Опубликовано: ГП 06-2018
Догнать советские показатели

Статистический анализ автопрома России и стран СНГ за 2017 г.

Александр Климнов

Российский автопром выпустил 1 551 923 автомобиля в 2017 году. Подведение итогов в этот раз пришло со значительным запозданием, несмотря на то что сбором статистических данных занимаются АСМ-холдинг, Автостат и Минпромторг.

Сами производители на первый взгляд тоже проявляют заинтересованность в предоставлении данных. Толку ноль: на поверку они оказываются бухгалтерской сводкой, где показываются только наиболее выигрышные операционные прибыли и оборот. Кроме того, законодательство освобождает автозаводы от обязанности отчитываться перед налогоплательщиками об отгрузке машин для силовых структур.

Регистрация автомобильной техники за январь–декабрь 2016–2017 гг.

Легковушки опередили советские показатели

Российский автопром поднялся за 2017 год существенно. По данным ОАО «АСМ-холдинг» рост производства легковых автомобилей в 2017 году составил почти 1/5 или 19,9% до 1 348 029 ед., т.е. превысил уровень производства в СССР в 1982 году, когда с учётом ещё и украинских ЗАЗа и ЛуАЗа, производство легковушек как раз составило 1,32 млн.

В 1982 года население СССР составляло 268,8 млн и почти каждый потенциальный покупатель стоял в очередях на покупку вожделенного автомобиля. В чистом виде один выпущенный автомобиль приходился на 203 человека. В 1982-м ситуация с дефицитом усугублялась тем, что около 0,4 млн легковых машин было экспортировано (несмотря на огромные очереди на покупку автомобилей внутри страны), а половина оставшегося поставлена в союзные республики – то что сейчас называется экспортом в страны ближнего зарубежья.

Тем интереснее сравнение – в прошлом 2017-м в России при населении 146 млн, один новый автомобиль (без учёта экспорта) приходился уже на 108 жителей.

Так, что по факту с учетом нынешнего экспорта на уровне 100 000 ед. реальный объем поставок на внутренний рынок России легковых автомобилей в два раза выше, чем в «благословенный» советский период.

Производство автомобилей в России в 2017 г.
Транспортное средство 2017 г., ед. 2016 г., ед. Прирост в 2017 г., % Прогноз на 2018 г., ед. Прогноз прироста в 2018 г., %
Автомобили всего 1 551 923 1 303 544 119 1 736 000 11,9
Грузовые автомобили
– отечественные марки
– иностранные бренды
160 795
131 984
28 811
135 609
121 888
13 721
118,6
108,3
210
167 000
145 000
22 000
3,9

Лёгкие коммерческие автомобили 123 454 117 019 105,5 125 000 1,3
Легковые автомобили
– отечественные марки
– иностранные бренды
1 348 029
349 772
998 257
1 124 310
299 178
825 132
119,9
116,9
121
1 400 000
1 050 000
350 000
3,9

Автобусы
– отечественные марки
– иностранные бренды
42 875
32 452
10 423
825 132
34 468
9544
97,4
94,2
109,2
44 000
35 000
9000
2,6

Троллейбусы 250 210 119 240 –4

АВТОВАЗ и его производные

Лидер отечественного легкового автопрома – Группа АВТОВАЗ (ныне включающая кроме самого АВТОВАЗа еще и филиалы «ЛАДА Ижевск» (ОАГ), «ЛАДА СПОРТ», «Супер-Авто Холдинг», ПСА «ВИС-Авто» и «Чеченавто»). Суммарное производство Группы АВТОВАЗ, включая контрактную сборку, составило в 2017 году 331 764 ед. (+17,7%).

Годовая мощность головного завода ПАО АВТОВАЗ составляет 950 тыс., но в 2017 году произведено не более 311 562 ед., т.е. загрузка производства не превышает 1/3, хотя, рост производства и составил 17,7%. Автомобилей бренда LADA было произведено 204 206 ед. (+18,8%). Кроме легковых моделей семейств Priora (–2,3%, до 15,3 тыс.), Granta (+27,1% до 54,9 тыс.), Kalina (+2,2% до 20 тыс.), 4х4 (+9,4% до 34,8 тыс.), Largus (+23,5% до 46 тыс., включая 8,5 тыс. фургонов F90 (7,6%)), а также кроссоверов XRAY (+35,9% до 33,2 тыс.).

Кроме выпуска непосредственно модельного ряда LADA на ПАО «АВТОВАЗ» (а ранее и на заводе ОАГ в Ижевске Nissan Sentra) по контрактам собирают иномарки Datsun, а также Renault Logan и Sandero, которые собирают на одной линии конвейера, предназначенной под платформу B0. В 2017 году их собрано 107 375 ед. (+13,8%). В их числе 69,5 тыс. Renault Logan/ Sandero (+13,7%), 22,3 тыс. Datsun (+32,1%) и 15,6 тыс. Nissan Almera (+4,7%).

Завод «ЛАДА Ижевск» (бывший Иж-Авто), входящий в ОАГ при годовой мощности в 230 тыс. единолично собирает самую новую модель LADA Vesta, включая и новейшие универсалы LADA Vesta SW и SW Cross. Так как их выпуск за 2017 год вырос на 21,8% (седан) и в 8172 раза (универсалы SW и Cross), то выпуск модели LADA 2191 Granta лифтбек (+5% в 2017-м) в начале 2018 года перенесен в Тольятти, чтобы сэкономить на логистике производственного процесса. Выпуск непопулярного Nissan Sentra остановлен еще в начале 2017 года (19 ед.).

Выпуск дочерней компанией «ЛАДА Спорт» спортседана LADA 219059-10 Granta Sport стабилизировался на 2845 ед. (+0,3%). На фирме ЗАО «Супер-Авто холдинг» теперь методом посконвейерной досборки выпускают пикап LADA 2329 (ранее 4х4 Pickup) выпуск которого возрос почти в два раза (+96,9%). Кузова для него поступают с основного конвейера ВАЗа, где сходит LADA 4х4, т.е. «экс-нива». ОАО «Чеченавто» из Аргуна собирает седан LADA 2190 Granta, кроме того, была произведена небольшая партия LADA Priora (47 ед.). Общий выпуск составил 6,83 тыс. (+10,2%). При этом проект дальнейшего расширения предприятия со строительством цехов сварки и окраски так пока и остался нереализованным.

Примыкающее в буквальном смысле к ВАЗу СП GM-АВТОВАЗ произвело 33 421 ед. внедорожника Chevrolet Niva (–99,7%). Судьба этого предприятия висит на волоске, так как General Motors окончательно отказалось от запуска следующего поколения данной модели, а АВТОВАЗу данный проект тоже не интересен ввиду наличия собственного проекта 4х4 New.

