4
МАЗ 1254 1098 156 14,2
«Урал» 1049 1010 39 3,9
ИТОГО в топ-10 28 263 19 091 9172 32,5
Hyundai 662 626 36 5,8
Hino 374 321 53 16,5
МАЗ-MAN 358 294 64 21,8
Fuso 303 235 68 28,9
IVECO 290 206 84 40,8
ИТОГО в топ-15 30 250 20 773 9477 31,3
Другие бренды 669 543 126 18,8
ВЕСЬ РЫНОК 30 919 21 316 9603 45,1
Всего российских 18 082 15 631 2451 15,7
Всего иномарок 12 837 5685 7152 125,8

По данным «Автостат Инфо», в течение января – июня 2017 года продажи новых грузовиков выросли к январю – июню прошлого года на 9603 ед. (+45,1%) и достигли объёма 30 919 ед. «Битву за урожай» отечественные бренды вчистую проиграли иномаркам. Российские грузовики продавались на 15,7% (+2451 ед.) лучше, чем в I полугодии 2016 года. В то же время иномарки рванули вверх, как на дрожжах: +125,8% (+7152 ед.). За первые шесть месяцев года было продано 12 837 новых грузовиков зарубежных брендов, что увеличило их долю с 26,7 до 41,5%.

Особенно убедительным перевес зарубежных грузовиков был в июне: +167,5% (+2000 ед.) против +16,6% (+473 ед.) по машинам российской сборки. В общей сложности июньские продажи составили 6517 ед., что на 61,2% больше, чем в июне 2016-го. Июньская доля иномарок на рынке новых грузовиков увеличилась с 29,5 до 49%, а удельный вес российских машин уменьшился с 70,5 до 51%.

Лучшими месяцами по сбыту новых грузовиков РФ в 2017 году стали апрель (3424 ед.) и июнь (3323 ед.). По иномаркам взятие вершин продаж пришлось на май (2373 ед.) и июнь (3194 ед.). Во II полугодии минувшего сезона техника российского происхождения «выстрелила» в ноябре и декабре: соответственно 3211 и 4238 ед. Иномарки чаще всего отгружали тоже в эти месяцы: 2237 ед. в ноябре и 2659 ед. в декабре. Июнь 2017-го к июню 2016-го показал рост продаж во всех федеральных округах, от Северо-Кавказского (+5,7%) до Центрального (+83,1%).

Грузовым брендом номер один остаётся КАМАЗ. В июне под этой маркой продан 2171 грузовик: +31,5% к июню прошлого года. Фундамент успеха обеспечили седельные тягачи модели 5490 (4х2), самосвалы 6520 (6х4), бортовые 43118 (6х6). По сравнению с июлем– декабрём 2016 года две первые модели в январе – июне 2017-го сохранили положительную динамику продаж, а вот остальные маленько сдулись. Во II квартале КАМАЗ вывел на рынок модернизированный тягач 5490 NEO (4х2) и шасси с подъёмной задней осью 65208 (6х2) для работы в составе автопоезда.

Самые продаваемые новые грузовики (>6 т) в РФ по моделям
Модель нового грузового а/м I полугодие
2017 г.
II полугодие
2016 г.
Изменение
Ед. %
КАМАЗ-43118 (6х6) 2560 2645 –85 –3,3
КАМАЗ-65115 (6х4) 2462 2519 –57 –2,3
«ГАЗон NEXT» (4х2) 2398 3104 –706 –29,4
КАМАЗ-6520 (6х4) 2073 1926 147 7,1
Mercedes-Benz Actros (4x2) 1775 1370 405 22,8
КАМАЗ-5490 (4х2) 1465 1342 123 8,4
Volvo FH-Series (4x2) 1387 776 611 44,1
DAF XF105 FT (4x2) 1235 675 560 45,3
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) 777 747 30 3,9
ГАЗ-3309 (4х2) 690 803 –113 –16,4
ИТОГО в топ-10 16 822 15 907 915 5,4
Isuzu NPR (4x2) 677 594 83 12,3
«Урал-4320» (6х6) 640 583 57 8,9
Scania Serie R (4x2) 613 397 216 35,2
Isuzu NQR (4x2) 455 536 -81 -17,8
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) 453 541 -88 -19,4
ИТОГО в топ-15 19 660 18 558 1102 5,6
Другие бренды 11 259 12 635 –1376 –12,2
ВЕСЬ РЫНОК 30 919 31 193 –274 –0,9
Всего российских 18 082 19 754 –1672 –9,3
Всего иномарок 12 837 11 439 1398 10,9

