Опубликовано: ГП 02-2018
Проблемы пенного тушения в миниатюре

Автомобили пенного тушения ПМЗ-16 и ПМЗ-16В

Николай Братащук
Фото автора, АЗ «Пожмашина»,
из архива Александра Говорухи.
Фото моделей ADLER-M

Различные пожары требуют разных приёмов тушения: если в одних случаях достаточно воды в качестве огнетушащего средства, то при тушении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей нужны иные средства: в первую очередь специальная пена. И если небольшое возгорание можно ликвидировать ручным огнетушителем, то пожары на промышленных объектах – нефтехранилищах или нефтяных месторождениях, связанные с тушением большого количества как резервуарных, так и разлившихся нефтепродуктов, требуют иного подхода с наличием соответствующих средств пожаротушения.

Вопросы, связанные с проблематикой пенного тушения, регулярно, начиная с 1930-х годов, освещались на страницах ведомственного журнала «Пожарное дело» и в фундаментальных трудах исследователей этого направления. Особое внимание этой проблеме уделял Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ЦНИИПО – ныне ФГБУ ВНИИПО МЧС России). Результатом его работы стало появление новых конструкций пеногенераторов и порошковых составов для химического тушения. Но несмотря на определённую эффективность процесса химического пенного тушения, он был далёк от совершенства, будучи весьма трудоёмким, дорогостоящим и даже опасным для жизни бойцов пожарной охраны из-за непредсказуемости самих пожаров.

Пена. Ах, пена…

Химическая пена представляет собой концентрированную эмульсию двуокиси углерода в водном растворе минеральных солей с содержанием пенообразующего вещества. Химическая пена образовывалась из пенопорошков, состоящих из кислотной (размолотый сернокислый глинозём) и щелочной (измельчённый бикарбонат натрия) частей, а непосредственное получение пены из пенопорошка осуществлялось с помощью пеногенераторов.

Успех химического тушения напрямую зависел от чистоты и состояния пенопорошка. Ведь, впитывая влагу, он терял свои свойства, превращаясь в твёрдую массу с последующим окаменением. Слежавшийся пенопорошок терял сыпучесть, становясь малопригодным для дальнейшего эффективного использования. А потому нужно было найти выход, повышающий эффективность применения пенопорошка. Для этого были определены два пути решения проблемы: совершенствование существующих средств пенного тушения с учётом способа их доставки и применения и создание принципиально новых образцов противопожарного вооружения.

Автомобиль ПАХТ (пожарный автомобиль химического тушения) на шасси ЗИС-150

В рамках первого направления был создан автомобиль ПАХТ (пожарный автомобиль химического тушения) на шасси бортового грузовика ЗИС-150, отличавшегося простотой конструкции и невысокой себестоимостью. Но несмотря на массу положительных моментов конструкции данного автомобиля, он не решал главной проблемы: эффективного химического тушения с устранением известных недостатков, оставаясь, по сути, только транспортным автомобилем, который мог работать в паре с настоящим пожарным автомобилем.

Эдакая транспортно-заряжающая машина, если брать военную аналогию. Но при этом основные функции по непрерывности и дозированию пенопорошка, как и успех тушения, зависели от человеческого фактора. А учитывая состояние тогдашних российских дорог, то проходимости базового неполноприводного шасси было недостаточно…

ПМЗ-16

Человеческий фактор к минимуму

В советские времена во многих механических мастерских и гаражах висели плакаты «Используй соответствующий инструмент!» Это было справедливо и для пожарных: техника, удовлетворяющая профессиональные потребности гарнизона по охране небольшой нефтебазы, не очень подходила тем, кто охранял большие объёмы ГЖ и ЛВЖ на предприятиях нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехранилищ. С учётом опыта пожарных в такой специфике были разработаны требования к специализированным пожарным автомобилям, которые позволили бы повысить эффективность их использования, сведя к минимуму влияние человеческого фактора:

  1. подача пенопорошка должна быть механизированной и автоматизированной, с чётким дозированием;
  2. пенопорошок должен быть надёжно защищён от влаги и находиться в ёмком резервуаре (бункере);
  3. автомобиль должен иметь собственный продуктивный насос и камеру, обеспечивающую смешивание с водой всех необходимых компонентов.
ПМЗ-16

На человека возлагались функции контроля за процессом (механизмы, вода) и своевременная перезагрузка резервуара (бункера) с пенопорошком.

