Опубликовано: ГП 07-2013
Автобус ЗАЗ A10C34
«Запорожец»? Как бы не так…

Автобус ЗАЗ A10C34

Андрей Филиппов, фото автора
Производитель: ПАО «Запорожский автомобилестроительный завод»
(г. Запорожье, Украина)
Модель: ЗАЗ A10C34
Начало продаж в России: 2012 г.
Цена:   33 469 евро

Украинское автобусостроение – вещь в себе. На просторах страны разместилось несколько довольно крупных заводов по производству автобусов, выпускающих полноценные модельные ряды, включающие все разновидности пассажирской техники от мала до велика. Про разного рода «перепильщиков» я даже упоминать не хочу, настолько это необъятная тема. Тем удивительнее, что украинский автопром россияне знают в основном по маршруткам «Богдан» и ставшими теперь почти экзотикой автобусам ЛАЗ. А ведь у братьев-славян есть автобусы, заслуживающие гораздо большего внимания, чем строчка в новостном пуле…

Брусочек Рубика

Новинка российского рынка – ЗАЗ A10C34. Премьерный показ машины официальным дилером «БРОНАВТО» на фестивале «Мир автобусов» много шума супермодным дизайном не наделал, но тем не менее не остался незамеченным. Перевозчики интересовались машиной с вполне конкретной целью: «Сколько?» Тех, кто занимается перевозками, в автобусе привлекала простота конструкции в сочетании с грамотной компоновкой салона.

Итак, перед вами миди-bus теперь уже классической полунизкопольной компоновки со ступенчатым изменением уровня пола и формулой дверей 1–2–0. Створки дверей не взаимозаменяемые, так как передняя существенно шире половинок 2-й двери. Впрочем, даже с учётом привода обкатывающего типа, вход в любую из дверей удобный. Причина – продуманная компоновка салона.

В пригородной версии вместо накопителя четыре сиденья
Проход широкий благодаря «правильным» поручням и кабине
При желании заехать в салон можно прямо с проезжей части
Осталось предусмотреть ремни безопасности на стенках и на полу

Полузакрытая кабина позволяет поддерживать водителю персональный микроклимат и при этом не ограничивает ширину прохода. Далее, в районе колёсных арок, где традиционно либо очень узко из-за спаренных кресел, либо неоправданно просторно, когда сиденье всего одно, украинцы установили по правому борту полуторные сиденья, так популярные в Европе и незаслуженно забытые у нас. Итог – проход шириной 689 мм вместо 222 мм при четырёхрядной планировке. Кстати, подиум под этими сиденьями – мера вынужденная, так как топливный бак всё равно надо куда-то пристраивать. Зато четыре социальных места по левому борту, как и положено, установлены без подиумов. Жаль только, подлокотники на них пока отсутствуют.

Сиденья выглядят простецки, но при этом вполне удобны в эксплуатации Разный уровень подушек – разная высота коленей. Браво! Удачный компромисс между теми, кто стоя, и теми кто сидя… Прозрачные люки делают салон светлее и визуально просторнее

Разумеется, в наличии откидной пандус для заезда колясок, накопительная площадка, кнопки требования остановки. Мне же больше понравилась развитая система поручней и «линейное» освещение салона.

Неплохо подготовлен автобус и к работе на наших дорогах. Борта – оцинкованная сталь, приклеенная к каркасу кузова. Передняя и задние маски стеклопластиковые. Колёсные арки обшиты нержавейкой. Снизу моторный отсек прикрыт металлической защитой. Для пущей надёжности и КП ZF, и одноимённое рулевое управление именно немецкой сборки, что особенно подчёркивают представители компании «БРОНАВТО». Да и вообще, отсутствие возможности выбора «железной» составляющей автобуса с лихвой компенсируется её качеством и «брендовостью» комплектующих.

И как залить жидкость в бачок стеклоомывателя?
В перегородке кабины упрятаны коммутационные блоки

Гонки в замкнутом пространстве

Салон салоном, но водителю всё равно важнее его рабочее место. И что приятно – посмотреть здесь есть на что. За последнее время это один из наиболее ярких примеров, как нужно компоновать кабину при одностворчатой двери в переднем свесе. Всё видно на фото. Отдельно отмечу, что благодаря рычагу-джойстику КП даже с механической коробкой перемещение по кабине не вызывает затруднений и у людей большой комплекции.