Без изменений в июне остались продажи грузовиков ГАЗ (790 ед., – 0,4%), а вот Mercedes-Benz обрёл второе дыхание и пересёк финишную черту с результатом 550 ед. (+272%). Завидную уверенность в завтрашнем дне продемонстрировали шведские марки. Volvo Trucks реализовала 531 грузовик (+382,7%), а Scania поставила 491 ед. (+156%). Итоги полугодия расставили всё по своим местам. Отгрузки новых КАМАЗов выросли на 24,3%, до 11 578 ед. Вторая строчка осталась за ГАЗом: 4013 реализованных грузовиков (+1,2%). На третьем месте Volvo Trucks с показателем 2063 ед. (+312%).

Семёрка из Европы

В статистический отчёт по европейской семёрке наконец-то вернулся Renault Trucks, и поводом стал четырёхкратный рост продаж по сравнению с I полугодием 2016 года. Сама EU-7 утроила объёмы поставок новых грузовиков, что служит позитивным сигналом для всей отрасли. С января по июнь 2017 года включительно увеличение продаж грузовиков без пробега вылилось в цифру 6162 ед.!

Первенство в Большой семёрке прочно удерживает Volvo Trucks. Залогом тому продажи без посредников, пакетные предложения, технически совершенные продукты и развитая сервисная поддержка на территории России. В числе удачных предложений марки – седельные тягачи Volvo FH «Викинг» и Volvo FH Ocean Race с двигателем мощностью 540 л.с. В сегменте трёхосных тягачей есть 500-сильный Volvo FH 6x2. Строительную линейку формируют тяжеловозы с моторами мощностью 420 л.с.: седельный тягач FM 6x4, 16-кубовый самосвал FMX 6x6 с усиленным кузовом Meiller и FMX 8x4 Tridem с подъёмной и управляемой задней осью, самосвальным кузовом Wielton объёмом 16 м3. С таким набором и прочими инструментами бизнеса Volvo Trucks способна оставаться в лидерах, хотя у конкурентов на этот счёт наверняка свои соображения.

Продажи новых грузовых автомобилей EU7 (>6 т) в РФ по маркам
Марка нового грузового а/м Январь–июнь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
Volvo Trucks 2063 501 1562 311,8
Scania 1925 752 1173 156,0
Mercedes-Benz 1917 476 1441 302,7
MAN 1511 822 689 83,8
DAF 1344 217 1127 519,4
IVECO 290 206 84 40,8
Renault Trucks 106 20 86 430,0
ИТОГО 9156 2994 6162 205,8

Несколько лет назад Scania серьёзно упрочила рыночные позиции за счёт освоения различных сфер применения. Коммунальные, дорожные, строительные модели P- и G-серии получили поддержку клиентов. А сейчас марка в предвкушении платёжеспособного спроса на магистральники новейшего поколения. Первые тягачи S-серии с высокой кабиной, ровным полом и двигателем Euro 6 в 500 сил были отгружены российским перевозчикам уже в III квартале, и в отчётность I полугодия не попали. Но можно не сомневаться: обладатель титула «International Truck of the Year 2018» найдёт устойчивый сбыт не только в ЕС, но и в РФ.

Всего восемь машин отделили Mercedes-Benz от второго места, и это тревожный сигнал для «шведов». Немецкая марка тоже на пороге поставок нового флагмана, что наверняка не оставят без внимания те же международные перевозчики. А пока и третий Actros хорошо продаётся в виде шасси 6х4, тягача 4х2 и самосвалов 6х4, 6х6 и 8х4. Доминирование над догоняющей маркой MAN такое, что мерседесовской «бронзе» пока ничто не угрожает.