ПМЗ-16, он же АХП

На основе перечисленных требований в начале 1950-х годов был построен автомобиль пенного тушения, ставший своеобразным прототипом для последующих серийных машин Прилукского завода ППО, известных под общим названием – ПМЗ-16. Автомобиль выпускали с 1956 по 1959 год на шасси ЗИС-151. Пожарный автомобиль химического пенного тушения ПМЗ-16 был предназначен для доставки к месту пожара личного состава боевого расчёта, пенопорошка, аппаратуры для образования химической пены, специального оборудования и пожарно-технического вооружения.

ПМЗ-16 с подъёмниками пенослива и пеналами для укладки всасывающих рукавов (подъёмник для загрузки пенопорошка снят)

Пожарная машина была по тем временам укомплектована максимально:

  1. средства химического пенного тушения (пенопорошок в бункерах);
  2. насосная установка (для питания водой пеногенераторов);
  3. оборудование для получения химической пены (пеногенераторы и арматура к ним);
  4. пеноподъёмники для подачи пены в горящие резервуары;
  5. пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

Как уже сказано, базой спецмашины стало полноприводное трёхосное шасси 6х6 ЗИС-151, но с некоторыми изменениями. На раме автомобиля монтировали кронштейны для крепления закрытого кузова, выполненного отдельно от кабины водителя; на раздаточной коробке крепилась на фланце коробка отбора мощности (КОМ), передающая крутящий момент от двигателя к редуктору шнеков и к насосу. Редуктор шнеков установлен на раме автомобиля, на специальных кронштейнах. От него крутящий момент передаётся к шнекам и к насосу, расположенному в задней части рамы автомобиля.

На раме автомобиля, на соответственных кронштейнах, установлен бункер, служащий ёмкостью для пенопорошка. Шнеки расположены в правом и левом отсеках бункера и при своём вращении производят дозированную подачу пенопорошка к пеногенераторам. Регулировка подачи пенопорошка из бункера достигается изменением числа оборотов вала шнека, при помощи сменных шестерён. Так, при установке шестерён с числом зубьев 17 и 55 подача пенопорошка равнялась примерно 1 кг/с, а при установке шестерён с числом зубьев 21 и 51 – увеличивалась до 1,3 кг/с. При этом шнеки могли подавать раздельно разные порошки, если таковые были загружены, или работать как один бункер.

ПМЗ-16В ПМЗ-16В

Cерийный вариант ПМЗ-16 имел бункеры на 2000 кг пенопорошка. С переходом в 1960 году на новую систему обозначений ПМЗ-16 получил маркировку АХП-2(151) мод. 16. Передача крутящего момента от КОМ к редуктору осуществлялась карданным валом, а от редуктора к насосу – двумя карданными валами через промежуточную опору. Вода в пеногенераторы подавалась насосом ПН-25Б. Управление насосом и шнеками осуществлялось из насосного отделения, расположенного в задней части автомобиля.

Закрытый кузов автомобиля типа «фургон» выполнен отдельно от кабины. В задней его части, по бокам устроены две одноместные кабины, а в средней части расположен бункер. Всё пожарно-техническое вооружение уложено в боковых отсеках, с обеих сторон автомобиля. При этом доступ к отсекам кузова и в насосное отделение осуществлялось через боковые и задние двери. На крыше кузова размещались пеноподъёмники, доступ к которым осуществлялся со стороны заднего борта.

АХ-2,4(157К) мод. 16М на шасси ЗИЛ-157К

ПМЗ-16 оборудован дополнительным сигналом (сиреной), работавшим от выхлопных газов двигателя. Управление сиреной производилось из кабины водителя. Здесь же осуществлялось управление включением дополнительной сигнализации и освещения. С правой стороны передней части кабины, на телескопической стойке установлен поворотный прожектор, питаемый от бортовой сети автомобиля и служащий для освещения места пожара в ночное время. На крыше кабины в средней её части установлена мигающая красным цветом фара, а в ранних версиях по углам крыши – передние габаритные огни.

