Опубликовано: ГП 07-2010
От «американца» в штабном автомобиле осталось не только шасси, но и вся передняя часть оперения, капот, крылья. Передние и задние двери с целью унификации узлов были сделаны одинаковыми. Впоследствии в СССР такой же принцип прижился на УАЗ-469
Советский американец

Штабной и командирский вездеходы на базе колесного артиллерийского тягача Dodge WC51

Денис Дементьев,
фото из архива автора и Михаила Егорова

Втягивание Советского Союза в пекло Второй мировой войны, которая началась для нас сокрушительным наступлением немецких войск на Москву, критически отразилось на возможностях отечественной военной промышленности в снабжении Красной Армии. Немалую помощь в ее обеспечении оказали СССР союзники по антигитлеровской коалиции, ведущую роль в этом играли США, которые поставляли по ленд-лизу широкий ассортимент военной техники, в том числе и автомобильной. Американские «Виллисы», «Студебекеры» и «Доджи», собираемые у нас из приходящих в ящиках машинокомплектов, воевали на фронтах бок о бок с советской техникой. Эти факты помогают взглянуть на ленд-лизовскую технику почти как на родную. В немалой степени этому способствовали и наши заводы, изготовлявшие в военное время всевозможные надстройки и установки на американских шасси. Среди них был и Автомобильный завод им. Сталина, кузовной цех которого в опытном порядке изготовил на базе колесного артиллерийского тягача Dodge WC51 штабной и командирский вездеход.

От «американца» в штабном автомобиле осталось не только шасси, но и вся передняя часть оперения, капот, крылья. Передние и задние двери с целью унификации узлов были сделаны одинаковыми. Впоследствии в СССР такой же принцип прижился на УАЗ-469

Этот автомобиль, появившийся на свет в 1943 году, когда завод частично вернулся из эвакуации, можно в полной мере считать отечественным. Во-первых, потому, что его кузов и салон были полностью спроектированы на ЗИСе, а во-вторых, шасси «Доджа» было собрано тоже в Москве. Да, из американских деталей, но от этого «американец» не становится совсем чужим.

В штабном салоне размещались заднее мягкое сиденье-диван на троих человек и мягкое кресло переднего пассажира, водительское же оставалось штатным. Несмотря на назначение машины, изготовленный образец был «голым», без штабного оборудования и радиостанции, что фактически превращало его в обычный легковой автомобиль повышенной проходимости.

Образец автомобиля «Додж ¾» с закрытым кузовом завода «Аремкуз»

На сегодняшний день неизвестно, остался изготовленный командирский штабной автомобиль единственным или была выпущена партия таких машин на базе Dodge WC51. Скорее всего, это был всего лишь один из многих экспериментов по переоборудованию ленд-лизовских конструкций, которые в серию не пошли. К слову, закрытые комфортабельные кузова на той же базе серийно выпускал московский завод «Аремкуз». Всего на нем было переоборудовано, правда в послевоенное время (1946–1948 гг.), 40 «демобилизованных» «Доджей 3/4». А это уже можно считать полноценной серийной отечественной продукцией…

Сзади находился внушительных размеров багажник, доступ к которому был из салона
Техническая характеристика базового автомобиля Dodge WC51 (4х4)*
Габаритные размеры, мм 4235х2120х2130
База, мм 2490
Снаряженная масса, кг 2315
Полная масса, кг 3152
Грузоподъемность, кг 750
Максимальная масса буксируемого прицепа, кг 2000
Колея передних / задних колес, мм 1670 / 1650
Клиренс (под мостами), мм 273
Радиус поворота, м 8,16
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
Бензиновый, 6-цил.; 4-тактн.
3770
92
* По данным фирменной инструкции по эксплуатации, 1942 г.
Комментировать ... >>