Калининградский узел

Мультибрендовый производитель «АВТОТОР» из Калининграда объединяет целый куст разных автосборочных юрлиц. После окончания спецрежима для анклава, предприятие получает компенсации за счёт утилизационного сбора, а также льготы по таможенным пошлинам и НДС. Так что его суммарный объём производства вырос значительно сильнее рынка – на 41,8% до 137 703 ед., но до мощности в 300 тыс. в год ещё далеко. Тем не менее, руководство Калининградской области лоббирует введение (хотя бы локально в пилотно-тестовом варианте) параллельного импорта, против чего категорически возражают производители и сборщики на основной территории РФ.

В обширной линейке АВТОТОР-а присутствуют как европейские бренды BMW (практически все кроссоверы и базовые легковые модели – минус 5,7% до 17,8 тыс.) и Volvo (кроссовер XC70 – 8 ед.), так и полные линейки корейских KIA (+55,2% до 90,3 тыс.) и Hyundai (+45% до 27,8 тыс.), а также нового бренда Genesis (+26% до 1,03 тыс.), впрочем, собираемые, кроме самых ходовых моделей Rio, Solaris и Creta, выпускаемых по полному циклу на заводе ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (233 500 ед. +12,8% при мощности в 230 тыс.) под Санкт-Петербургом, преимущественно по крупноузловой технологии SKD, а по мелкоузловой CKD со сваркой и окраской кузовов только модели Cerato и Sorento (предыдущего поколения) – в общей сложности около 13 тыс.

Кроме того, на АВТОТОРе в 2017-м собрали 705 китайских кроссоверов FAW X80 (рост в 88 с лишним раз), но выпуск универсалов FAW D60 так и не состоялся.

Перспективы создания автомобильного кластера мощностью 350 тыс. в год пока в тумане. Да, ещё и BMW хочет построить в Калининграде собственный сборочный завод, так что перспектива у АВТОТОРа пока просматривается только на корейском (включая CV) и китайском направлениях.

Производство и экспорт легковых автомобилей за 2010–2025 гг., тыс. шт.

Бренды показывают тренды

Преемник ОАО «Автофрамос» – московский ЗАО «Рено Россия» сосредоточился только на кроссоверах Kaptur и Renault Duster с клоном Nissan Terrano. Легковые же модели Logan и Sandero отданы на аутсорсинг АВТОВАЗу. Суммарно получается 168 658 ед. (+24,8%). В 2018 году здесь начнётся выпуск ещё одного кроссовера Renault, для чего производство будет дополнительно модернизировано.

Нижегородский АЗ ГАЗ также контрактным методом собрал для концерна Volkswagen AG 48 971 ед. легковых автомобилей и кроссоверов брендов Volkswagen и Skoda. В начале 2018 года на смену кроссоверу Skoda Yeti (кстати, экспортировалась даже в родную Чехию) пришла новая модель Skoda Kodiaq.

Далее по объёмам производства следует целый куст заводов полностью или частично (через СП с американским концерном Ford Motor) аффилированных с группой СОЛЛЕРС.

Принадлежащее «СОЛЛЕРС» отечественное ООО «УАЗ» выпустило в легковом сегменте за 2017 год лишь 18 008 ед. внедорожников «Хантер» и «Патриот». Последний также в дизельном варианте УАЗ-31638 в количестве 129 ед. пользуется меньшим спросом (–75,3%).

Сборочный завод ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» в ОЭЗ Алабуга Республики Татарстан произвел 17 000 ед. (+58%) кроссоверов Ford Kuga и Ford Explorer. Надо отметить, что здесь также работает моторный завод по выпуску 1,6-литровых бензиновых двигателей для Ford Focus, Fiesta и EcoSport.

Другой российский завод – ООО «Форд СОЛЛЕРС Холдинг» из Набережных Челнов собрал 7007 ед. (–33,8%) кроссоверов Ford EcoSport и хэтчбеков Ford Fiesta.

Дальневосточное ООО «Мазда СОЛЛЕРС Мануфэктуринг Рус» (мощность до 97 тыс.) собрало 24 089 ед. (–0,1%) кроссоверов CX-5 и седанов Mazda 6, на железнодорожные перевозки которых на «большую землю», кстати, действует специальная компенсационная программа. С февраля 2018 года в линейку также добавился большой кроссовер CX-9.

Независимый филиал «Форд Мотор Компани» во Всеволожске под Санкт-Петербургом при мощности в 125 тыс. собрал в 2017-м только 19 524 ед. (+27,1%), причем, часть выпуска экспортируется на рынки СНГ.

Еще один видный производитель «Санкт-Петербургского автокластера» – ООО «Ниссан Мэнуфекчуриг Рус» с годовой мощностью 100 тыс. выпустил в 2017 году 46 904 ед. (+32,4%) только кроссоверов Qashqai, X-Trail и Murano, но в 2018-м готовится расширение модельного ряда.

Питерский филиал ООО «Тойота Мотор» в 2017-м запустил вторую очередь, что увеличило его годовую мощность с 50 до 100 тыс. В 2017 году произведено 66 390 ед. (+70%). Здесь выпускают по полному циклу седаны Toyota Camry (с 2018 года пошло новое поколение), а с августа 2016-го освоен кроссовер RAV4.

Калужский кластер включает российский филиал Volkswagen AG – ООО «Фольксваген Груп Рус» годовой мощностью 225 тыс., собирающий по полному циклу седан Volkswagen Polo (новое поколение пойдет с 2018 года), а также Volkswagen Tiguan (MkII) и Skoda Rapid. По крупноузловой схеме в отдельном цехе собирают кроссовер Audi Q7 и микроавтобусы Volkswagen T6. Надо отметить, что на площадке с 2015 года работает также моторный завод мощностью 150 тыс. 1,6-литровых бензиновых двигателей в год. В 2017 году калужский «Фольксваген» выпустил 119 570 ед. (+7,9%), а вместе с контрактной сборкой на АЗ ГАЗ выпуск составил 168 541 ед. (+14%).

Возле села Росва завод полного цикла ООО «ПСМА Рус» (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive) мощностью 125 тыс. автомобилей, в 2017 году, произвел лишь 15 957 кроссоверов Mitsubishi Outlander, внедорожников Mitsubishi Pajero Sport и седанов Citroen C4 и Peugeot 408. Последние модели, впрочем, с конца 2018 года дополнили новейшие фургоны Citroen Jumpy и Peugeot Expert, а также унифицированные с ними минивэны Citroen Spacetourer и Peugeot Traveller.

