Опубликовано: ГП 07-2011
ЭКОлогичный «Странник»

Седельные тягачи IVECO ECOStralis AT440S42(46) T/P (M1VSH-type)

Даниил Минаев, фото автора
Производитель: IVECO Magirus (Германия)
Модель: IVECO ECOStralis AT440S42 T
Начало продаж в России: 2011 г.

18 мая 2011 года компания IVECO представила на российском рынке автомобиль Ecostralis – обновленную модель флагманского тягача. Презентация прошла под девизом «Экостралис – друг водителя», поскольку автомобиль отличается проработанной эргономикой и безопасностью. Теперь в базовый список опций включены системы ESP, Hill Holder, адаптивный круиз-контроль и система контроля полосы движения. В финале презентации состоялся тест-драйв.

Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП «НАМИ», больше известный в народе как Дмитровский испытательный автополигон, встретил нас весенним дождиком, который бывает в Подмосковье только в мае. Вроде небо затянуто тучами, только цвет облаков не серо-унылый, а янтарно-желтый – от местами проникающих солнечных лучей. В результате чего окружающая природа обретает мягкие пастельные, а не контрастные тона…

К итальянским автомобилям у меня особое отношение. Другого быть и не может: то, что создано на родине великих художников и дизайнеров, вдохновлённых музами моря, солнца и гор никого не оставляет равнодушным! В автомобильном мире «итальянцы» известны свежими инженерными и дизайнерскими решениями, не раз опережавшими своё время. Ещё всем известно, что Италия – это родина большинства суперкаров. Тем более интересно протестировать «младшего брата», завоевавшего титул «Грузовик года» в 2003 году.

Традиционно по-итальянски клавиши и приборы причудливых форм соседствуют с прямыми линиями и классической оцифровкой шкал. <br />1.Такие в современных магистральных тягачах органы управления 12-ступенчатой трансмиссией. <br />2. Датчик адаптивного круиз-контроля предохраняет автопоезд от попутного столкновения

Четыре белоснежных (новый корпоративный цвет IVECO) красавца ждали журналистов на асфальтовом «пятачке» – стартовой площадке тест-драйва. Два из них укомплектованы полуприцепами. Для пущей достоверности при проверке автомобилей в деле один из полуприцепов (тентованная платформа) загрузили балластом 20 т. Второй полуприцеп-рефрижератор решили оставить налегке. Одиночные седельные тягачи оснащены двигателями разной мощности – 420 и 460 л.с.

Прежде чем усесться за руль и начать наматывать километры, используя все предложенные опции, будет справедливо рассказать о самом седельном тягаче. Модернизация довольно удачного автомобиля была направлена в первую очередь на улучшение его экологических и эргономических параметров. Причём ударить решили сразу по всем фронтам: повышение экологического класса до стандарта EEV, снижение расхода топлива, причём не только за счёт оптимизации процесса сгорания, но и путём создания дополнительных опций управления трансмиссией и ходовой частью (о них чуть далее), не оставили в стороне улучшение аэродинамики и условий труда водителя.

Обилие и расположение зеркал порадовало удобным обзором, даже движение задним ходом  не стало «экзекуцией» Тахограф и аудиосистема сегодня уже даже не базовая комплектация, а обязательные атрибуты магистрального тягача Пол кабины на рабочем месте водителя – 2 педали и «пуговка» регулировки рулевой колонки

На автомобиль установили двигатели Cursor 10 мощностью от 420 и 460 л.с. и Cursor 13 мощностью 500 л.с. Доступны несколько модификаций шасси. Для большей экономии IVECO оснастила модели с двигателем Cursor 10 мощностью 460 л.с. специальным переключателем EcoSwitch. Он активирует программу iEco, позволяя оптимизировать переключение передач и текущие характеристики двигателя с учетом массы автомобиля. Таким образом, оптимальная производительность обеспечивается при любой степени загрузки. Во всех двигателях Cursor применяется синтетическое моторное масло низкой вязкости, позволяющее добиться сокращения расхода топлива в пределах 1–2,5%.

Коробка передач Eurotronic тоже получила интересное новшество – систему EcoFleet. Она позволяет водителю при необходимости переключать передачи вручную (например, при трогании с места, в начале и конце подъёма), после чего дальнейшее переключение передач происходит автоматически. С точки зрения топливной экономичности очень важно подобрать передаточное число главной передачи в соответствии с условиями эксплуатации. Поскольку Ecostralis предназначен для магистральных перевозок, оптимальным соотношением главной пары инженеры выбрали 1:2,64 при размерности колес 315/70.