Модернизированная версия получила некоторые внешние изменения. Так, боковые патрубки были перенесены из-под нижнего среза надстройки выше, в боковины кузова. На крыше появились приспособления с подвижными каретками на направляющих для удобства работы с пеносливами при погрузке-выгрузке.

Деталировка внутреннего оборудования ПМЗ-16В: вентиль, патрубки насоса ПН-25Б пеногенератора Деталировка внутреннего оборудования ПМЗ-16В: вентиль, патрубки насоса ПН-25Б пеногенератора

Одноместные кабинки в задней части получили сдвижные боковые окна для обеспечения вентиляции, а в задней стенке появились дополнительные окошки для улучшения естественного освещения.

Кроме тушения пожаров химической пеной автомобиль ПМЗ-16 мог быть использован и как автонасос общего назначения. Последним серийным АХП стал АХ-2,4(157К) мод. 16М на шасси ЗИЛ-157К.

Пенная атака

Спустя четыре года после первой презентации масштабных моделей семейства ЗИС-151, DiP Models вновь радует своих почитателей, выпустив долгожданную многими линейку пожарных автомобилей на этом шасси: два варианта ПМЗ-16 и один ПРМ-43. Давайте же ознакомимся с особенностями миниатюрных «химпенников».

Традиционно работе над моделями предшествовала большая изыскательская деятельность, связанная с изучением имеющихся исторических и технических материалов, касаемо прототипов. После демонстрации первых рабочих образцов модели, с учётом выявленных замечаний и пожеланий были внесены соответствующие изменения.

Проработка трансмиссии и пеногенераторной установки ПГ-50 на днище ПМЗ-16

Прежде чем остановиться на особенностях каждого варианта, несколько слов, про общие инженерные решения. Внесены изменения в конструкцию трансмиссии. Это позволило повысить копийность, путём изменения угла наклона переднего кардана, который вызывал справедливые нарекания коллекционеров, применительно к ранее выпущенным моделям семейства ЗИС-151. А поскольку изначально кабины настоящих «151-х» были покрашены в защитный цвет, то эта особенность отображена и в модели. Как видно, не забыты и информационные таблички, прикреплённые на «торпедо».

Внутри закрытого кузова, в его нижней части есть имитация донышек бункеров, в виде двух V-образных «гребней», которые можно видеть между лонжеронами рамы и деталями трансмиссии. Соответственно внесены изменения и в саму трансмиссию. Сделан дополнительный редуктор, из которого выходит три вала: два – на шнеки в бункерах, а один длинный – к насосу. В задней части надстройки отображены элементы интерьера одноместных кабин. Здесь же находится и модель насоса ПН-25Б, выполненная отдельным агрегатом, с весьма реалистичными вентилями, изготовленными при помощи фототравления. Насос выкрашен в серебристый цвет.

ПМЗ-16 на шасси ЗИС-151 ПМЗ-16 на шасси ЗИС-151

Задняя стенка надстройки имеет все необходимые элементы конструкции, с ажурными лестницами доступа на крышу и рабочим фаркопом. На крыше фургона – пеналы и элементы пеноподъёмников. Особого внимания заслуживает исполнение передней части пеналов в виде хромированного ограждения из четырёх горизонтальных прутьев П-образной формы.

Сигнальная фара красного цвета на крыше – общий элемент для обоих вариантов, как и фара-прожектор на правой стороне кабины. Хотя оба варианта имеют базовый красный цвет, но схема окраски у каждого своя, а значит, стоит ознакомиться с их индивидуальными особенностями.

Панель приборов, руль и пол со снятой кабиной

ПМЗ-16, артикул 115130

Модель серийного автомобиля химического пенного тушения образца 1955 года представляет собой ранний вариант на шасси ЗИС-151. Отличительная особенность оформления – использование множества хромированных элементов, придающих спецавтомобилю самобытный, узнаваемый вид. Но кроме декоративной функции можно утверждать, что эти элементы повышали информативность машины в транспортном потоке, фактически выполняя ту же функцию, что ставшие обязательными значительно позже белые контрастирующие полосы.

Хромом выделены рамка ветрового стекла, ободки сигнальной фары и прожектора, поводки «дворников», пять вертикальных элементов переднего бампера, надпись «ЗИС» на «носу», элементы конструкции пожарной надстройки, включая окантовку боковых окон одноместных кабинок. Особого позитива добавляют хромированные надписи «ПМЗ-16» на боковинах капота и на задней стенке.

