Опубликовано: ГП 07-2013
Руссо-Балт М 24/40 серии XI

Масштабные модели Андраника Манукяна

Дмитрий Лисин, фото автора и Андраника Манукяна

Андраник Лермонтович Манукян – коллекционер, увлечённый историей автомобилей, и великолепный мастер, копии автомобилей которого на протяжении двух десятков лет востребованы у коллег из Армении, России, Казахстана, Германии, Бельгии, США, Канады.

Мне посчастливилось познакомиться с Андраником в начале 2000-х годов. Я пытался найти модель знаменитого гоночного автомобиля «Руссо-Балт С 24/58», известного под прозвищем «русский огурец». Модель существовала, её фото даже было размещено в известном многим коллекционерам первом издании каталога «Автомобиль на ладони», но вот приобрести экземпляр для коллекции было невозможно. Оставалось ждать и собирать информацию о существующих моделях и их вероятных владельцах. Именно во время поисков мне и удалось познакомиться с Манукяном, а в дальнейшем приобрести доброго друга и соратника по хобби.

Авторитет

Родился Андраник в Ереване. Его дед – Андраник Аветисян – был водителем. Во время Великой Отечественной войны он сначала крутил баранку знаменитой полуторки ГАЗ-АА, а затем как один из лучших водителей пересел за руль ГАЗ-М1 и занимался перевозкой высшего командного состава Красной Армии. После войны он возил высших чиновников КПСС, а потом водил строительные самосвалы. Любовь к автомобилям у внука по­явилась благодаря именно деду, который даже уйдя на пенсию, не мог расстаться с автомобилями и работал механиком в одной из пожарных частей Еревана.

Всё свободное время дед возился со списанным из гаража военкомата ГАЗ-ММ или помогал другу и соседу с его «эмкой», чьё устройство прекрасно знал ещё с войны. Маленькому Андранику нравилось бывать в гараже, наблюдать, как каждую весну друг деда красит кистью в чёрный цвет свою «эмку» или перерисовывать из семейного фотоальбома понравившиеся автомобили.

Коллекционировать масштабные модели Андраник начал во время учёбы в школе. Начало его коллекции положил приобретённый в галантерейном отделе магазина «Москвич-434», произведённый в Саратове. Но когда он увидел у своего одноклассника коллекцию копий иностранных автомобилей, привезённых в подарок из зарубежной поездки, Андраник просто заболел масштабными моделями.

Руссо-Балт М 35/40
Руссо-Балт М 24/40 транспортёр боеприпасов

Родители помогали поддерживать хобби сына, приобретая редко появлявшиеся новинки моделей, производившихся в СССР, и уж совсем дефицитные наборы для сборки копий автомобилей, произведённых в ГДР. Но этого было мало, и он через «Посылторг» заказал партию масштабных моделей автомобилей. Посылка стоила 40 рублей (это почти половина зарплаты советского инженера), и хотя мальчику влетело, родители всё же выкупили посылку.

После окончания Томского государственного университета Андраника направили на работу в правоохранительные органы Читинской области. К тому времени в его коллекции насчитывалось около 100 экземпляров, основу которой составляла продукция из Саратова. Но были и работы английских компаний Matchbox и Corgi. Андранику хотелось поставить в свою коллекцию копии первых созданных в мире автомобилей, например Benz Patentmotorwagen ,или копии автомобилей знаменитостей, но, увы, у него не было даже масштабной модели знакомой с детства «эмки». И Андраник стал серьёзно задумываться о создании собственных моделей.

Руссо-Балт М 24/35 Руссо-Балт М 24/35
Руссо-Балт М 35/40

Первый успех

Первая проба состоялась в начале 1990-х годов, когда Андранику удалось на основе выпускавшейся в Грузии копии автомобиля Panhard 35CV 1927 года создать модель ГАЗ-M1. Конверсия принесла огромную радость, и он делился своими эмоциями и результатами труда со слегка удивлёнными родственниками и коллегами по работе. А между тем первая созданная модель после долгих колебаний была продана знакомому коллекционеру, предложившему за неё хорошую цену. «Не беда, – думал Андраник, – я сделаю ещё». Так и вышло, за ГАЗ-М1 последовали копии автомобилей ЗИС-101, ГАЗ-69, ГАЗ-67 и другие. Но свою первую созданную модель он не забыл и через 15 лет выкупил её.

Руссо-Балт С 24/30 ландо-лимузин
Руссо-Балт Е 15/35
Руссо-Балт С 24/40

В начале 2000-х годов Андраник впервые привёз созданные им модели в Москву. Все 10 его работ были раскуплены членами клуба коллекционеров. Многие отмечали, что модели не очень качественные, но интересные. Именно эта удача заставила Андраника задуматься над созданием более качественных копий автомобилей. В Ереване сделал копию кабины автомобиля ЗИЛ-150 и отдал знакомому мастеру-ювелиру для создания отливок из металла. Ювелир решил улучшить работу Андраника, в результате готовые изделия получились на 5 мм шире и настолько же ниже, чем задумывалось. Ничего переделывать не стали, и первая партия масштабных моделей ЗИЛ-150 с открытым бортовым кузовом была реализована в Москве в таком виде. Затем была вторая и третья партии, далее мастер создал версии ЗИЛ-150 с кунгом, топливной цистерной, бочкой «Живая рыба».

