Опубликовано: ГП 06-2015
Место, где рождаются мысли о новых разработках
Путь перфекциониста

Масштабные модели Александра Вовка, основателя мастерской «BY.VOLK»

Дмитрий Лисин,
фото Александра Вовка, Сергея Чередова

Он появился из плеяды самых дотошных коллекционеров масштабных моделей старой школы. Увлечённый коллекционированием, с годами он становился всё более избирательным, скрупулезно подбиравшим каждую модель и изучавшим специальную литературу. Он не заметил, как стал настоящим экспертом в своей области, а вечное недовольство качеством нарастающего вала автомобильных копий превратило его в мастера. Стремясь к совершенству, он стал делать интересные для себя модели самостоятельно. Многим коллекционерам он известен как основатель мастерской «BY.VOLK».

Александр Вовк родился в Белоруссии, в семье военных. Это наложило отпечаток на всю его жизнь. Вместе с родителями ему часто приходилось переезжать с места на место. Поэтому с раннего детства ему многое удалось увидеть, например, различную технику. Сначала ему просто нравились машины. Он, как губка, впитывал всё по этой теме и слёту узнавал модель автомобиля на улице. Много читал, а когда родители дарили ему очередную масштабную модель, был просто в восторге.

Просто хобби

В Минск Александр переехал в 1983 году. К тому времени он окончил школу и увлёкся грузовыми автомобилями, особенно нравились брутальные американские машины. Безусловно, эта заинтересованность повлияла и на выбор дальнейшей профессии – Александр поступил в Минский автомеханический техникум по специальности «автомобилестроение». Окончив его, стал трудиться на одном из автогигантов СССР – Минском автомобильном заводе в ГСКБ по прицепному составу.

Эвакуатор на шасси МАЗ-6303
Установка для подачи сыпучих материалов «Фидмаш Т40» с тягачом МЗКТ-74171 для компании «Шлюмберже»

Своим хобби – коллекционированием масштабных моделей – он занимался всегда, и с годами эта страсть росла. Только теперь его коллекция всё больше формировалась из копий автомобилей, так или иначе связанных с его жизнью и профес-сиональной деятельностью.

Кстати, впервые он опробовал управление грузовыми автомобилями ГАЗ-66, «Урал» и КАМАЗ, проходя службу в Вооружённых Силах СССР. А первую модель – копию грузового автомобиля «Опель-Блиц» – Александр Вовк создал под влиянием своего старшего друга и коллеги по хобби Александра Быковского. Модель получилась достаточно правдоподобной, первыми с ней познакомились коллекционеры и посетители минского клуба. Один из предприимчивых коллег выкупил весь её небольшой тираж в пять экземпляров, и дальнейшие следы этих моделей затерялись в Чехии.

IVECO-Magirus 330-30 ANW 6x6,2
Magirus 290D26K

Окончательный выбор

Первый успех позволил Александру поверить в свои силы и сконцентрировать усилия на создании копий автомобилей в масштабе 1:43, а общение в минском клубе коллекционеров позволило найти единомышленников.

В 1997 году молодой мастер самостоятельно вручную изготовил форму для мелкосерийного производства покрышек к масштабным моделям Минского завода колёсных тягачей «МЗКТ-Тополь» и «МЗКТ-Пионер», что очень обрадовало его коллег Дмитрия Ефремова и Дмитрия Тихановича, уже приступивших к созданию копий этих необычных многоосных автомобилей. К трио увлечённых людей чуть позже присоединился А. Якубовский.

В 2000 году Александр Вовк трудился уже в должности ведущего инженера в отделе дизайна МАЗа. Параллельно основной работе он набирался опыта и в создании масштабных моделей. Чему способствовало сотрудничество с мастерскими «A-masters» и «AD-Modum», а также с известным мастером Юрием Сиротко.

«УРАЛ-Полярник»
Аграрный МАЗ МВУ-30 разработки 1977–1978 гг.

Александру удалось создать небольшие серии копий автомобилей МАЗ-5337, МАЗ-53362, МАЗ-6317, МАЗ-5316, «Урал-Полярник», МЗКТ-74173, МЗКТ-6525, МЗКТ-6515, КС-7726 (Кузов специальный производства «Купава»), МАЗ-5551, «Магирус», МАЗ-6303, МАЗ МВУ-30, МАЗ-6430-93892К, МЗКТ-74135 , МАЗ-МАН 651668 и другие.

