Опубликовано: ГП 07-2012

Мастер на все руки

Максим Шелепенков
Фото из архива АМО ЗИЛ
Туманов Юрий Герасимович

Туманов Юрий Герасимович

Отношение к этому человеку на Автозаводе имени Лихачёва было неоднозначным: кто-то считал его грубияном и выскочкой, а кто-то чтил как хорошего организатора и мастера на все руки. По прошествии многих лет становится ясно одно – этот человек оставил после себя яркий след в истории завода.

Родился Юрий Герасимович 10 февраля 1925 года. Из-за войны начал работать в 16 лет, но на ЗИЛе он появился лишь в 1960 году. С тремя курсами электромеханического техникума его взяли на работу в экспериментальный цех на должность механика-прибориста. И практически сразу он проявил свои организаторские и конструкторские способности.

Приборист

В обязанности прибористов, работающих в экспериментальном цехе завода, входило изготовление различных приборов для испытаний автомобилей. Но иной раз такое «изготовление» растягивались на годы. Очень необходимый для климатических испытаний автомобилей прибор для замера температуры воздуха в различных местах кабины и машины, в том числе в охлаждающей системе двигателя, они никак не могли осилить в течение двух лет!

Испытатели пользовались дедовским методом – показания снимали вручную с помощью стеклянных термометров, расставленных по всей кабине: на входе и выходе из радиатора отопления, в зоне головы, поясницы и ног водителя и пассажира. А следовало их снимать каждые 2–3 минуты, в том числе ночью в темноте или при полностью остывшем на морозе автомобиле. В общем, одни мучения.

Ю.Г. Туманов в составе испытательной экспедиции на Колыме (в центре, без шапки)

А на ГАЗе в это время уже использовали более прогрессивный метод – они снимали показания с помощью электрических термометров сопротивления. Система состояла из датчиков (тонкая проволока, намотанная на полоску диэлектрика) и гальванометра, отградуированного по шкале Цельсия. Контролёру оставалось только щёлкать переключателями и снимать показания с единого циферблата.

Сконструировать прибор наподобие «газовского» и просили испытатели своих коллег по экспериментальному цеху. В результате дело дошло до трений. И вот при одном споре нужный прибор в течение 3 месяцев вызвался сделать недавно появившийся в цеху Туманов. И прибор получился у него замечательный, удобный для испытателей и продуманный до мелочей. Он имел даже откидную крышку-столик, подсветку шкал приборов и электрический подогрев при работе при низких температурах! А работать мог как в ручном, так и автоматическом режиме, когда прибор сам последовательно опрашивал все датчики с необходимым интервалом.

Опробовать прибор создателя сразу отправили в Душанбе, где в это время шли испытания ЗИЛ-130 в тропическом исполнении. По окончании испытаний в Душанбе перелетели в Ашхабад, где испытывали ЗИЛ-131Х. В этих южных испытаниях проявилась ещё одна черта Юрия Туманова – он активно помогал испытателям: грузил балласт, монтировал колёса, помогал при ремонте автомобилей. Обычно прибористы занимались только своими приборами и не более. Вот за эти свои качества Юрия Герасимовича всё чаще стали включать в состав испытательных экспедиций, в том числе в такие суровые, как зимние на Колыме.

Экспериментальный дорожный бортовой автомобиль с колёсной формулой 4х4 Технологический автомобиль ЗИЛ-431410 обеспечения пуска двигателей автомобилей в зимних условиях на открытых площадках управления сбыта Технологический автомобиль ЗИЛ-431410 обеспечения пуска двигателей автомобилей в зимних условиях на открытых площадках управления сбыта

Дело дошло до того, что в бюро приборов у Туманова стали возникать конфликты с ревностными коллегами, и дело закончилось его переводом в бюро грузовых автомобилей. Впоследствии Туманов получил водительское удостоверение и формально стал водителем-испытателем. Однако успех к нему пришёл совсем на другом поприще.

Испытатель

В 1969 году в цеху предстояло собрать 10 опытных тягачей ЗИЛ-130В1 в северном исполнении, и тогдашний начальник бюро В.Г. Мазепа, уже успевший оценить организаторские способности Ю. Туманова, поручил именно ему руководить бригадой сборщиков северных машин.

После этого какое-то время Юрий Герасимович занимался испытательной работой, в частности в апреле–мае 1973 года участвовал в испытаниях ЗИЛ-130Г в условиях многосуточного (25 тыс. км) непрерывного движения по скоростному кольцу Дмитровского автополигона. А в 1974 году ему вновь представилась возможность заняться постройкой автомобилей – нужно было подготовить два образца ЗИЛ-130В1 с гидромеханическими передачами «Аллисон». Такая работа требовала умения работать не только руками, но и головой, так как многие, порой почти неразрешимые задачи возникали по месту в попытках состыковать агрегаты от различных автомобилей. Лучше и быстрее с такими задачами всегда справлялся именно Туманов.