Руссо-Балт Т 40/65 Орд № 5 Руссо-Балт Т 40/65 Орд № 3
Руссо-Балт Т 40/65 с 76-мм пушкой Руссо-Балт Т 40/65 с 76-мм пушкой

В 2003 году Андраник переехал из Армении в Россию, где образовал студию «МАЛ» (от Манукян Андраник Лермонтович). Самостоятельно он создал масштабные копии автомобилей ЗИЛ-151, МАЗ-200, КрАЗ-214, КрАЗ-210, M3 Scout, БТР-152 (в том числе и медицинскую модификацию), БТР-40, ФАИ-М, ГАЗ-M1, ГАЗ-4, Multicar M 25, различные модификации автомобилей ЕрАЗ и прицепов ОдАЗ.

Борьба за качество

Наряду с созданием масштабных моделей с нуля Андраник занимается и глубокими конверсиями существующих масштабных моделей различных производителей. Среди его конверсий копии модификации автомобилей АМО-Ф-15 («Милиция», «Штабной автомобиль», «Санитарная»), УРАЛ (пожарные и бронированные автомобили, автомобили с различными кунгами, цистернами), ЗИЛ-157 (с различными кунгами, цистернами и дополнительным оборудованием), КАМАЗ, «Москвич», ГАЗ-51, УАЗ, ГАЗ-АА, Mercedes-Benz и др.

Руссо-Балт Т 40/60
Руссо-Балт С 24/58 «русский огурец»

Но особенная любовь у Андраника к созданию масштабных моделей автомобилей «Руссо-Балт». Студия «МАЛ» сегодня, пожалуй, единственный производитель столь обширной линейки копий автомобилей этой российской марки. Помимо уже упоминавшейся копии «русского огурца», в масштабе 1:43 выпущены модели «Руссо-Балтов» Е15/35, Д24/30, Д24/40 (пожарная линейка), С24/34 с движителем «Кегресс», бронеавтомобиль тип «С» 1914 г., С24/30, С24/30 штабной, С24/30 «Гран-туризмо», С24/30 лимузин, С24/40 (цистерна), С24/55 (автомобиль Нагеля), М24/35, М24/40 гражданский и бронированный, М35/40, автобусы серии «М», Т40/65 гражданский грузовик и бронированный с орудием по уничтожению воздушных целей и др.

При создании любой масштабной модели или конверсии Андраник тщательно подходит к подбору фактического материала о прототипе. Раньше с помощью библиотечных фондов, теперь с помощью сети Интернет подбирает фотоматериал, описание, чертежи, хотя последние чаще приходится создавать самостоятельно. Затем подбирает необходимые материалы (в основном это белый металл, эпоксидная смола, дерево, пластик), создаются формы, необходимая оснастка.

ЗИЛ-157К с кузовом КУНГ-1М
Комбинированная дезинфекционно-душевая установка ДДА-2 на шасси ЗИЛ-130

В последнее время множество масштабных моделей студии «МАЛ» комплектуют деталями, выполненными фототравлением (шильдики, надписи, эмблемы, маскоты, таблички, дворники, ручки дверей), которые создают в сотрудничестве с украинским специалистом из Донецка Владиславом Егоренко. Для получения более точных копий различных деталей, составляющих модели, применяется лазерная резка. С каждым годом качество копий автомобилей, создаваемых под брендом «Студия «МАЛ», улучшается. В ближайшем будущем мастер планирует создать копии спортивных автомобилей «Руссо-Балт» С24/60 и К12/30, а также новые конверсии на базе масштабных моделей автомобилей ГАЗ-А, АМО-Ф-15 и ЗИЛ-157 (пожарные автомобили).

ЕрАЗ-3730 Police УАЗ-450

Династия

В деле создания новых масштабных моделей от отца не отстаёт и сын Андраника Манукяна – Лермонт. Помимо учёбы в Строгановской академии он находит время продолжать и развивать опыт и технологии отца, создаёт уже свои собственные масштабные модели танков Первой мировой войны под брендом LERMONT. На данный момент вышли в свет в масштабе 1:43 МК1, МК5, Царь-танк Лебеденко.

Несмотря на загруженность, Андраник не оставил своё хобби – коллекционирование масштабных моделей автомобилей. Основными направлениями его коллекции остаются копии автомобилей России и СССР, копии автомобилей 20-х – 40-х годов прошлого века. Предпочтение он отдаёт продукции таких компаний, как NEO, SPARK, DIP, IXO и некоторых других, в том числе мелкотиражных компаний и мастерских.

АМО Ф-15
Комментировать ... >>