Ещё один российский мультибрендовый автосборщик ООО «АК Дервейс» из Черкесска Республики Карачаево-Черкесия располагает мощностями для выпуска 100 тыс. автомобилей в год. В 2017 году «Дервейс» выпустил только 19 456 ед. (+17,2%). Из них 16,2 тыс. китайских Lifan, преимущественно модели Solano; 1,69 тыс. кроссоверов Chery Tiggo разных моделей, а также 242 универсала Brilliance V5 (рост в 5,6 раза, но с российского рынка марка фактически ушла). Кроме того, на «Дервейсе» в тестовом режиме собрали 6 седанов Geely Emgrand; 4 кроссовера Luxgen; 4 внедорожников Foton Sauvana, а также последний экземпляр кроссовера Hawtai Boliger (падение на 99,5%). Предприятие находится в явном кризисе, так как инвесторы переключились на другой проект, а у основного кредитора – Сбербанка, ставшего за долги основным держателем акций завода пока не получается привлечь инвесторов.

ТагАЗ, также распроданный за долги, теоретически располагал мощностями в объёме 180 тыс. в год, но теперь фактически прекратил свое существование.

Вообще-то планов по организации сборки в России китайских кросоверов, внедорожников и пикапов ещё недавно было просто громадьё, однако, на сегодня функционируют фактически в тестовом режиме сборки лишь некоторые из них. Так основанное в 2014 году предприятие ООО «Липецкий Механический Завод» (ЛМЗ) мощностью на 120 тыс. внедорожников Great Wall, начало сборку только в прошлом году, собрав 2175 кроссоверов Changan CS35, да и перспективы дальнейшего развития у него весьма неопределенные. Другое аналогичное предприятие «Ставрополь Авто» в ставропольском пригороде Михайловске, основанное бывшими владельцами «Дервейса», рассчитано на 100 тыс. и располагает цехами сварки и окраски, но в 2017-м собрало лишь 1369 ед. внедорожников Hover 3 новой марки DW (в девичестве – Great Wall). На данное предприятие имеются большие планы, например, у «Фотон Мотор», которое хочет собирать здесь пикапы Foton Tunland и внедорожники Sauvana.

Украинский тренд

На Украине в 2017-м выпуск легковых автомобилей вырос на 68,1% до 7296 ед., которые по большей части обеспечил сборочный филиал Skoda – ЧАО «Еврокар» в приграничном со Словакией поселке Соломоново. Здесь по мелкоузловой технологии CKD было собрано 6145 ед. (+56,1%). Запорожский автозавод (ПАО ЗАЗ) формально вырос более значительно – в 2,9 раза до 1151 ед. Прочие украинские автозаводы легковых автомобилей не производили. Такой объем производства лишь тень от прежних объёмов, выражавшихся шестизначными цифрами. Лишь в конце 2017-го в цехах Черкасского автозавода АСЗ №2 компании «Богдан Моторс» в качестве альтернативы российским УАЗам начата сборка внедорожников «Богдан 2351», которые представляют собой 1-тонный пикап Great Wall Wingle 5 Doublecab с двухрядной кабиной и 143-сильным 2-литровым турбодизелем GW4D20 уровня «Евро 4».

Перспективу местные аналитики видят лишь в развитии выпуска перспективных электромобилей, включая китайские и местные разработки. Предполагается, что Евросоюз даст электромобилям из незалежной зеленый свет на своем рынке (в счет ассоциации Украины с ЕС), а низкая себестоимость за счет дешевой рабочей силы (производство украинского электромобиля на сегодня в 4 раза дешевле чем немецкого) позволит им занять достойное место под будущим «электросолнцем».

Легковой прирост в казахстане

Так, выпуск легковых автомобилей самых разнообразных брендов (российских, американских, корейских, китайских и узбекских) увеличился в два раза до 16 789 ед. благодаря госдотациям и трейд-ин. При этом у крупнейшего местного производителя – ООО «СарыАркаАвтопром» (принадлежит АО «АгромашХолдинг») из Костаная он снизился на 1,1% до 5377 ед. (бренды Hyundai, Ravon, JAC, Chevrolet (Niva), Peugeot, SsangYong и Volkswagen). Зато у другого АО «Азия Авто» (бренды LADA, Skoda, Chevrolet и KIA) оно выросло в 3,9 раза до 11 412 ед. В 2018 году акцент будет сделан как на расширении производства обычных автомобилей, так и электромобилей (модели JAC iEV7s), которых намечено сделать не менее 500 ед.

Отложенный грузовой спрос

Выпуск грузовиков в России восстановился на 18,6%, а продажи – на 28,7%. В целом грузовой автопром России, включая шасси и самосвалы, прирос в 2017 году на 18,6%, до 160 795 ед. На долю шасси пришлось 53 670 ед. (+25,4%), а на долю седельных тягачей – 13 265 ед. (+82,7%). Тут наложились четыре фактора: повышенный налог на машины экологического класса ниже Euro 3, отложенный спрос 2014–2016 гг. и введение системы ПЛАТОН, которое с одной стороны разорило много частных грузоперевозчиков на подержанных иномарках, и рост флит-парков, закупающих технику для дистрибуции и ритейла. Они закупали новые машины, включая грузовые иномарки местного производства, благодаря чему выпуск увеличился в 2,1 раза, до 28 811 машин.

Кстати, паритет по частным лицам и компаниям был пройден в 2015 году, и в прошлом году доля юридических лиц по покупке новой техники неуклонно растёт и составила 68%.

Доля собственников в продажах новых грузовиков полной массой до 3,5 т

Экспорт грузовиков всех классов составил 14 тыс. (+0,7%), а на 2018 год прогнозируется его увеличение не менее чем на 10%, до 15,5 тыс. Эти цифры уже требуют коррекции, поскольку не учитывают введение в апреле этого года торговых санкций на международном рынке против владельца «Базэл» Олега Дерипаски, куда входит холдинг «Группа ГАЗ». Не секрет, что именно на экспорт «некстов» в последнее время делала ставку «Группа ГАЗ».

Продажи на внутреннем рынке за этот же период, по данным ООО «Автостат Инфо», составили по средне- и крупнотоннажным на 49,2%, до 78 348 ед. Малотоннажных LCV, включая микроавтобусы (5191 шт.), выросли на 16,9%, до 106 155 единиц. То есть суммарно всего выпущено 184 503 ед. (+28,7%).

По отгрузкам рынок грузовых автомобилей всех классов (но без LCV-микроавтобусов) составил в 2017 году 196 тыс. (+28,9%), из которых на долю отечественных марок пришлось 118 тыс. (+7,9%), на долю «российских иномарок» – 26 тыс. (+83%), импортных иномарок – 52 тыс. (+83%). Прогноз на 2018 год соответственно 190 тыс. (–3,1%), 120 тыс. (+1,7%), 20 тыс. (–23,1%), 50 тыс. (–3,8%). Такой достаточно пессимистический прогноз объясняется исчерпанием потенциала отложенного спроса на фоне умеренных прогнозов по росту экономики (и это ещё до санкционных апрельских «чёрных лебедей»).

Структура производства грузовых  автомобилей полной массой до 3,5 т в 2017 г.

