Опубликовано: ГП 05-2019
Первый троллейбусный и электробусный

Уфимский трамвайно-троллейбусный завод

Константин Климов, фото автора

Много ли новых производств возникло в России за 19 лет текущего столетия? Речь идёт об отрасли городского транспорта. Ответ очевиден. А потому февральское событие в Башкирии особенно интересно. 20 февраля в Уфе состоялось открытие производственного комплекса по сборке электробусов и троллейбусов. Это первая в новом столетии площадка такого класса, возникшая в России.

Вчера

Датой рождения Уфимского трамвайно-троллейбусного завода считается 8 июля 2015 г., когда при участии заместителя министра транспорта Российской Федерации Н.А. Асаула в Уфе подписали учредительный договор. Завод расположили на территории трамвайного депо МУП Управления электротранспорта городского округа Уфы. В отдельном цехе началась сборка первого троллейбуса УТТЗ-6241 на базе кузова автобуса НефАЗ-5299.

Продолжительные ходовые испытания позволили назвать первый троллейбус производства УТТЗ лабораторией на колёсах. Его катали на маршрутах в Стерлитамаке и Пензе. Аналог, но с низким уровнем пола, уфимцы отправили на испытания в Санкт-Петербург и Киров. Итогом обеих обкаток и работы в разных городах стало решение руководства нового завода о дальнейшем развитии производства.

Электробус УТТЗ-6241 подъехал за гостями торжественного открытия нового производственного комплекса УТТЗ
Машина с заводским № 3 только сзади похожа на троллейбус, по бокам токоприёмники скрыты за высоким бортами

Сегодня

АО УТТЗ входит в состав промышленной группы, куда включены АО «Пензтяжпромарматура» (производство трубопроводной арматуры), АО «Фельзер» (оборудование для кондиционеров), АО «Рижский вагоностроительный завод» и ООО «Башкирский троллейбусный завод». Сразу нужно отметить, что известный многим Башкирский троллейбусный завод прекратил своё существование в 2015 г. Ныне его нет, территория продана, а руководство УТТЗ в 2017 г. выкупило конструкторскую документацию, оснастку, WMI код, ОТТС, товарный знак, а также несколько кузовов низкопольных троллейбусов БТЗ-52763.

Рабочее место водителя. На этом электробусе установлен привод новосибирской фирмы «АРС-Терм»
Поручень у накопительной площадки расположен так неудобно, что сужает и без того узкий проход
Опять проблема для пассажира. Поручень сделали так, как удобно заводчанам. Из-за сужения присесть на это кресло сможет не каждый пассажир

2018 год стал во многом переломным для коллектива УТТЗ. Башкирскими троллейбусами заинтересовались власти других городов, а вместе с ними и электробусами, унифицированными с троллейбусами. Первый заказ на 5 троллейбусов завод получил от транспортников из города Иваново. Второй тендер на 10 электробусов с динамической подзарядкой завод выиграл осенью прошлого года для города Альметьевска. Заказы стали отправной точкой для расширения производства. Новую площадку для поточной сборки машин начали осваивать в декабре.

Внимательный читатель может отметить, что в текущем столетии УТТЗ не первый завод-изготовитель новых троллейбусов, открытый в России. С 2005 по 2014 год в Иваново действовало производство троллейбусов, организованное компанией «Травт». Несмотря на полную сборку троллейбусов собственной конструкции, продукция ивановских машиностроителей числилась как капитальный ремонт с заменой кузова и формально не могла быть названа новой техникой.

Средняя и задняя пара дверей сдвижного типа

Завтра

Открытие производственного комплекса по сборке троллейбусов и электробусов – это фактически полноценный запуск завода. Созданный в 2015 г. участок сборки трамваев и троллейбусов на территории трамвайного депо, по словам генерального директора УТТЗ Дениса Рассадникова, станет опытным цехом, где будут создаваться перспективные образцы, а также тестироваться оборудование партнёров завода. Цех на территории 2-го троллейбусного парка – это основа для будущего серийного производства. С его пуском на заводе НефАЗ, выпускающем кузова для УТТЗ, появилось 25 новых рабочих мест, а коллектив в Уфе пока насчитывает около 60 человек.

Трамвай Татра Т-3SU, проходящий модернизацию на УТТЗ

Гостей из десятков городов России, собравшихся на открытии завода, прокатили на перспективной модели электробуса с динамической подзарядкой, оборудованном китайскими литий-железо-фосфатными батареями. Благодаря им, машина может ехать без подзарядки от контактной сети до 70 км. Именно этому электробусу весной предстоит отправиться на испытания в Крым, где машину будут тестировать на междугородном маршруте.

От идеи до реализации команде Дениса Рассадникова потребовалось почти четыре года. Уже этим летом первые серийные троллейбусы и электробусы УТТЗ начнут работать в регулярном графике, а мы сможем с другой стороны оценить качество нового российского производителя.

Первые два электробуса для Альметьевска в процессе сборки
Комментировать ... >>