Опубликовано: ГП 12-2020
Майнинговый мир. Год 2020

Выставка MiningWorld Russia 2020

Даниил Минаев, фото автора

С огромным трудом, переехав из весны в осень, в этом сложном для всех нас году с замиранием сердца всё же распахнула свои двери 24-я Международная выставка оборудования и технологий для добычи и обогащения полезных ископаемых MiningWorld Russia.

Автомобили неординарных спецификаций – наша главная цель на этой выставке. Их обычно немного, в разные годы экспозиция насчитывала от трёх до пяти автотранспортных шоу-стопперов. В 2020 году традиции не подкачали – 4 «живых» автомобиля в натуральную величину и очень интересная экспозиция промышленных двигателей на двух стендах. Словом, есть о чём рассказать, чем поделиться.

«Самсон» или «Атлант» на камазовских плечах?

Об этом уникальном пятиосном самосвале с широкими возможностями эксплуатации не только на технологических дорогах и в закрытых карьерах, на иных добывающих площадях и территориях, но и на дорогах общего пользования мы недавно подробно рассказывали. В центре экспозиции горной выставки 2020 года он занимал почётное место, но уже под новым именем «Атлант».

Пятиосный карьерный самосвал КАМАЗ-65805 выступал на горной выставке под новым именем «Атлант»

Согласно официозу, КАМАЗ-658055К – первый представитель нового семейства автомобилей в линейке карьерных самосвалов. Семейство будет состоять из самосвалов с колёсной формулой 6х4, 6х6, 8х4, 8х6, 8х8 и 10х6 грузоподъёмностью от 40 до 75 тонн. 60-тонный автомобиль предназначен для транспортировки скальной и горной породы в средних и малых карьерах в районах с умеренным и холодным климатом. КАМАЗ-658055К проектировали под увеличенные до 12 т допустимые нагрузки на рулевые оси и ведущие мосты с нагрузкой до 21 т. Многослойные шины Michelin X Works типоразмера 325/95R24 рассчитаны на эксплуатацию на дорогах невысокого качества (гравий, грейдер), строительных площадках с раскисшим грунтом и карьерах со скальной крошкой.

Передние оси «Атланта» рассчитаны на суммарную грузоподъёмность 24 тонны

Создатели машины боролись за снижение удельного давления на грунт за счёт большего пятна контакта всех колёс. Если у «карьерников» с колёсной формулой 4х2 на шесть колёс шириной 600 мм приходится 90–95 т (26,39 т на 1 м линейный), то у КАМАЗа при меньшей на 3–9% полной массе на пять осей давление распределяется через 16 колёс шириной 325 мм при меньшем линейном давлении (16,73 т/м2). С учётом диаметра колеса (2,2 м против 1 м у КАМАЗа) получается удельное давление в пятне контакта у КАМАЗа ниже на 10–30%, что значительно снижает нагрузку на дорожные покрытия (асфальт, бетон, гравий, щебень) технологических дорог.

Длина самосвала – 11 040 мм, ширина – 2530 мм, высота – 3950 мм. При этом, несмотря на свои внушительные размеры, машина обладает манёвренностью на уровне самосвалов 8х4.

Задняя подвеска HAGEN S на многолистовых рессорах 8х30/100

Колёсная формула «Атланта» – 10х6. Три задних моста – ведущие. При этом две первые оси и последний задний мост – управляемые. Такое решение позволяет повысить манёвренность автомобиля при работе в карьере. На ведущие колёса приходится более 72% сцепного веса автомобиля, что выше, чем у дорожных самосвалов 8х4, и практически достигает показателей самосвалов 6х4. Это обеспечивает высокие показатели проходимости автомобиля, в том числе и по мокрой дороге внутри карьера.

Задние ведущие мосты представляют собой полноценный «тридем», т. е. распределение крутящего момента происходит в равной пропорции между ними. Самосвальная платформа с днищем и боковинами из специальной стали увеличенной толщины используется для погрузки больших и твёрдых глыб горной породы. Благодаря её обогреву отработавшими газами двигателя решён вопрос с примерзанием мокрого зимнего грунта. Кузов, угол наклона которого равен 50%, имеет специальный защитный козырёк над кабиной, защищающий водителя, агрегаты и узлы самосвала от падения скальной породы. Объём самосвальной платформы в скальном исполнении – 26 м3.

Не забыт камазовцами и ещё один важный и крайне актуальный задел. Пятиосный самосвал-гигант представляет собой согласно SAE автомобиль «Autonomous Ready», т. е. применённые агрегаты самосвала полностью готовы для превращения его в беспилотный. Остаётся лишь установить элементы машинного зрения, сенсоров, связи и блок принятия решений, чтобы грузовик смог самостоятельно работать в карьерах без участия водителя.

Стенд БЕЛАЗа был оформлен совсем скромно и лаконично – у предприятия не лучшие времена…

Норманны

Самосвалы Scania 8х4, которые получили собственные имена из скандинавской мифологии – Один и Хаген, демонстрировались на предыдущих форумах MiningWorld Russia. Воин – бог войны «Один» в серо-синих тонах предназначен для перевозки угля, а яркий оранжевый HAGEN XL 8х4 – для перевозки руды и скальных пород. В этом году на выставке в «Крокус Экспо» новинка – более компактный HAGEN S с колёсной формулой 6х4.