Группа ГАЗ

В безусловных лидерах по производству грузовиков в стране «Группа ГАЗ», включающая как ООО «АЗ ГАЗ», так и АО «АЗ «Урал», совместно они произвели в 2017 году 65 120 ед. (+2,9%) или 40,5% от всего производства грузовиков в стране.

Соответственно АЗ ГАЗ произвёл 59 222 ед. (+5%) малотоннажников (LCV) и среднетоннажников (MCV), о которых можно сказать лишь то, что 23,3 тыс. (+8%) из них шасси, 16,5 тыс. (+10,5%) с бензиновым (газовым) мотором и 19,4 тыс. (–2,5%) с дизелем. Снижение дизелей против бензиновых и газовых двигателей произошло из-за дешевизны последних. Известно также, что новые семейства «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» постепенно вытесняют прежние модели серий «ГАЗель БИЗНЕС» и ГАЗ-3309. Однако внедорожным моделям «Соболь БИЗНЕС 4х4», «Садко» (ГАЗ-33088) и «Земляк» (ГАЗ-33086) замены пока нет, а перспективные вездеходные модели, показанные на COMTRANS’17, запустят в серию не ранее 2019 года, как, впрочем, и компактный LCV «Соболь NEXT», который должен заменить серию «Соболь БИЗНЕС/ Соболь Баргузин».

Оценить производство LCV и MCV марки ГАЗ можно лишь по продажам на внутреннем рынке. Так, по данным ООО «Автостат Инфо», в 2017 году в РФ было реализовано 46,7 тыс. (ГАЗ до 3,5 т и 8,6 тыс. среднетоннажных (–1,9%).

В свою очередь АЗ «Урал» произвёл 5898 ед. (–14,3%) почти исключительно внедорожных автомобилей, из них 2,7 тыс. (–26,8%) шасси. В том числе было произведено 90 грузовиков «Урал-63686» (6х4) полной массой 33,5 т.

В 2018 году намечено освоить общехозяйственные тягачи и самосвалы «Урал NEXT». Кстати, переход на кабину NEXT больших выгод «Уралу» не принёс – выпуск базовых моделей «Урал-43206» (4х4), «Урал-4320» (6х6) снижается, хотя, впрочем, вырос выпуск шасси под самосвал «Урал-5557» (6х6), как и лесовозов «Урал-43204» (6х6), а также седельных тягачей «Урал-44202» (6х6). Выпуск четырёхосников 8х8 «Урал-5323» и «Урал-5423» упал почти на 35%.

Выпуск самосвалов ОАО «САЗ» («Саранский завод автосамосвалов») упал на 29,5%, до 1002 ед., что косвенно подтверждает предположения о снижении выпуска среднетоннажников ГАЗ.

Топ-10 грузовых автомобилей полной массой до 3,5 т в 2017 г.
Модель 2016 г., ед. 2017 г., ед. Доля рынка в 2016 г., % Доля рынка в 2017 г., % Динамика 2017 г. к 2016 г., %
ГАЗель NEXT 18 147 25 263 20 23,8 39,2
ГАЗель 3302 10 427 10 592 11,5 10 1,6
Ford Transit 4915 8632 9 8,1 75,6
УАЗ-3741 8188 8406 7 7,9 2,7
Лада Ларгус 6398 8073 5,5 7,6 26,2
Mercedes-Benz Sprinter 4967 5877 4,7 5,5 18,3
УАЗ-3909 4252 5303 3,3 5 24,7
ГАЗ-2752 Соболь 2982 3288 4,5 3,1 10,3
ГАЗ-3221 ГАЗель 4094 3001 4,1 2,8 –26,7
ГАЗ-2705 ГАЗель 3723 2797 25 2,6 –25,9
Прочие 22 751 24 923 25 23 9,5
Всего 90 884 106 155 100 100 16,9

КАМАЗ и ДАЙМЛЕР

Национальный лидер по выпуску тяжёлых грузовиков – «Группа КАМАЗ», в лице своего головного предприятия ПАО «КАМАЗ» произвёл 38 610 ед. (+11,6%), из которых 16,3 тыс. (+28,4%) шасси и 7,6 тыс. (+44,5%) седельных тягачей. К сожалению, «Группа КАМАЗ», как и АЗ ГАЗ, в последние годы сведений по выпуску отдельных моделей не даёт, ссылаясь на коммерческую тайну, так что оценить пропорции производства можно лишь косвенно по продажам на внутреннем рынке. Так, по данным ООО «Автостат Инфо», в 2017 году было реализовано 0,6 тыс. (+42,4%) среднетоннажников КАМАЗ-4308 и соответственно 26,8 тыс. (+27,6%) тяжёлых грузовиков всех моделей, из которых на долю новой серии K4 (КАМАЗ-5490 и прочих) пришлось около 4 тыс. (+75,5%). Доля полноприводных моделей КАМАЗ (от 4х4 до 8х8) в продажах – 32,9% (ровно 9 тыс.).

Входящее в «Группу КАМАЗ» ПАО «НЕФАЗ» произвело 9,26 тыс. самосвальных установок (+8,7%), а также 3 ед. шарнирно-сочленённых самосвалов BELL-НефАЗ-B350 (полной массой до 46 т), но это на 70% меньше, чем в предыдущем году.

ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» («ДК РУС»), бывшее ООО «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Тракс Восток», произвело 5893 ед. (рост в 2,75 раза). СП выпускает модели Mercedes-Benz Actros, Axor, Atego и Mitsubishi Fuso Canter, хотя заявлен также MB Unimog U400. Львиная доля производства и сбыта приходится на MB Actros (рост в 2,9 раза, до 5,1 тыс.), затем следует Axor (+62,7%, до 0,4 тыс.), Atego (+14,8%, до 0,1 тыс.), а Unimog реализовано всего 2 ед. (–50%).

СОЛЛЕРС

ООО «УАЗ» (входит в концерн «Группа СОЛЛЕРС») выпустило в 2017 году 25 144 ед. коммерческих автомобилей, из которых 18,3 тыс. (+5,7%) «головастиков» и «буханок» (от УАЗ-3303 до УАЗ-39094), а кроме того, 2,2 тыс. (рост в 2,2 раза) «УАЗ Карго» (УАЗ-2360) и 4,7 тыс. «УАЗ Пикап» (УАЗ-2363). Кстати, эта модель взяла первое место в российском сегменте пикапов с 3,56 (доля на рынке 31,1% против 32,5% в 2016-м). А вот новейшая полуторка «УАЗ Профи» (УАЗ-23602Х), чей выпуск был развернут в сентябре, в статистику производства отдельной строкой не попала, хотя, очевидно, что она включена в данные по выпуску модели УАЗ-2360, составив примерно половину от общего производства. Кстати, продажи «Профи» составили в 2017 году как раз 548 ед. против 592 ед. у «Карго».