Бригада Туманова (слева направо) П.И. Шапкин, Б.П. Маскаев, Е.П. Ступов, М.Ф. Холева, Ю.Г. Туманов, А.В. Тутуев, В.М. Подлеснов, А.Д. Шаврин, О.Л. Усенко, П.М. Силенин, В.П. Шматок, А.В. Кулешов. На снимке отсутствует мастер бригады В.Н. Руднев

Вскоре с подобными заданиями к нему будут обращаться всё чаще и чаще. В том же 1974 году он будет заниматься постройкой газобаллонных шасси для самосвалов (ЗИЛ-138Д2) и определением трудоёмкости технического обслуживания ЗИЛ-130, а в следующем 1975 году будет руководить бригадой по изготовлению опытного образца ЗИЛ-130Г/169 с дизелем ЗИЛ-645 («ГП» № 11, 2011 г.). В 1977 году Туманов принимал участие в адаптации американского дизельного двигателя International-Harvester к шасси ЗИЛ-130Г (см. «ГП» № 3, 2012 г.).

Но поистине «золотое время» для Туманова настало с приходом рыночных отношений в 1991 году. Чтобы хоть как-то сохранить производство автомобилей на прежнем уровне, заводу необходимы были свежие идеи, новые проекты. Причём делать это требовалось быстро, времени на раскачку не было. В этих условиях вновь пригодились таланты Юрия Герасимовича. На заводе было создано несколько бригад, которые занимались постройкой перспективных образцов и автомобилей по индивидуальным заказам. Одну из таких бригад возглавил Юрий Герасимович.

Кутюрье

Первым их детищем в 1991 году стал дорожный бортовой автомобиль с колёсной формулой 4х4 – симбиоз ЗИЛ-4331 с агрегатами полноприводной трансмиссии ЗИЛ-131. Задача состояла в том, чтобы создать автомобиль повышенной проходимости с минимальной собственной массой и без относительной потери грузоподъёмности по отношению к базовой версии 4х2.

Бескапотный седельный тягач ЗИЛ-19.440 (4х2), созданный по дизайн-проекту К. Потехина. На номерной табличке сокращение ТЮГ – Туманов Юрий Герасимович Четырёхосный самосвал ЗИЛ-30.250

А уже в январе следующего года, используя свои наработки по автомобилю 4х4, Туманов построил технологический автомобиль ЗИЛ-431410 для обеспечения пуска двигателей автомобилей в зимних условиях на открытых площадках управления сбыта. Запуск автомобилей в зимнее время всегда представлял определённые сложности, так как машины стояли без аккумуляторов, со слитой жидкостью в системе охлаждения двигателя и с минимальным запасом топлива. Пусковая машина Туманова перевозила несколько аккумуляторных батарей, запас горячей воды (для систем охлаждения двигателей) и запас топлива. Полный привод позволял ей подъезжать к нужному автомобилю через сугробы и снежные заносы. По отзывам эксплуатационников, в течение целого десятилетия пусковая машина была им незаменимым помощником в зимних условиях.

В 1992 году по проекту Константина Потехина бригада Туманова изготовила ходовой макетный образец седельного тягача ЗИЛ-19.440 (4х2) с кабиной над двигателем. Нужно было на натурном образце продемонстрировать возможность применения кабины ЗИЛ-4331 (другой на заводе не было) на автомобилях с бескапотной компоновкой. В целом задание было выполнено успешно, но Туманов на этом не остановился и пошел дальше, по собственной инициативе построил по аналогичной схеме ещё и четырёхосный самосвал ЗИЛ-30.250.

«Фермер» – упрощённый до минимализма грузовой автомобиль с тракторным дизелем «Фермер» – упрощённый до минимализма грузовой автомобиль с тракторным дизелем «Фермер» – упрощённый до минимализма грузовой автомобиль с тракторным дизелем

Пожалуй, самым экстравагантным автомобилем Туманова в это период работы стал «Фермер» – упрощённый до минимализма грузовой автомобиль с тракторным дизелем. «Фермер» наиболее ярко подчеркивал стиль конструирования Юрия Герасимовича. Для него не существовало технологических ограничений и устоявшихся догм. Если он считал, что ради удешевления машины надо сделать брезентовые двери, то он их смело ставил без всякой оглядки на других.

