Опубликовано: ГП 10-2013

Гипотеза эффективности
Пакет EfficientLine на тягачах MAN для повышения топливной эффективности

Даниил Минаев, фото автора

Бесспорно, сегодня важнейшим рычагом воздействия на покупателя грузовой техники является стоимость владения, и, как следствие, эффективность перевозок. Для достижения цели производители применяют самые современные технологии, но на практике приживаются далеко не все высокотехнологичные решения, снижая тем самым пресловутую эффективность. Понимая это, в компании MAN решили подойти к данной проблеме с другой стороны.

Направленными пакетами опций и всевозможными комплектациями для тяжёлых условий и российских дорог сегодня никого не удивишь. Все производители «большой семёрки» активно работают в этом направлении.

Собирая словно из пазла целостную картину, инженеры компании MAN решили не применять сложных и дорогих решений, комплектуя специальный тягач TGS пакетом EfficientLine. Даже колёсные диски остались стальные штампованные, так как легкосплавные хуже переносят российские дорожные условия. Зато появился, в общем, довольно простой аэродинамический обвес: добавили пластиковые панели за кабиной, накрыли подножки, чуть изменилась форма боковых дефлекторов.

Принципиальные отличия двух тягачей Элементы аэродинамического обвеса

А вот противосолнечный козырёк и выступающие «дудки» пневматического звукового сигнала упразднили для снижения лобового сопротивления. В силовой линии лишь одно, но принципиальное изменение: вместо 16-ступенчатой механической КП применили роботизированную ZF 12as 2130 DD MAN Tipmatic, попутно поколдовав над её программным обеспечением. В комплексе такой пакет поднимет цену тягача на 3900 евро, но стабильная экономия до 3 л дизельного топлива на 100 км пути позволит окупить его (пакет) за год. При среднем годовом пробеге 150 000 км и стоимости одного литра топлива 30 руб. экономия составит до 135 000 руб. Плюс всеобщая глобальная проблема - качество водительского состава, немного сглаживается применением автоматизированной трансмиссии. Значит, сцепление не падёт раньше времени смертью храбрых, коробка не будет «порвана» и лишние литры топлива не вылетят в выхлопную трубу из-за неверно выбранной передачи. Но это всё теория, а что на практике?

На EfficientLine упразднён противосолнечный козырёк и выступающие пневмосигналы
Органы управления КП Органы управления КП

Пробег

Для подтверждения верности гипотезы EfficientLine на практике компания MAN решила провести экспериментальный автопробег. Маршрут составил около 5000 км, и прошёл он через разные климатические зоны и дорожные условия. Москва – Сочи, затем через Поволжье на Урал и обратно домой. Пробег разделили на несколько этапов, и в конце каждого – подведение итогов инструментальных замеров расхода топлива. Два полностью гружёных (20 т) автопоезда с тягачами MAN TGS 19.400 4х2, один из них в базовом оснащении, другой – EfficientLine. За рулём обычные водители, из стандартной транспортной компании (они не проходили дополнительного обучения экономичному вождению), по условию задачи периодически меняются местами. Мне удалось побывать на нескольких этапах этого испытательного автопробега. Данные с этих участков приведены в таблице. Вроде как высказанная гипотеза уверенно подтверждается, однако в душе у меня остался…

Червь сомнения

Дело в том что тягач MAN TGS с десятилитровым двигателем, мощностью 400 л.с. сам по себе довольно экономичный. Автоматизированная трансмиссия ZF также хороша, но она не сможет раскрыть полностью потенциал автомобиля зимой и в сложных дорожных условиях, что вполне по силам талантливому водителю в дуэте с механической КП. Отсюда вывод – максимальный эффект покажет такой тягач при движении по равнине и с не самой большой нагрузкой. Впрочем, это один из самых массовых сценариев работы автопоездов.

На момент подготовки материала пройдено 1819 км.
Средний расход автопоезда с тягачом EfficientLine составил 33,5 л/ 100 км, средняя экономия «на сотню» – 2,8 л, всего сэкономлен 51 л топлива
Участок автопробега Длина участка, км Путевой расход, л EL/MT* Средний расход, л EL/MT*
Лермонтово (Туапсинский район Краснодарского края) – Краснодар 174 49/57 33,3/38,4
Краснодар – Ростов-на-Дону 266 89/94 33,4/34,8
Ростов-на-Дону – Саратов 926 308/335 33,2/36,2
Саратов – Самара 453 155/166 34,1/36,5

* EL – тягач MAN TGS 19.400 4х2 EfficientLine; MT – тягач MAN TGS 19.400 4х2 с механической КП в базовой комплектации.

Схема маршрута
Комментировать ... >>