Отдав МАЗу 19 лет своей жизни, Александр всё же сделал окончательный выбор, полностью сосредоточившись на создании масштабных моделей. Покинув МАЗ, он стал индивидуальным предпринимателем и создал мастерскую, чьи модели с 2006 года стали маркировать брендом «BY.Volk». Первая часть названия указывает на страну – Белоруссия, вторая – на фамилию её создателя.

В последующие несколько лет Александр Вовк с коллегами реализовал несколько очень серьёзных проектов. Например, создал копии автомобилей МАЗ-6422, седельных тягачей Scania T, МАЗ-5440А9, Volvo FM, Volvo FMX и МАЗ-55513, самосвалов IVECO, МАЗ-543405, МАЗ-6516 и другие.

МАЗ-63171 с цистерной АЦ-22
МАЗ-6422

Мастер-класс

Как и многие мастера, создающие копии автомобилей, прежде, чем приступить к изготовлению модели, Александр аккумулирует максимально подробную информацию о прототипе. В этом ему помогают коллеги, собственный архив, сеть Интернет, библиотека МАЗа и даже реальные автомобили, встречающиеся в Минске и его окрестностях. Создав необходимые чертежи, определив степень детализации и перечень подвижных элементов будущей копии автомобиля, Александр начинает работу над мастер-моделями, всех её комплектующих, за исключением покрышек, колёсных дисков и фототравленых деталей.

Мастер-модели создаются вручную из полистирола, реже из металла или, в последние годы, с помощью 3D-прототипирования. Затем с мастер-модели, применяя силикон, снимается матрица, и на её основе из полиуретана тиражируются необходимые детали, количество которых в одной модели может быть 80 и более штук. Обработанные детали, окрашиваются, и с использованием клея собирается готовая масштабная модель.

«Купава» КС-7726
Раллийный МАЗ-6317 и МАЗ-5316

Колёсные диски и резину Александр закупает у украинской мастерской «МАЭСТРО», находящейся в Харькове, а фототравленые детали у артели «Петроград» из Санкт-Петербурга.

По такому же пути Александр идёт при комплектации новинки от своей мастерской элементами светотехники и декалей. Что-то создаётся самостоятельно, а что-то заказывается у специализированных мастеров в России или в других странах.

МЗКТ-6525 и  МЗКТ-65151
Cахаровоз МАЗ-9937
Инкассаторский МАЗ-53362

Создание раритетов

Все масштабные модели мастерской «BY.VOLK» изготовляются по заказу частных коллекционеров и выпускаются небольшими партиями, поэтому это достаточно редкие экземпляры, и их порой бывает очень трудно приобрести, разве только на вторичном рынке, когда кто-то из коллег решит продать свой экземпляр из коллекции. Но иногда на форумах в сети Интернет, объединяющих коллекционеров, можно встретить коллективный заказ на ту или иную модель от мастерской «BY.VOLK» и успеть войти в общее число пайщиков. Что позволяет, набравшись терпения, через некоторое время получить интересующую копию. Помимо заказов от коллекционеров в мастерскую поступают заказы от автозаводов. В этом случае изготовляют определённое количество одинаковых моделей и передают заказчику.

В сентябре 2014 года мастерская разделилась. Бывшие коллеги Александра сосредоточились на изготовлении копий многоосных автомобилей МЗКТ, БелАЗ и создали собственную мастерскую. Александр Вовк и его напарник Александр Балванович продолжают работать под брендом «BY.VOLK», создавая в основном копии автомобилей МАЗ и иностранных производителей.

МАЗ-5440А9
Volvo FM и Volvo FMX

Помимо изготовления масштабных моделей, Александр, как по-настоящему увлечённый моделист, иногда в качестве разнообразия собирает и дорабатывает «киты» (наборы для сборки) от других производителей, как это было, например, в случае с копией автомобиля «Яровит GLOROS A5504D», созданного в Санкт-Петербурге. Ему это просто нравится.

Мастерская «BY.VOLK» – это достойный пример производителя небольших партий моделей в масштабе 1:43 с прекрасной детализацией. Её создатели молоды, профессиональны, полны творческих замыслов и идей, а потому, безусловно, имеют большой потенциал для развития. Мы будем следить за этим творческим коллективом и обязательно расскажем о его новых проектах.

МАЗ-6425 + МАЗ-9379
Комментировать ... >>