АО «ИСУЗУ-РУС» (ранее ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ») выпустило на производственной площадке в Ульяновске 5160 ед. грузовиков N-series, F-series и GIGA-series (CYZ52 / EXZ52) полной массой от 7,5 до 33 т.

Ульяновская бодибилдерская фирма ООО «Автодом» изготовила 184 ед. грузопассажирских фургонов на шасси Ford Transit Custom и Ford Transit.

Ещё один производитель из Ульяновска – ООО «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» – выпустил напоследок 43 ед. (–12,2%) грузовиков BAW-33460 полной массой 7,5 т, а годом ранее ещё и установочную партию из 4 ед. газобаллонных полуторок BAW-33462. Сейчас судьба замороженного предприятия в очередной раз зависит от китайских инвесторов.

Сложная судьба АО «Брянский автомобильный завод» всё же продолжается, так как оно на сегодня является фактически монопольным национальным поставщиком многоосных вездеходных шасси для МО РФ. В 2017 году предприятие выпустило 182 ед. (–31,6%) шасси (от 6х6 до 10х10) гражданского и двойного назначения, прекратив, к сожалению, со сменой собственника подробную детализацию по моделям.

В тени гигантов

Специализированных седельных тягачей и самосвалов ООО «МЗ ТОНАР» в 2017 году произвёло 30 ед. плюс 6 карьерных самосвалов ТОНАР-45251 внедорожного габарита, благодаря контракту с АЛРОСА, чем добилась роста производства 89,5%. Предприятие, основная специализация которого состоит в производстве разнообразной прицепной техники, развивается достаточно стабильно и регулярно расширяет и линейку автомобильной техники.

АО «ПСА ВИС-Авто» – сейчас выступает как дочерняя фирма ПАО «АВТОВАЗ», но продает свои пикапы на базе легковых моделей LADA под её брендом и через её же дилерскую сеть. В 2017-м произведено 2889 ед. пикапов и фургонов серий ВИС-2346 (на базе LADA 4x4) и ВИС-2349 (на базе LADA Granta), а также спецавтомобилей и снегоболотоходов «БРОНТО» (747 ед. – рост в 4,6 раза!).

Топ-10 грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 т в 2017 г.
Модель 2016 г., ед. 2017 г., ед. Доля рынка в 2016 г., % Доля рынка в 2017 г., % Динамика 2017 г. к 2016 г., %
КАМАЗ-65115 4846 5849 9,2 7,5 20,7
КАМАЗ-43118 4661 5830 8,9 7,4 25,1
ГАЗон NEXT 5268 5371 10 6,9 2
Mercedes-Benz Actros 1741 5079 3,3 6,5 191,7
КАМАЗ-6520 3236 4826 6,2 6,2 49,1
Volvo FH 4x2 1067 3879 2 5 263,5
КАМАЗ-5490 2257 3854 4,3 4,9 70,8
DAF XF105FT 4x2 874 3157 1,7 4 261,2
Scania R 4x2 598 1945 1,1 2,5 225,3
ГАЗ-3308 Садко 1410 1629 2,7 2,1 15,5
Прочие 26 551 36 929 50,6 47,1 39,1
Всего 52 509 78 348 100 100 49,2
Производство и экспорт грузовых автомобилей, включая лёгкие грузовики за 2010–2025 гг., тыс. шт.

Наши иномарки

Группа компаний «Автотор», в лице непосредственно осуществляющего сборку грузовых автомобилей юрлица ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД», в ноябре 2017 года запустила линию углублённой сборки (со сваркой и окраской кабины) популярной модели Hyundai HD78 полной массой 7,5 т, а в начале 2018-го добавила к ней и полуторку Hyundai HD35. Кроме того, по SKD-технологии здесь собирают модели Hyundai HD36L, HD65, HD120 и HD210. Была также выпущена пилотная партия из 4 ед. ЦМФ HD350 (освоение в серии намечено на конец 2018 года). Кроме того, здесь была собрана пилотная партия из 5 ед. тяжёлых грузовиков турецкого филиала Ford Cargo. Общий выпуск грузовиков на «Автоторе» составил в 2017 году 3075 ед. (рост в 2,8 раза).

Расположенное в Миассе ООО «ИВЕКО-АМТ» (фактически российский филиал компании IVECO S.p.A.) выпустило в 2017 году 494 ед. разнообразных, преимущественно полноприводных седельных тягачей, самосвалов и шасси, а также спецавтомобилей, основанных на серии IVECO Trakker и адаптированных под суровую северную эксплуатацию.

Расположенное в Калуге АО «Вольво Восток» собрало в 2017 году 4668 ед. тяжёлых грузовиков Volvo, что в 3,7 раза больше, чем в 2016-м. Кстати, и продажи Volvo Trucks в России выросли в 2,5 раза, до 5,85 тыс.

Расположенные в Санкт-Петербурге сборочные заводы ООО «СКАНИЯ-ПИТЕР» и ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС ПРОДАКШН РУС» собрали в 2017 году соответственно 398 ед. (рост в 2,6 раза) шасси и самосвалов Scania P380 CB 6x4 ENZ и 495 ед. (+55,2%) шасси и седельных тягачей MAN TGS и MAN TGX. Эти предприятия (обе головные компании Scania AB и MAN Truck & Bus входят, кстати, в состав транснационального концерна Volkswagen AG) стараются поставлять клиентам машины с уже смонтированными надстройками (самосвальный кузов, миксер и проч.).

Доля собственников в продажах новых грузовиков полной массой 3,5–40,0 т

В Ленинградской области (пос. Тосно) расположен сборочный завод ООО «Катерпиллар Тосно», собравший в 2017-м 62 ед. (рост в 3,3 раза) карьерных самосвалов модели Caterpillar 773E полной массой 99,3 т и модели Caterpillar 777E полной массой 163,4 т.

Его прямой конкурент ООО «Комацу Мэнуфекчуринг Рус» обосновался в Ярославской области, где собирает 91-тонные карьерные самосвалы Komatsu HD785-7 полной массой 166 т.

ОАО «НПК «Уралвагонзавод» из Свердловской области, к сожалению, остановил в конце 2016 года (9 ед.) выпуск тяговых модулей вагонов ТВМ-2, бывших несколько лет шоу-стопперами столичных выставок СТТ.

ЗАО «БЕЦЕМА» из подмосковного Красногорска в прошлом году к своему юбилею собрало 5000-й самосвал и закончило год с показателем 707 машин (+79,4%) преимущественно автосамосвалов строительного и сельскохозяйственного назначения на шасси Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и КАМАЗ. В это же число вошли 12 ед. (–7,7%) самосвальных прицепов и полуприцепов, которые традиционно считает совместно с ТС на автомобильных шасси.

Структура производства грузовых автомобилей полной массой 3,5–40,0 т в 2017 г.