Технически допустимая полная масса новой версии «Хагена» – 41 тонна, колёсная база – 3750 мм. Полная масса автопоезда в упряжке с этим доблестным воином – завидные 58 тонн. Серьёзные заявления относительно возможностей самосвала уже видны во внедорожных шинах размерностью 325/95R24. В движение Хагена приводит 13-литровый 500-сильный двигатель Scania DC13 153 пятого экологического класса, мощностью 440 л.с. Максимальный крутящий момент, доступный с 1000 об/мин – 2300 Н·м. КП – 12-ступенчатая автоматизированная Opticruise GRSO935R. Главная передача с блокировкой дифференциала передаточным отношением 7,63.

Scania P 440 B6x4HZ (тип P6X400 с кабиной CP14L) HAGEN S 6х4 с 20-кубовым кузовом «Бецема -653910» (БЦМ-56) для перевозок руды и скальных пород – важная премьера

Передняя подвеска HAGEN S – на усиленных параболических рессорах 5х27, а задняя на многолистовых рессорах 8х30/100 (технически допустимая грузоподъёмность задней балансирной тележки до 32 т). Тормозная система укомплектована барабанными колёсными механизмами на всех осях и дополнена ретардером.

Самосвальная надстройка с задней разгрузкой для перевозки скальных пород марки «Бецема», геометрическим объёмом 20 м3 изготовлена из сталей Quard 400 и Quard 450, толщина стенок 8 мм, днища – 12 мм. Передний борт – прямой, толщиной 8 мм с защитным 6-мм козырьком против осыпания породы, задний борт наклонный, с тросовым приводом. Усиленный двойной пол оснащён обогревом.

Словом, как в песне про норманнов, где путь до той звезды, что светит ярче остальных, смертью нам грозит, но дело того стоит!

Трансмиссионная перспектива трёхосной версии скандинава Хагена внушает уважение: технически допустимая полная масса ТС – 41 тонна Трансмиссионная перспектива трёхосной версии скандинава Хагена внушает уважение: технически допустимая полная масса ТС – 41 тонна

Специальный автомобиль компании «Азоттех» на шведском шасси

Смесительно-зарядные машины (СЗМ) применяются для безопасной транспортировки, изготовления и механизированного заряжания буровых скважин взрывчатыми веществами на карьерах. Эти машины способны раздельно транспортировать материалы и компоненты взрывчатых веществ (эмульсию, газогенерирующую добавку и др.) к местам, где будут производиться взрывные работы, изготовлять из них смесевые взрывчатые вещества и заряжать ими сухие и обводнённые скважины.

Проектирование и изготовление таких машин на базе шасси грузовых автомобилей является одним из направлений деятельности компании «АЗОТТЕХ». Их делят на две продуктовых линейки, именуемые «база» и «техно». В первом случае это типовые решения, во втором – своеобразный отраслевой «кастом». На выставку привезли машину TDR.ANFO-15 построенную на шасси Scania XT P380. Эта спецмашина изготовляет взрывчатые вещества, используя гранулированные рецептуры. Полная масса транспортного средства – 39 т (технически допустимая), из них 9 т на переднюю ось и 30 т на заднюю тележку. Этот проект был реализован по заказу ООО «Взрыв-Ресурс».

«Азоттех» и его темпераментно-взрывная машина на шасси Scania XT модели P 380 B6x6HZ (тип P6X600 с кабиной CP20L)

Электрическая Toyota Land Cruiser от АО «ИНДЭК»

Компания Miller Technology Inc. из Норт Бей (провинция Онтарио, Канада) занимается проектированием и изготовлением самоходного горно-шахтного оборудования с 1979 года. Питерская компания АО «ИНДЭК» с 1996 года уже имеет в портфеле более 100 заказчиков и основала представительства в Кировске, Хабаровске, Красноярске и Алма-Ате.

В 2018 году мы уже писали о такой машине с ДВС в этом году горно-шахтный автотранспорт этого производителя решил полностью избавиться от системы с искровым принудительным поджигом горючей смеси, представив полностью электрический автомобиль. Внешне ничего не изменилось. Привычный и многими любимый древний «Крузак» – Toyota Land Cruiser HZJ79, правда, весьма преклонного седьмого поколения. При всей схожести с легендарным внедорожником эта техника не имеет права передвигаться по дорогам общего пользования. Её удел – пласты рудников, шахты и иные подземные пространства. Наименование – подземная самоходная машина Miller T1670. На рамное шасси, специально приспособленное для работы под землёй, могут быть смонтированы различные надстройки: от пассажирского отсека, который и служил в этот раз шоу-стоппером до ножничного подъёмника. Среди особенностей шасси необходимо отметить электроуправляемые тормоза в масляной ванне, изобилие аварийных выключателей и систем пожаротушения.