Система контроля давления воздуха в шинах: датчик непосредственно на колесе и монитор в кабине, вот только с прицепом она пока не дружит…
Система контроля давления воздуха в шинах: датчик непосредственно на колесе и монитор в кабине, вот только с прицепом она пока не дружит…
Система контроля давления воздуха в шинах: датчик непосредственно на колесе и монитор в кабине, вот только с прицепом она пока не дружит…

По словам создателей машины, немало времени было уделено проработке аэродинамики. Подсчитав, что при скорости 85 км/ч на преодоление сопротивления воздуха расходуется примерно 40% топлива, инженеры IVECO предложили оснащать кабину спойлером с обтекателями специальной формы, которые устанавливают между кабиной и полуприцепом. Ecostralis получил боковые обтекатели шасси. Новый аэродинамический комплект даёт экономию топлива до 6%, а в некоторых случаях – до 10%.

Ну а теперь в путь! Мне приглянулся тягач с загруженной тентованной платформой. Устроившись на сиденье, самое время отрегулировать угол наклона рулевой колонки. А где, где, где привычная рукоятка со стопором или клавиша управления пневмоприводом? Оказывается, на полу, где иногда бывают расположены «пуговки» горного тормоза и пневматического звукового сигнала. Надавив ногой на резиновый диск с изображением рулевого колеса, выбираю оптимальный угол, благо, диапазон предостаточный. Поворачиваю ключ и сразу оживает цветной дисплей панели приборов. Посмотрим, что он «расскажет». Самая важная информация – давление в пневмосистеме – демонстрируется в виде двух продольных цветных диаграмм в самом центре дисплея. В непосредственной близости диаграмма уровня AdBlue. По соседству не менее важные параметры – температура масла и температура охлаждающей жидкости. При необходимости, манипулируя клавишами на руле, можно менять области данных. Дань последней моде – повсеместный отказ от привычных приборов в пользу одного большого монитора для магистрального грузовика не очень подходит. Автономная и удалённая специфика работы может свести на нет все преимущества «цифры» при разряде аккумулятора! Уважаемые конструкторы, не забывайте об этом!

Открыв капот можно проверить уровень антифриза в расширительном бачке, а вот для «механической» проверки уровня масла в двигателе придётся поднять кабину

Попробуем тронуться с места. А педалей-то всего две! Сразу обращаю внимание: автомобиль оснащён автоматической 12-ступенчатой коробкой передач с возможностью ручного переключения. Это отнюдь не традиционный гидромеханический агрегат с гидротрансформатором и фрикционами, а механическая коробка со сложной системой приводов, управляемых электроникой и пневматикой (роботизированная КП).

Для начала движения переношу правую ногу на педаль тормоза, выбираю режим D на отдельной консоли управления КП, отпускаю педаль и плавно воздействую на акселератор. Забегая немного вперёд скажу, что «прыти» итальянского мотора и 420-, и 460-лошадного для порожнего автопоезда, не то что «головастика», больше чем достаточно. Но наш-то – груженый!

Для достижения оптимального расхода топлива автомат меняет передачу где-то в районе 1300 об/мин. Для полуприцепа, в кузове которого лежало 20 т «груза», мне показалось, что рановато – слишком затягивалась пауза между очередными ступеньками разгона. Попробую поработать по ручному алгоритму, перемещая правый подрулевой переключатель вниз-вверх. Уже лучше, паузы сократились, уменьшился ненужный на разгоне выбег. А всего какие-то «лишние» 300 оборотов, на которые я перекрутил мотор. Это ещё раз подчёркивает предназначение этого тягача – оборотистый двигатель и «линейная» (без делителя и демультипликатора) КП очень хороши на ровном асфальте автобана и удобны в городском потоке. А что делать, если под колёсами снег или заслали грузиться в отдалённый «колхоз»? Это, конечно, наши типичные российские проблемы, но такой вопрос неминуемо зададут российские перевозчики, и компания IVECO уже сегодня должна готовить достойный ответ.

Материал защитной решётки передней оптики вызывает сомнения

А вообще-то работать за рулём седельного тягача Ecostralis очень приятно, как и было обещано в начале презентации, это действительно друг водителя. Временами вычурные очертания комбинации приборов прекрасно уживаются с классической прямоугольной геометрией передней панели; ведь всё новое это хорошо забытое старое, не так ли? Очень лёгкий, практически невесомый руль тоже нельзя отнести к недостаткам, скорее, это особенность национальной конструкторской школы. Примерно такие же ощущения от работы гидроусилителя у меня остались после управления самыми разными «Фиатами» и «Альфа-Ромео»… Следующая система, о которой нельзя не упомянуть, так как она самым прямым способом способствует укреплению дружбы между «Экостралисом» и водителем – TPMS. Она обеспечивает контроль за давлением воздуха в шинах в реальном времени, выводя информацию на свой отдельный монитор, расположенный в нижней части центральной консоли. Пусть полезное устройство фирмы Wabco не сможет накачать спустившее колесо, зато, как известно, сопротивление качению, возрастающее при понижении давления в шинах, увеличивает расход топлива. А внезапное повреждение колеса, вовремя обнаруженное электроникой, спасёт покрышку от разрыва из-за нагрева, а кошелёк владельца – от лишних трат.