Кузовных дел мастера

Филиал ООО «Метровагонмаш» – Вышневолоцкий машзавод (г. Вышний Волочёк), куда в начале 2010-х из города Мытищи было выведено производство автосамосвалов и самосвалов-бункеровозов знаменитой некогда марки ММЗ, базировавшееся на шасси ЗИЛ, тем не менее выпустило в 2017 году 2 ед. самосвалов-бункеровозов модели ВВМЗ-450360 на шасси МАЗ-438043. А вот последние бункеровозы на бензиновых шасси ЗИЛ были изготовлены здесь в 2016 году (2 ед.).

Обширный нижегородский кластер, кроме головного завода АЗ ГАЗ, включает целый ряд производителей надстроек и спецавтотехники на грузовых шасси, которые имеют право давать своей продукции собственные ПТС. К их числу относится, например, ОАО «ЗТО КАМЕЯ», изготовляющее различные фургоны и европлатформы на шасси марок ГАЗ, КАМАЗ, Isuzu и др. В 2017 году эта компания выпустила 416 ед. (рост в 2,3 раза) такой техники, в том числе 0,26 тыс. (рост в 3,4 раза) полной массой 6,85–8,7 т с дизельными двигателями и 0,16 тыс. (+47,2%) полной массой 3,5 т с бензиновыми моторами (естественно, это исключительно шасси «ГАЗель»).

Структура производства грузовых автомобилей по полной массе в 2017 г.

Аналогичный производитель (ООО «Спектр Авто») выпустил 465 ед. (–14,5%) грузовых ТС, из которых 0,17 тыс. (–40,5%) полной массы 3,5–26,1 т с дизелями и 0,3 тыс. (+13,8%) полной массой 3,5 т с бензиновыми моторами («ГАЗель»).

Ещё более известная фирма ООО «Чайка-НН» выпустила 385 ед. (+31%), из которых 345 ед. (+32,7%) полной массой 7,5–18 т с дизелями и 36 ед. (рост в 2,1 раза) полной массой 3,5–7,45 т с бензиновыми двигателями (также ГАЗ). Кроме того, в итог вошли 4 ед. (–76,5%) самосвала полной массой 9–18 т на шасси КАМАЗ 4х2 и 6х4.

«Придворная» тюнинговая фирма КАМАЗа, ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов, произвела 450 ед. (+10,6%) техники на базе шасси КАМАЗ, включая 0,28 тыс. (+12,1%) грузовиков на разных шасси, 93 ед. (–7,9%) тяжёловозных седельных тягачей КАМАЗ-65225 (6х6) и 79 ед. (+36,2%) самосвалов-зерновозов на длиннобазных шасси КАМАЗ-65117 полной массой 24 т.

Специализировавшаяся на зерновозах и бортовых грузовиках с КМУ фирма ООО «АПХ «Штурман Кредо» из Татарстана, свернула производство такой продукции в 2016 году (216 ед.) и соответственно выбыла из списка производителей грузовой техники общего назначения.

В общий итог не вошли 3427 (–1,3%) грузовиков на шасси отечественных производителей (изготовленные преимущественно предприятиями ФСИН РФ).

Автобуспром почти не спал

Российские автобусостроительные предприятия выпустили, по данным ОАО «АСМ-холдинг», в 2017 году 42 875 пассажирских машин (–2,6%), включая микроавтобусы.

Из них отечественные марки составили 32 452 ед. (–5,9%), «российские иномарки» – 10 423 ед. (+9,2%), а экспорт соответственно составил порядка 2,0 тыс. (+5,3%). В 2018 году данные соотношения будут соответственно на уровне 35 тыс. (+8%), 9 тыс. (–14%) и 3 тыс. (+50%).

По данным ООО «Автостат Инфо», российский рынок автобусов в 2017 году составил 12 111 ед. (+12,3%), т. е. его вектор с трендом производства были разнонаправленными, что говорит о приросте исключительно за счёт импорта.

Невзирая на эффект отложенного спроса, рынок пришлось стимулировать. Так, иномарки выросли почти в 3,5 раза, до 977 ед., хотя львиную долю на рынке и составляют российские марки автобусов, которые разошлись в количестве 11 134 ед. (+6%).

Крупнейшим производителем автобусов, естественно, оказалась «Группа ГАЗ», на долю которой приходится 23 782 ед., или 55,5% от всего выпуска пассажирских машин от минивэнов до вахтовок включительно. Соответственно в 2016 году «Группа ГАЗ» произвела 23 898 автобусов, или 54,3%.

По брендам производство в «Группе ГАЗ» распределилось так: ООО «АЗ ГАЗ» выпустило 12 335 ед. (–1,9%) «ГАЗелей» (БИЗНЕС и NEXT), «Соболей» и «Баргузинов», а АО «АЗ «Урал» сделало 406 вахтовок (+5,2%).

Производство и экспорт автобусов за 2010–2025 гг., тыс. шт.

Подразделение «Русские автобусы – Группа ГАЗ», включающее ЛиАЗ, ПАЗ и КАвЗ, произвело суммарно 11 041 ед. (+0,9%). В том числе ООО «Павловский автобусный завод» выпустило 8478 ед. (+3,4%), из которых 7,5 тыс. (+8,1%) машин малого класса и 1,0 тыс. (–22,4%) среднего класса (ПАЗ-4234). Дизельных машин из них 3,8 тыс. (+35%), бензиновых 3,9 тыс. (–17%) и 0,82 тыс. газобаллонных (+13,2%). Новейших Vector NEXT произведено 1,03 тыс. (рост в 2,2 раза).

ООО «Ликинский автобусный завод» выпустил 2108 ед. (–2,8%), из которых 1,81 тыс. (–7%) дизельных и 0,3 тыс. (+33,2%) газобаллонных, а также один электробус (ЛиАЗ-6274).

ООО «КАвЗ» произвело в Кургане 455 среднеразмерных машин (–20,2%), из которых 0,33 тыс. (–25,5%) дизельных и 0,13 тыс. (–1,6%) газобаллонных, в том числе 77 ед. (рост в 25,7 раза) новейших полунизкопольников КАвЗ-4270.

«Группа КАМАЗ» в лице ПАО «НефАЗ» произвела 718 ед. (–12,8%) городских, пригородных и междугородных серии НефАЗ-5299, а вот вахтовых автобусов (НефАЗ-4208/ -42111) с 2016 года (1 ед.) не делали, хотя по заводским данным картина иная.

ООО «ВОЛГАБАС» из Волжского Волгоградской области выпустило 621 ед. (+54,9%) без раскладки по моделям.

ООО «УАЗ» выпустило 4504 ед. (–25,2%) «буханок»: пассажирских УАЗ-2206 (2,76 тыс., –1,9%) и санитарных УАЗ-3962 (1,85 тыс., –44,7%).