Самые продаваемые новые грузовики EU7 (>6 т) в РФ по моделям
Модель нового грузового а/м I полугодие
2017 г.
II полугодие
2016 г.
Изменение
Ед. %
Mercedes-Benz Actros (4x2) 1775 1370 405 22,8
Volvo FH-Series (4x2) 1387 776 611 44,1
DAF XF105 FT (4x2) 1235 675 560 45,3
Scania R-Series (4x2) 613 397 216 35,2
MAN TGS (4x2) 412 323 89 21,6
Scania G-Series (4x2) 398 539 –141 –35,4
MAN TGX (4x2) 283 177 106 37,5
Scania P-Series (6x4) 198 194 4 2,0
Scania P-Series (4x2) 176 176 0 0
Volvo FM-Series (6x4) 145 93 52 35,9
IVECO Stralis (4x2) 143 139 4 2,8
ИТОГО в топ-10 6765 4859 1906 28,2

Хорошие перспективы сделать рывок у бренда DAF: нынешней весной состоялась мировая премьера обновлённых моделей CF и XF. Правда, их российские продажи стартуют только в 2018 году. Кроме флагманского XF480 Super Space Cab в арсенале есть Евро-пятые XF105.460 и CF85.460, они пока и делают «кассу».

С IVECO ситуация патовая: техника неплохая, но массовых продаж не наблюдается. По тяжёлым магистральникам Stralis раньше их помогала выполнять специальная программа для АСМАП, а сейчас её нет. Продажи среднетоннажных Eurocargo не набирают оборотов из-за высокой конкуренции в сфере городской дистрибуции. А вот Renault Trucks, напротив, начал движение практически с нуля. Обороты сбыта французской марке набирать непросто, но своих покупателей эта техника обязательно найдёт!

Автобусные качели

Рынок новых автобусов в России продолжает преподносить сюрпризы и перечёркивать прогнозы экспертов. В I полугодии он показал рост на 28,2%, или 1178 ед., а в июне неожиданно сократился к аналогичному периоду прошлого года на 16,4%, или на 143 ед. Иными словами, говорить о поступательном восстановлении пока рано. И не факт, что автобусные качели уменьшат амплитуду раскачки во II полугодии.

Продажи новых автобусов (>6 т) в РФ по маркам
Марка нового автобуса Январь–июнь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
ПАЗ 2858 2165 693 32,0
ЛиАЗ 829 585 244 41,7
НефАЗ 423 538 –115 –21,4
МАЗ 255 304 –49 –16,1
«Волжанин» 216 172 44 25,6
«Урал» 171 176 –5 –2,8
Yutong 125 23 102 443,5
КАвЗ 121 143 –22 –15,4
Higer 72 8 64 800,0
King Long (KLM) 67 7 60 857,1
ИТОГО в топ-10 5137 4121 1016 19,8
Setra 54 0 54 999,0
ГАЗ 36 0 36 999,0
Zhongtong 20 0 20 999,0
Golden Dragon 19 5 14 280,0
Irisbus 17 9 8 88,9
ИТОГО в топ-15 5283 4135 1148 21,7
Другие бренды 67 37 30 44,8
ВЕСЬ РЫНОК 5350 4172 1178 28,2
Всего российских 4909 4084 825 20,2
Всего иномарок 441 88 353 401,1

По данным аналитического агентства «Автостат Инфо», за январь – июнь 2017 года транспортным операторам было поставлено 5350 новых автобусов против 4172 ед. за январь – июнь 2016-го. Динамика продаж пассажирской техники российского производства в разы отстала от темпов сбыта иномарок. На транспорт происхождения РФ спрос вырос на 826 ед., или 20,2%, тогда как по иномаркам он составил 353 ед., или 401,4%. В условиях запретительных ввозных пошлин это просто феноменальный итог!