Первое и самое яркое впечатление: «А что это за руль?! Бублик какой-то, а не баранка для взрослого автобуса!!!» На самом деле управлять таким компактным рулём оказалось довольно удобно. Причём как на ходу, так и в статике, что непременно оценят водители при выезде с остановки. К тому же малые размеры рулевого колеса увеличивают свободу действий на рабочем месте.

Отдельные циферблаты – давление в пневматических контурах

По панели приборов замечаний нет. Несмотря на кажущийся разброс шкал и клавиш, пользоваться ею удобно. Да, дизайнерских отливов нет и в помине, но на работоспособности это не сказывается. Тем более, что данные о температуре ОЖ, давлении масла, зарядке АКБ и уровне AdBlue, оборотах двигателя выводятся на экран монитора, расположенного рядом со спидометром. Приятно, что даже на солнце показания с экрана считываются «влёт».

Зато расстроила педаль сцепления – на полном выжиме ступня начинает исполнять обратный наклон, что не совсем удобно. Боюсь, что на маршруте водители просто перестанут выключать сцепление полностью, подбирая оптимальные обороты для переключения. При умелом обращении – не критично, при неумелом – быстрый конец КП. Досадный, но вполне устранимый промах.

Из традиционно не исполненного отмечу ничтожно малое количество вещевых отсеков и ниш. Похоже, это поголовная и неизлечимая болезнь всех новых автобусов.

Рычаг КП установлен на приливе и не перегораживает проход Все педали в автобусе напольные. А наклон сцепления надо корректировать

Рассказать о ходовых заездах особо нечего. Автобус ведёт себя предсказуемо приятно. Высокая маневренность, большая площадь остекления и правильно расположенные зеркала заметно облегчают жизнь водителя в городской толчее. Однако не могу не заметить, что при определённой настройке зеркала на остановке открытая передняя створка двери перекрывает линзу, лишая водителя обзора. Как выход – или другая длина кронштейна зеркала, или изменение посадки водителя.

Зато разгонная динамика оставила самые приятные впечатления. Порожний ЗАЗ A10C34 резво разгоняется и так же замедляется. При этом не слышно ни рева двигателя, ни рывков при переключении – понятный и предсказуемый автобус.

Скажу честно, как водитель получил от автобуса даже больше, чем предполагал – ошибаться иногда тоже приятно.

Под крышкой можно стоять практически не сгибаясь Пара АКБ размещена поперечно с клеммами наружу – удобно

Покружим и обслужим

Естественно, что нельзя обойти стороной и эксплуатационную составляющую.

Итак, основная гарантия составляет 2 года или 100 000 км. Кроме того, «БРОНАВТО» заявляет средний ресурс агрегатов, около 1 000 000 км. Если реальность это подтвердит, то заявка очень недурная.

Проведение ежесменного ТО недовольства вызывать не должно. Масляный щуп близко, бачок с «тормозухой» крепится на створке специального лючка в левом «подоконнике», распределители и предохранители – сразу за водительским креслом. Расстроил только бачок омывателя: заливать в него жидкость очень сложно. С учётом его небольшой вместимости и огромного ветрового стекла делать это придётся часто, а значит, «тёплых» слов от водителей не избежать.

Вместимость заправочных ёмкостей такова: картер двигателя – 15 л полусинтетики, система охлаждения – 60 л антифриза, картер КП – 7,5 л, а картер заднего моста – 11 л трансмиссионного масла.

Это DEUTZ!!! Чтобы никто не перепутал

Интересный для городского автобуса нюанс – запасное колесо.

Что касается планового обслуживания, то тут всё привычнее. Первое ТО проводится через 2000 км – сразу после перегона автобуса с завода на площадку дилера, что уже неплохо, так как все мелкие огрехи сборки сразу вылезут. Дальнейшая периодичность ТО – 20 000 км, что для коммерческой техники в целом не так уж и много, а вот для маршрутного автобуса очень даже ничего.