Бодибилдерское ООО «АВТОДОМ» из Ульяновска произвело 550 машин (+6%) на шасси УАЗ-39625, Ford Transit, Citroёn Jumper, Peugeot Boxer, но школьных автобусов больше не выпускает (52 ед. в 2016 году).

Структура производства автобусов по типам в 2017 г.

ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» из ОЭЗ «Алабуга» выдал 1150 ед. (рост в 11,5 раз) минивэнов Ford Transit Torneo Custom и микроавтобусов Ford Transit.

Соседнее (расположенное в индустриальном парке «Синергия» буквально за забором от «Форд СОЛЛЕРС») ООО «СТ Алабуга» – дочернее предприятие «СТ Нижегородец» выпустило в 2017 году первую партию из 309 машин на базе Ford Transit. Проектная мощность предприятия – 2,3 тыс. в год к 2025 году.

Нижегородское ООО «СТ Нижегородец» в свою очередь произвело 4812 ед. (+7,9%) микроавтобусов, включая выполненные на базе Ford Transit (модели серий F2270 и F22270) – 451 ед. (–16,9%), IVECO Daily (модели VSN 700, VSN 800 и VSN 900) – 54 ед. (–19,4%) и Fiat Ducato (FST 613) – 6 ед.

Из того же Нижегородского кластера (г. Балахна) и ООО «ПКФ Луидор» с выпуском 6218 ед. (–6%) с микроавтобусами на базе Mercedes-Benz Sprinter (от 311 до 519 моделей) – 3,5 тыс. (–15,4%), Volkswagen Crafter – 234 ед. (+91,8%), ГАЗ «Соболь» и «ГАЗель» – 2,4 тыс. (+5,9%), Citroёn Jumper – 19 ед. и 3 ед. Peugeot Boxter (–87%).

ООО «Промтех» из того же кластера произвело лишь 36 ед. микроавтобусов (–96,8%), из которых 24 ед. (–97,7%) на базе «ГАЗели» и 6 ед. Peugeot Boxter (–85%) и 6 ед. прочих иномарок.

Ещё одно нижегородское ООО «ИНТЕХ» выпустило 75 ед. (рост в 2,6 раза) малых автобусов Foxbus на шасси IVECO Daily.

Кроме того, было произведено 406 ед. (+4,9%) автобусов на шасси грузовых автомобилей отечественных предприятий (мелких бодибилдеров, а также спецпредприятий из системы ФСИН РФ).

Топ-10 автобусов в 2017 г.
Модель 2016 г., ед. 2017 г., ед. Доля рынка в 2016 г., % Доля рынка в 2017 г., % Динамика 2017 г. к 2016 г., %
ПАЗ-3205 3691 3148 34,2 26 –14,7
ПАЗ-3204 961 2482 8,9 20,5 158,3
ПАЗ-4234 540 857 5 7,1 58,7
ПАЗ-3203 562 715 5,2 5,9 27,2
ЛиАЗ-5292 768 672 7,1 5,6 –12,5
НефАЗ-5299 603 502 5,6 4,1 –16,7
ЛиАЗ-4292 738 422 6,8 3,5 –42,5
Урал-3255 306 286 2,8 2,4 –6,5
НефАЗ-4208 295 247 2,7 2 –16,3
КАвЗ-4238 293 217 2,7 1,8 –25,9
Прочие 2025 2563 19 21 26,6
Всего 10 782 12 111 100 100 12,3
Структура производства автобусов в 2017 г.

Разновекторное движение в Белоруссии

Выпуск грузовиков в Белоруссии за 2017 год подскочил (точнее восстановился) на 45,1%, до 8703 ед., причём это с учётом карьерных самосвалов. Без таковых рост производства составил 49,5%, до 5812 ед. В том числе Минский автозавод (МАЗ) показал рост на 50,6%, до 6828 ед., что объясняется восстановлением экспортных рынков, в том числе и в России (по данным ООО «АВТОСТАТ ИНФО» – 2871 ед. +12,5%). То есть экспорт на российский рынок составил порядка 40–42% от производства. Белорусский бренд занял на российском рынке 9-е место, что хуже прошлых лет, когда МАЗ был на прочном третьем месте вслед за российскими «КАМАЗом» и «ГАЗом», но всё же удержался в Топ-10, даже опередив российский миасский «АЗ Урал».

Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ), объединённый в приказном порядке с автосборочным производством «Неман» выдал на гора 509 машин (+6,9%) из которых львиную долю заняли внедорожные шасси и плетевозы (446 ед., +5,4%), хотя наибольший рост – на треть пришёлся на седельные тягачи (52 ед.). Выпуск же самосвалов, известных под торговой маркой «ВОЛАТ», упал в три раза до номинальных 5 ед.

Карьерных самосвалов БелАЗ произведено 824 ед. (+68,5%). Наибольший объём производства пришёлся на самосвалы грузоподъёмностью 110–130 т (384 ед., +63,4%), а наибольший прирост производства в 18,5 раз пришёлся на самые малые модели грузоподъёмностью 30–36 т (до 35 ед.). Скрейперов-землевозов, а также самосвалов МоАЗ сделано лишь 6 ед., но и это трёхкратный рост.

В сегменте автобусов Белоруссия оказалась не то что бы на коне, но в седле. Так, общий выпуск пассажирских машин формально снизился всего на 2,9%, до 1145 ед. Главный местный производитель МАЗ выдал на гора 1038 ед. (–3,9%), но ценой мощного перераспределения между классами машин. Так, наибольший прирост обеспечили модели малого класса с ростом в 2,6 раза, до 375 ед. Но наиболее массовыми всё же остались модели большого класса, однако, испытавшие практически двухкратное обрушение до 398 ед. (–46,4%).

На долю автобусов среднего класса пришлось 237 ед. (+33,9%), а особо большого класса – 21 ед. (+90,9%). Даже редкие перронные автобусы МАЗ-171 дали небольшой прирост до 7 ед. (+16,7%). И все же основа производства МАЗа – большие городские автобусы-соло, попавшие под ужесточение экологических норм на рынках европейских стран, а на российском – под запрет на закупки иномарок муниципальными и государственными структурами заметно ограничили экспортные рынки для ранее весьма востребованной продукции. Так, в России в 2017-м было зарегистрировано только 353 машины (–56,5%). Зато завод расширяет предложение более экологичных машин, например, газовых версий: модели МАЗ-103965 и МАЗ-203965 с газовым двигателем Mercedes-Benz OM 906LAG экологического класса EEV на компрированном метане.

Вторым по значению белорусским автобусным производителем выступает вошедший в МЗКТ автосборочный завод «Неман». Он показал рост производства на 26%, до 97 ед. Преимущественно это малые автобусы на итальянских шасси IVECO Daily. Третий производитель – ПРУП «Белкоммунмаш» – в статистике производства не засветился, в том числе и по троллейбусам.

