Опубликовано: ГП 03-2011
Паталогоанатом

Автомобиль для перевозки покойников РАФ-Тамро

Максим Шелепенков,
фото из архива ФГУП НИЦИАМТ «НАМИ»

Они всегда оставались в тени и были мало заметны простым обывателям. Оно и понятно, служба у них деликатная и лишнее привлечение внимания совсем ни к чему. И все же свой след в отечественной автоистории эти нужные машины оставили.

Это был первый опыт создания специализированных автомобилей для перевозки покойников в СССР. Ранее трупы, особенно криминальные или разложившиеся, приходилось перевозить на обычных машинах «скорой помощи», снятых с линии, что, естественно, не способствовало обеспечению санитарно-гигиенических норм при столь специфических перевозках (кровь, запах и т.д.). Понятно, что для таких целей необходим специализированный транспорт, но какой? Опыта создания подобных автомобилей в СССР еще не было. Решили обратиться к финской специализированной компании Tamro, которая разработала и выпускала для СССР реанимационные автомобили «скорой помощи».

Согласно контракту с ВО «Внештехника» в 1985 году Tamro разработала и изготовила специальный автомобиль на базе РАФ-22031, который в документах обозначался как «Автомобиль для перевозки покойников РАФ-Тамро» (в финском варианте «Тамро-РАФ»).

От обычной «скорой» РАФ эта машина отличалась отсутствием остекления санитарного отсека, так как внутри он обложен теплоизолирующим материалом толщиной 50–70 мм и оснащён холодильной установкой, которая работала как от сети автомобиля, так и от наружной силовой электросети. Внутри стенки холодильной камеры герметично выложены металлическими листами, а пол виниловым покрытием, в результате чего камеру легко можно было мыть и дезинфицировать. На специальных стеллажах в камере располагалось четыре пластиковых корыта оранжевого цвета. Около передней стенки находился шкафчик с дезинфицирующими и санитарными материалами, необходимыми для безопасности персонала.

В конструкцию базового автомобиля Tamro внесла небольшие изменения: для обеспечения мягкости хода штатные амортизаторы заменены на голландские, фирмы Koni, а отечественная аккумуляторная батарея на финскую (96 А·ч).

Один из первых экземпляров «РАФ-Тамро» для перевозки покойников проходил в 1986 году пробеговые испытания на автополигоне в Дмитрове и эксплуатационные испытания силами ВНИИМТ Минздрава СССР.

По результатам испытаний компании Tamro было предписано провести доработку автомобиля для оптимизации распределения массы, повышения надёжности крепления амортизаторов (выпрессовка втулок амортизаторов) и проблесковых маячков (самооткручивались при пробеге) и изменить конструкцию кронштейна крепления компрессора холодильной установки (затруднена регулировка ремней).

Специальные медицинские патологоанатомические автомобили были поставлены в СССР небольшой партией, в основном в крупные города. Снаружи автомобили, как и реанимации Tamro, окрашивали в лимонно-желтый цвет с оранжевыми полосами, но без нанесения каких-либо надписей, поэтому об истинном назначении машины со стороны догадаться было непросто. Интересно, что самый первый образец автомобиля для перевозки покойников «РАФ-Тамро» имел сине-белую окраску и надпись на борту с назначением машины. Но от этого демаскирующего «наряда» советская сторона предпочла отказаться. Позже, на излете СССР, часть специализированных автомобилей, в том числе и на шасси УАЗ, всё же была поставлена в бело-голубых цветах, но без поясняющих надписей.

Комментировать ... >>