Подземный электрический «Миллер» родом из Канады для перевозки шахтёров
Подземный электрический «Миллер» родом из Канады для перевозки шахтёров

Силовой агрегат этого специального автомобиля состоит из литий-ионной тяговой батареи, инвертора, электродвигателя и планетарной КП. Далее крутящий момент попадает на «раздатку», навечно замкнутую в понижающем ряду и по привычной схеме разбегается к четырём ведущим колёсам через цельные балки мостов. Силовая электрика контролируется 32-битной системой управления с двухъядерным процессором, умеет рекуперировать электроэнергию при торможении и движении накатом.

Зарядить автомобиль можно от любой электросети, как от бытовой переменного тока, напряжением 220 В, так и с помощью промышленной электросети, однофазной или трёхфазной. Запас хода, по данным поставщика, – до 180 км, максимальная скорость искусственно ограничена до 39 км/ч. Интересно, что масса электрического шасси уменьшилась на 200 кг в сравнении с дизельной версией.

Безусловно, эта техника заслуживает отдельного описания. И вы его вскоре увидите на страницах нашего журнала…

Подземный электрический «Миллер» родом из Канады для перевозки шахтёров

«Роллс-ройс» многоцилиндровый, но не для Владимира Ильича и не в Горках

Знаменитая марка давно уже известна не только премиальными автомобилями, но технически грамотному обывателю импонируют прекрасные двигатели самолётов гражданской авиации самых разных КБ.

В промышленном и суровом мире гор, шахт и тоннелей мощные движки обеспечивают работу всевозможных генераторов, а также вытяжных и наддувных систем.

Пример генераторной установки с использованием промышленного двигателя Rolls-Royce серии 4000 для горнодобывающей отрасли. Дизель V16, рабочим объёмом 48,7 л весит около 7 т развивает 2300 л.с. при 1900 об/мин, максимальный крутящий момент составляет 9313 Н·м при 1500 об/мин

Тем интереснее было наблюдать несколько макетов монстроподобных ДВС марки Rolls-Royce компоновкой V16 или, например, даже V20 – чего уж там мелочиться! Да, живьём такие агрегаты весьма непросто втиснуть в статичную экспозицию городской выставки…

Вот пример промышленного двигателя Rolls-Royce серии 4000 для горнодобывающей отрасли. Дизель V16 рабочим объёмом 48,7 л весит около 7 т и развивает 2300 л.с. при 1900 об/мин, максимальный крутящий момент составляет 9313 Н·м при 1500 об/мин. Можно и побольше, 20-цилиндровая версия двигателя из этой серии выдаёт до 4023 л.с. при 1800 об/мин и пиковый крутящий момент 16852 Н·м…

Но существуют и двигатели Rolls-Royce V20 мощностью более 4000 «лошадок»

Коллекция промышленных двигателей Caterpillar от компании Zeppelin

От двух цилиндров и выше, занимайте очередь! Представительство Zeppelin Power Systems в России обеспечивает поставки и ремонтные решения промышленных двигателей Caterpillar. На выставочном стенде они продемонстрировали небольшую коллекцию промышленных дизелей, рабочим объёмом от 1,1 л до 15,2 л.

Основные характеристики промышленных двигателей Caterpillar
Модель двигателя Рабочий объём, л Мощность, кВт Мощность, л.с / округлённое значение, без знаков после запятой
САТ С1.1 1,1 21,0 28,55/29
САТ С2.2 2,2 49,2 66,89/67
CAT С4.4 ACERT 4,4 106,1 144,25/144
CAT С7.1 ACERT 7,1 204,9 278,58/280
CAT С15 ACERT 15,2 444,0 603,66/605
Коллекция промышленных дизельных двигателей Caterpillar, рабочим объёмом от 1,1 л и мощностью от 21 кВт до 15,2 л и мощностью 444 кВт от компании Zeppelin, осуществляющей не только их поставку, но и обслуживание вплоть до капитального ремонта… Коллекция промышленных дизельных двигателей Caterpillar, рабочим объёмом от 1,1 л и мощностью от 21 кВт до 15,2 л и мощностью 444 кВт от компании Zeppelin, осуществляющей не только их поставку, но и обслуживание вплоть до капитального ремонта… Коллекция промышленных дизельных двигателей Caterpillar, рабочим объёмом от 1,1 л и мощностью от 21 кВт до 15,2 л и мощностью 444 кВт от компании Zeppelin, осуществляющей не только их поставку, но и обслуживание вплоть до капитального ремонта… Коллекция промышленных дизельных двигателей Caterpillar, рабочим объёмом от 1,1 л и мощностью от 21 кВт до 15,2 л и мощностью 444 кВт от компании Zeppelin, осуществляющей не только их поставку, но и обслуживание вплоть до капитального ремонта… Коллекция промышленных дизельных двигателей Caterpillar, рабочим объёмом от 1,1 л и мощностью от 21 кВт до 15,2 л и мощностью 444 кВт от компании Zeppelin, осуществляющей не только их поставку, но и обслуживание вплоть до капитального ремонта…
Комментировать ... >>