Производство грузовых автомобилей в странах СНГ в 2017 г.
Страна 2017 г., ед. 2016 г., ед. Прирост в 2017 г., %
Россия 160 795 135 609 18,6
Белоруссия 8703 6000 45,1
Украина 1442 837 72,3
Казахстан 1634 1892 –13,6
Азербайджан 247

Украинский шлюз для Европы

Украинский автопром едва начал восстанавливаться после грандиозного провала 2015–2016 гг., хотя по данным ассоциации «Укравтопром» на сегодня «…из 12 автосборочных заводов в стране работают только семь, а уровень использования производственных мощностей составляет всего 2% от существующих. Количество рабочих мест за десять лет сократилось в пять раз. Доля продукции отечественного производства упала до 11%, хотя даже в наихудшем в истории 2015-м ещё составляла 17%».

Вывод «Укравтопрома» состоит в том, что автопроизводители «незалежной» начисто лишены государственной поддержки, так как Киев, начиная с 2005 года, взял курс на «потребительское отношение» к национальному автопрому, в том числе и через невыгодные условия присоединения к ВТО. А с 2016 года оно фактически открыло шлюзы для контрабандного секонд-хенда, на который уже приходится свыше 40% первичного рынка.

Украинские грузовики в 2017 году восстановили производство на 72,3%, до 1442 ед. Наибольшую долю производства обеспечил, конечно, ХК «АвтоКрАЗ» с ростом на треть, до 956 ед. Сбыт в Россию данной марки официально закрыт достаточно давно, однако 22 ед. на российский рынок всё же просочились (собственно в их импорте, пусть и в обход российско-украинской границы заинтересованы наши нефтегазовые компании, ряд номенклатуры спецоборудования которых жёстко привязан именно к КрАЗовским шасси). При этом в конце 2017 года КрАЗ представил новую модель шасси КрАЗ-5401 4х4 с двойной кабиной типа МАЗ-437212, предназначенное под пожарные и прочие специальные машины. ПАО «ЗАЗ» выпустило 479 грузовиков (рост в 4 с лишним раза) следующих моделей: «каблучков» ЗАЗ Lanos Cargo и ЗАЗ Vida Cargo, полуторки KIA K2500 и 4-тоннки Tata LPT613. Кроме того, отметился 7 ед. (+40%) грузовиков и ПАО «Черкасский автобус».

Украинские автобусы в 2017 году восстановились в 2,5 раза, до 804 ед., за счёт увеличения закупок техники за средства бюджетов разных уровней до 80–90% против 40–50% в прежние годы. Наибольший прирост в 59 с лишним раз был у ЗАО «Черниговский автозавод» (автобусы модели БАЗ-2215 на базе российской «ГАЗели БИЗНЕС»). ПАО «Черкасский автобус» выпустило 382 автобуса (+92,9%) марки «Атаман». Корпорация «Богдан» произвела 110 ед. (+41%) автобусов малого класса. ОАО «Часовоярский ремзавод» выпустило 90 автобусов малого класса (рост в 2,4 раза) марки «РУТА» на шасси «Газель БИЗНЕС» и Тата LPT613. Другой производитель – ПАО «ЗАЗ» – выпустил 44 автобуса (рост почти в 9 раз) серий А07 (малый класс) и А10 (средний класс). Один из прежних лидеров автобусостроения Украины – «Бориспольский автомобильный завод», производивший хорошо известные и в России автобусы БАЗ-А079 «Эталон», в 2017-м возобновил работу, но перепрофилирован на выпуск спецтранспорта, а также полный капремонт автобусов «Эталон», на предприятии расположен и учебный класс Ashok Leyland.

Производство автобусов в странах СНГ в 2017 г.
Страна 2017 г., ед. 2016 г., ед. Прирост в 2017 г., %
Россия 42 875 44 012 –2,6
Белоруссия 1145 1169 –2,1
Украина 804 321 150,5
Казахстан 648 362 79,0

Казахстанская правда

Казахстанские автосборочные заводы после просадки в 2016 году из-за изменения налогового законодательства в 2017-м двигались разнонаправленно, но в целом выпуск превысил 19 тыс., что втрое больше уровня предыдущего года. Интересно, что данные Москвы и Астаны не разнятся.

Выпуск грузовиков в Казахстане сократился на 13,6%, до 1634 ед. При этом АО «КАМАЗ-Инжиниринг» из Кокшетау (Акмолинская обл.) увеличило производство на 33,6%, до 807 ед., да ещё и произвёл 123 ед. спецтехники (+64%). Костанайское ООО «СарыАркаАвтопром» уронило выпуск грузовиков и LCV IVECO на 53,4%, до 96 ед. Ещё один крупный филиал ТОО Hyundai Auto Trans (вся линейка грузовиков Hyundai от полуторок до тяжёлых самосвалов, а также самосвалы МАЗ) из Алмаатинской обл. выпустило 477 грузовиков (+18,7%). Другое ТОО СемАЗ из Семипалатинска (марки «Урал», Foton и Shacman) выпустило лишь 249 ед. грузовой и специальной автотехники (–63,4%).

Можно отметить ещё производство противопожарной автотехники АО «Уральскагрореммаш» в Западно-Казахстанской обл. на шасси ГАЗ, «Урал» и КАМАЗ, которых произвели в 2017-м 38 ед. (+11,8%). АО «Петропавловский завод тяжёлого машиностроения» из Северо-Казахстанской области, специализирующийся на мобильных буровых установках на шасси КрАЗ и прочих, выпустил 57 ед. (рост в 2,9 раза) такой техники.

Автобусы в Казахстане производят «СарыАрка Автопром» – 410 ед. (марка Ankai), ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» из Семипалатинска – 148 ед. (–32,9%), «Hyundai Auto Trans» – 69 малых автобусов Hyundai County (–53,4%) и возобновивший сборку «КАМАЗ-Инжиниринг» – 21 городской автобус и вахтовки НефАЗ.

Узбекистан и Азербайджан

В Узбекистане ранее хотя и пробовали выпускать автобусы и грузовые автомобили, но из-за жёсткой конкуренции с российскими и китайскими заводами вынуждены сосредоточиться лишь на легковых автомобилях и LCV, для выпуска которых тут уже сформировалась инфраструктура производства.

После ряда проблем в 2016 году, связанных с финансовыми нарушениями при экспорте в Россию, единственный местный производитель GM Uzbekistan (экспортный Ravon и Chevrolet для внутреннего рынка) при годовой мощности в 270 тыс. выпустил 140 247 ед. автомобилей (+59,1%), из которых LCV Damas 27 272 ед. (+41,3%), а ещё 5891 ед. (рост в 2,2 раза) легковых моделей Chevrolet Captiva, Malibu и Orlando.

В Азербайджане в позапрошлом, 2016 году, Гянджинский автозавод собрал 247 ед. грузовиков марок МАЗ, «Урал» и КАМАЗ, но по 2017 году данные перестал давать.

Комментировать ... >>