Плотная компоновка узлов и агрегатов, аэродинамические кожухи, затруднённый доступ к отдельным деталям – ремонтировать этот автомобиль лучше дома (а не в дороге) Плотная компоновка узлов и агрегатов, аэродинамические кожухи, затруднённый доступ к отдельным деталям – ремонтировать этот автомобиль лучше дома (а не в дороге) Плотная компоновка узлов и агрегатов, аэродинамические кожухи, затруднённый доступ к отдельным деталям – ремонтировать этот автомобиль лучше дома (а не в дороге)

В базовой комплектации предлагаются привычные уже сегодня системы помощи при трогании на подъёме, поддержания курсовой устойчивости, адаптивный круиз-контроль, контроль полосы движения. Но всегда присутствует и обратная сторона медали. В курилках автохозяйств инженеры по безопасности движения всё чаще заостряют внимание на том, что эти «гаджеты» притупляют собранность водителя и его способность рассчитывать только на своё мастерство. А вот систему контроля полосы в деле попробовать так и не удалось из-за отсутствия чёткой разметки…

Для российского рынка в качестве «максимально упакованной» пока доступна только кабина типа Active Time, которая имеет довольно высокий моторный тоннель и выступающие колёсные арки, что не всегда придётся по душе каждому дальнобойщику. Зато обзором с места водителя, как у нашего «Стралиса», может похвастать далеко не каждый его конкурент! Порадовала также штатная решётка для защиты передней оптики. Это значит, что не придётся перед рейсом на скорую руку лепить «кустарщину», которая к тому же непременно ухудшит световой поток. Вот только несколько смутил алюминиевый сплав, из которого изготовлена тонюсенькая решётка, это не для наших дорог – его прикончат даже противогололёдные реагенты.

Техническая характеристика тягачей
IVECO ECOStralis AT440S42(46) T/P (M1VSH-type)
Модель AT440S42 T/P AT440S46 T/P
Допустимая масса тягача в составе автопоезда, кг 19 000 19 000
Полная масса автопоезда, кг 50 000 50 000
Грузоподъёмность тягача, кг 12350 12330
Снаряжённая масса тягача, кг 6650 6670
Распределение снаряженной массы по осям, кг 4765/ 1885 4775/ 1859
Двигатель:

  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
Cursor 10 F3AE3681D, турбодизель, I-6, EEV (Euro 5)
10 308
420 при 1550–2100 мин-1
1900 при 1050–1600 мин-1
Cursor 10 F3AE3681D, турбодизель, I-6, EEV (Euro 5)
10 308
460 при 1550–2100 мин-1
2100 при 1050–1600 мин-1
Макс. скорость, км/ч 90 (ограничена электроникой)
Коробка передач:
  • передаточные числа:
роботизированная, 12-ступенчатая
I – 15,86; II – 12,33; IV – 9,57; IV – 7,44; V – 5,87; VI – 4,57; VII – 3,47; VIII – 2,70; IX – 2,10; X – 1,63; XI – 1,29; XII – 1,00
Передаточное отношение главной пары 2,85
Макс. преодолеваемый подъём, % 40
Привод сцепления гидравлический
Диаметр диска сцеплени, мм 432
Тормозные механизмы дисковые вентилируемые, 436 мм
Системы активной безопасности ABS, EBS, ASR, ESP, Hill Holder, Lane Departure Warning System, Adaptive Cruise Control, Tyre Pressure Measuring System
Вместимость топливного бака, л 300–1200
Вместимость бака AdBlue, л 50–100
Передняя подвеска Параболические рессоры со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Пневматическая
Ход задней подвески, мм 214–67, 214+140

Возвращаю машину законному владельцу и задумываюсь над его эксплуатационной «судьбой». Аппаратура, в том числе и топливные фильтры, осушители, скомпонованы таким образом, что для доступа к ним придётся расцепляться. Это, конечно, не проблема, но если случись ремонт в дороге, то это дополнительные силы и время. А чтобы в дороге ремонтировать не пришлось, инженеры компании IVECO установили межсервисный интервал для Европы 150 000 км и 100 000 км для России. Гарантия на Ecostralis составит 3 года при ежегодном пробеге до 200 000 км. Лихо! Такие обязательства «постеснялись» взять на себя ближайшие конкуренты…

Автомобили IVECO давно завоевали репутацию современной, хорошо оснащённой и неприхотливой техники по привлекательной цене. Однако высокотехнологичный «Экостралис – друг водителя» не получился дешёвым, что, впрочем, закономерно. Да, он, стоит, безусловно, своих денег, но ему в спину дышат самые знаменитые и уважаемые представители других европейских марок. Но вот умеют ли они так бескорыстно искренне дружить?

Комментировать ... >>