Детали, прилагаемые к модели

Завершает целостность образа обозначение «ХТ-13» в виде белого трафарета, нанесённого в нижней части правой половики ветрового стекла: «химическое тушение» и номер части. Диски колёс на модели чёрного цвета, включая запасное колесо. Согласно временному промежутку выпуска прототипа, защитные решётки фар плоские, выполненные методом фототравления и окрашенные в основной цвет. Такого же цвета и дверные ручки кабины. Особенность данного варианта – габаритные огни по углам крыши кабины.

Модель имеет госномера образца 1946 года (жёлтые) «лг 42-94», указывающие на ленинградскую прописку.

ПМЗ-16 на шасси ЗИС-151
ПМЗ-16В на шасси ЗИЛ-151

ПМЗ-16В, артикул 115131

Модель серийного автомобиля химического пенного тушения образца 1958 года представляет собой дальнейшее развитие АХП на шасси ЗИС-151.

В отличие от ранее рассмотренного варианта здесь на верхней части облицовки радиатора машины красуется хромированная надпись «ЗИЛ» (после перреименования ЗИС), число хромированных элементов меньше, а отличительная особенность этого варианта, кроме собственных конструкционных решений, – наличие на крыше надстройки приспособления для удобства работы с пеносливами.

Спецификация ПМЗ-16: 1 – КОМ; 2 – трансмиссия; 3 – редуктор шнеков; 4 – шнек; 5 – бункер; 6 – ПГ-50; 7– МУ ДВС; 8 – ПН-25Б; 9 – подъёмник ПС; 10, 11 – пеналы для всасывающих рукавов; 12 – рыхлитель

У этой пожарной надстройки есть отличительные особенности: наличие двух окон сзади, для улучшения естественного освещения внутри кабинок, имитация сдвижных форточек на боковых окнах, иное размещение боковых патрубков, другие ручки открывания отсеков и задний фонарь на стенке, в отличие от ранее свободно свисающего.

Как уже отмечалось, площадь использования хромированных элементов уменьшилась. Есть мнение, что это было связано с рационализаторством, направленным на снижение себестоимости готового автомобиля.

ПМЗ-16В на шасси ЗИС-151 ПМЗ-16В на шасси ЗИС-151

ПМЗ-16В имеет такие хромированные элементы: ободки всех фар спереди, включая сигнальную фару и прожектор, дверные ручки кабины, элементы конструкции пожарной надстройки и заглушки боковых патрубков. На бампере вместо пяти вертикальных хромированных элементов осталось три, но зато сам бампер приобрёл характерные габаритные усы по углам, для удобства водителя при контроле габаритов.

Учитывая временные особенности выпуска более позднего варианта базового шасси, защитные решётки фар должны быть объёмными, но технологические ограничения на минимальную толщину проливаемой детали, делают их переразмеренными. А потому по пожеланиям коллекционеров, стремящихся к повышению копийности, и как вариант самостоятельной установки решёток в виде продукции мастерских, специализирующихся на «афтемаркете» для моделей, эти решётки не стали устанавливать, разместив их в отдельном пакетике: каждый примет наиболее подходящее для него решение самостоятельно. Отдельно в пакетике находятся и два пенослива, которые можно установить на модель самостоятельно.

Боковой вид ПМЗ-16В

Все колёсные диски красного цвета. На модели, как и у предыдущей версии, есть свои номерные таблички («номера»), отображающие государственные жёлтые регистрационные знаки «фю 29-72» образца 1946 года Черниговской области.

Тираж каждого варианта составляет 360 экземпляров. Стоимость – 8750 руб.

ИСТОЧНИКИ

Лылов Д.В., Сусленников В.В., Зазовит А.В. Автомобили специальных служб пожарной охраны. – М., 1960.

Противопожарное оборудование. Каталог-справочник. Под общ. ред Шарова Н.В. и Шебеко Н.Д. – М., 1960.

Карпов А. Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение. – М., 2013. (ISBN 978-5-9902405-5-1).

История пожарной техники. Век ХХ. – http://fire01.narod.ru

ПМЗ – пожарные машины ЗИС, ЗИЛ. 1945–65 гг. – http://firedesign.narod.ru

Комментировать ... >>