Ещё один смелый проект Туманова – малотоннажный грузовой автомобиль на базе «Юности». Это только на первый взгляд кажется, что в этой машине не было ничего сложного. Вспомним, что кабина у микроавтобуса «Юность» одноместная, только с водительской дверью, а для грузовика требовалось сделать полноценную двухместную кабину, с дверями с обеих сторон. Юрий Герасимович легко брался за задачи подобной сложности, при этом ещё и усложняя их по собственной инициативе. Так, у грузовой «Юности» попутно была произведена пересадка «сердца» – бензиновый мотор уступил место дизелю Perkins. Данный автомобиль строили в рамках конкурсного задания на лучший вариант малотоннажного автомобиля ЗИЛ, в котором победителем вышел теперь уже всем известный «Бычок».

Малотоннажный грузовой автомобиль на базе «Юности» с дизелем Perkins

Конструктор

Бригада Туманова занималась на заводе не только перспективными проектами. Порой жизнь ставила более прозаические задачи, с которыми тоже необходимо было как-то справляться. В то время на заводе широко практиковались индивидуальные заказы на изготовление автомобилей. Это когда заказчик самостоятельно определяет техническое задание на автомобиль, а заводчане строят такую машину исходя из собственных возможностей, обычно выбирая за основу какую-нибудь серийную модель. Характерными примерами такой работы Туманова могут послужить автомобили: ЗИЛ-13307А с кабиной увеличенного объёма или ЗИЛ-5301 эвакуатор с краном-манипулятором Hiab, созданный по заказу московской мэрии.

Из работ 1995–1996 годов можно выделить трёхосные «Бычки». Первая машина ЗИЛ-5302ЮГ, построенная в 1996 году по инициативе Туманова, имела подкатную неведущую ось, с механизмом подъёма в порожнем состоянии. Подобная конструкция давала существенную прибавку в грузоподъёмности. В виде примера первый ЗИЛ-5302 был оборудован кузовом со сдвижными шторами, позволяющими в случае необходимости быстро загружать машину погрузчиками с разных сторон.

Бортовой грузовик ЗИЛ-13307А с кабиной увеличенного объёма Эвакуатор ЗИЛ-5301 с краном-манипулятором Hiab, созданный по заказу московской мэрии ЗИЛ-5302ЮГ (Юрий Герасимович) с третьей неведущей подъёмной осью
Автолифт ЗИЛ-43АЛ

В том же году в связи с предполагаемым расширением столичных аэропортов на завод обратились с просьбой создать специальный автолифт с увеличенной высотой подъёма кузова (до 6 метров) для обслуживания новых типов широкофюзеляжных самолетов на перронах и стоянках. Для того чтобы обеспечить необходимую высоту подъема кузова с помощью механизма типа «ножницы», машина должна иметь большую монтажную величину рамы. На обычном двухосном «Бычке» этого достичь не удавалось, поэтому автолифт бригадой Туманова был изготовлен на базе трёхосного «Бычка» с третьей подкатной (не подъёмной) осью. Такая машина получила название ЗИЛ-43АЛ. Подъёмный модуль автолифта для этой машины поставила латвийская компания LAS-1. После показа на московском автосалоне автолифт ЗИЛ-43АЛ много лет работал в столичном аэропорту «Домодедово».

Лебединой песней Туманова на поприще конструирования автомобилей можно считать совместный проект самосвала с чешской компанией Tatra. Идея состояла в том, чтобы расширить номенклатуру выпускаемых на ЗИЛе автомобилей самосвалами грузоподъёмностью 18–25 т за счёт применения уже готового полноприводного шасси с полностью независимой подвеской, всеми ведущими колесами и двигателем воздушного охлаждения. Построить опытный образец такой машины в 1997 году и вызвался Туманов со своей бригадой. Задача соединения в одной работоспособной конструкции агрегатов и систем разных автомобилей не была простой, ведь шасси взяли от бескапотной Tatra 815-21E 321 30.230, и для того, чтобы превратить её в капотник, не уменьшая полезного объёма кузова, пришлось двигатель со всеми агрегатами сместить вперёд на 100 мм, удлинять трансмиссионные валы и изменять рулевое управление. Эта машина, получившая официальное название Tatra-ZIL 815-21 ERK 1 30.230, вышла на удивление ладной, как будто так и задуманной с самого начала. Но её завершённой Юрий Герасимович уже не увидел... Он ушёл из жизни 27 февраля 1997 года, а «Татру-ЗИЛ» выкатили из цеха лишь в конце года.

Самосвал Tatra-ZIL 815-21 ERK 1 30.230
Комментировать ... >>