Стоимость нормо-часа на официальном сервисе для ЗАЗ A10C34 – 1000 руб. без учёта запасных частей. С учётом того, что ТО-20, ТО-60 и ТО-100 это примерно 6,3 нормо-часа, ТО-40 – 8,3 нормо-часа, а ТО-80 – 10,3 нормо-часа, вы сами сможете решить, насколько выгодно иметь A10C34.

Передняя независимая подвеска. Антикоррозийную обработку надо усиливать… Защита двигателя отрабатывает на все 100%. Обратите внимание на прорези вентиляции

Дополнительно отмечу, что стоимость на ТО модельного ряда семейства примерно такая же.

После окончания гарантии, при переходе на сервис «сделай сам» глобальных проблем также не предвидится – это вам не W12, втиснутый в подкапотный «скворечник» вседорожника и требующий специальных программируемых подъёмников для его демонтажа. У A10C34 всё просто. Парочка АКБ – на выдвижном лотке, воздушный фильтр – как раз на нужной высоте, да и всё остальное без замечаний. Даже выхлопная труба от автономного отопителя выведена так, чтобы грязь из-под колёс не забивала выходное отверстие.

Техническая характеристика автобуса ЗАЗ A10C34
Полная масса, кг 10 700
Снаряжённая масса, кг 6620
Пассажировместимость, чел./в т.ч. сидя 60/ 24
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 3600/ 7100
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
DEUTZ TCD2013L04 4V
Турбодизел I-4
4764
190 при 2300 мин-1
680 при 1200–1700 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/ назад
ZF 6S 710 BO
Механическая
6/1
Подвеска Передняя ZAZ A10.4 – независимая, рычажная, пневматическая
Задняя RABA A-360.70 – зависимая, рычажная пневматическая
Тормозная система Knorr-Bremse, пневматическая, двухконтурная с дисковыми тормозными механизмами
Колёсная формула 4х2
Вместимость топливного бака, л 160
Автобус ЗАЗ A10C34

Хватай мешки, вокзал отходит!

Впервые модель ЗАЗ A10C34 была сертифицирована в России ещё в декабре 2011 года. Тогда потребителям предлагался один-единственный кузов и два варианта планировки салона – на 20 или 24 посадочных места с полной пассажировместимостью 60 человек. Неудивительно, что «серая лошадка», да ещё и «узкоспециализированная», не пользовалась спросом…

Теперь ситуация совершенно изменилась, и на российский рынок вышло целое семейство автобусов ЗАЗ A10. Кроме городского, ЗАЗ A10C34, официальный дилер ООО «БРОНАВТО» готов предложить и пригородную версию машины ЗАЗ A10T34 категории M3 класс II. Она отличается сниженной до 56 человек максимальной пассажировместимостью при увеличении количества кресел до 30. Достигнуть этого удалось за счёт отказа от накопительной площадки напротив 2-й двери и изменения формулы дверей на 1–1–0 и замены полуторных сидений на обыкновенные. При этом автобус практически полностью сохранил кузов городской версии, обеспечив тем самым высочайший уровень унификации.

Но… главная «фишка» семейства скрывается как раз в ином кузове. «БРОНАВТО», находясь не первый год на рынке пассажирского транспорта, прекрасно понимает, что закрепиться в этом довольно насыщенном секторе можно, только предлагая комплексные решения. Так российские просторы увидел междугородный автобус ЗАЗ A10L54 категории M3 класса III. Данная машина имеет совершенно иной по форме кузов, формулу дверей 1–0–1 и 31 комфортабельное место в салоне. Впрочем, формат этого автобуса – тема отдельной статьи, и мы к нему ещё вернёмся.

В настоящее время производством семейства ЗАЗ A10 занимаются два предприятия – Запорожский автомобилестроительный завод (марка «ЗАЗ») из одноимённого города и Ильичёвский завод автомобильных агрегатов (марка I-Van), расположившийся в Одесской области. Вне зависимости от места сборки автобусы демонстрируют довольно приемлемое качество и надёжность.

Автобус ЗАЗ A10C34
Комментировать ... >>