Бурный рост спроса за короткий отрезок времени изменил и диспозицию в рыночных долях. В I полугодии прошлого года новые российские автобусы составляли 97,9% в объёмах сбыта, а сейчас уменьшились до 91,8%. Иномарки, напротив, расправили крылья и поднялись с отметки 2,1 до 8,2%. Более того, в июне бренды происхождения РФ сдали позиции до рыночных 83,6% (продано 608 ед.), а зарубежные модели обновили максимум с долей в 16,4% (продано 119 ед.). Количественный рост сделок по новым автобусам-иномаркам в июне 2016 / 2017 гг. с 28 до 119 ед. вылился в динамику 325%. А вот продажи отечественных машин на финишной черте полугодия упали с 842 до 608 ед., что иллюстрирует падение на 27,8%.

Эверест марочных предпочтений по-прежнему возглавляет «Царь горы» ПАЗ: за январь – июнь 2017-го прошлогодний результат был улучшен почти на треть, до 2858 ед. Вторым местом довольствуется ЛиАЗ (829 ед., +41,7%), третьим – НефАЗ (423 ед., –21,4%). Два следующих игрока хотя и показали отрицательную динамику, в пятёрке всё-таки удержались: речь о технике МАЗ (255 ед., –16%) и «Урал» (171 ед., –2,8%).

Самые продаваемые новые автобусы (>6 т) в РФ по моделям
Модель нового автобуса I полугодие
2017 г.
II полугодие
2016 г.
Изменение
Ед. %
ПАЗ-3205 1425 2248 –823 –57,8
ПАЗ-3204 755 656 99 13,1
ПАЗ-4234 391 290 101 25,8
ЛиАЗ-5292 377 483 –106 –28,1
ЛиАЗ-4292 357 571 –214 –59,9
НефАЗ-5299, КАМАЗ-5297 254 290 –36 –14,2
ПАЗ-3203 248 415 –167 –67,3
«Урал-3255», -4320 171 130 41 24,0
МАЗ-206, -226 119 82 37 31,1
МАЗ-103 119 70 49 41,2
ИТОГО в топ-10 4216 5235 –1019 –24,2
НефАЗ-4208, -4310 104 136 –32 –30,8
Yutong 6119 101 13 88 87,1
Setra S517 54 0 54 999,0
ЛиАЗ-5256 50 59 –9 –18,0
King Long (KLM) XMQ 6127 42 28 14 33,3
ИТОГО в топ-15 4567 5471 –904 –19,8
Другие марки 783 1139 –356 –45,5
ВЕСЬ РЫНОК 5350 6610 –1260 –23,6
Всего российских 4909 6415 –1506 –30,7
Всего иномарок 441 195 246 55,8

В июне продажи новых автобусов год к году уменьшились: по бренду ПАЗ на 2% (продано 407 ед.), по ЛиАЗу на 39,2% (продано 76 ед.), по НефАЗу на 40,7% (продано 64 ед.). Похоже на тенденцию… В июне автобусный парк прирастал только на Северном Кавказе (+120%), в Сибири (+11%) и на Северо-Западе (+3,1%). Остальные регионы показали снижение, и самым глубоким оно стало на Дальнем Востоке: –75,9%.

Интересно сравнение итогов I полугодия 2017-го с итогами II полугодия 2016-го. По российским автобусам пики продаж пришлись на январь (1006 ед.) и май (876 ед.), по иномаркам – на май (164 ед.) и июнь (119 ед.). До Нового года лучшими периодами сбыта по автобусам «Сделано в РФ» стали июль (1111 ед.) и декабрь (1677 ед.), а по технике зарубежного производства – сентябрь (50 ед.) и декабрь (51 ед.). Таким образом, спрос на импортные и отечественные лайнеры не был взаимозависимым.

В топ-10 по итогам I полугодия вошли семь отечественных и три зарубежных производителя. В десятке самых востребованных моделей автобусов «чужаков» нет, да и в топ-15 их всего три. Это наводит на мысль о том, что доминирование пассажирских машин российской сборки в ближайшее время сохранится. Что же до рыночных долей и мест в рейтингах, то до конца сезона-2017 перестановки неизбежны. Сами же участники бизнес-процесса не столько озабочены цифрами в отчётности, сколько желанием сохранить нынешние позиции и по возможности их улучшить.

Комментировать ... >>