Опубликовано: ГП 09-2004

«Уралы», «Уралы»... кругом одни «Уралы» (1-й этап кубка России по трак-триалу, Миасс)

К. Ушанов, фото автора

Трак-триал – зрелище на любителя. Ну, ползают по склонам карьеров полноприводные монстры. В какие-то ворота из палочек норовят попасть, причем в положении «рама винтом», или через здоровущие бревна пытаются переползти, или чуть не на вертикальный откос норовят забраться, или того хуже, с него съехать. В общем, особой динамики нет.

Зато вторая часть этих соревнований – карусельная гонка. Вот тут уж всем этим неповоротливым вездеходам-грузовикам в прыти не откажешь. Ведь карусельная гонка – это тот же грузовой кросс, только автомобили полноприводные. А значит и зрелище более захватывающее.

Кстати, карусельная гонка существует только в российском трак-триале, и автор этих строк в свое время принимал непосредственное участие в реализации идеи ее проведения. В европейских соревнованиях такая дисциплина отсутствует. Видимо, автомобили импортного производства не выдерживают нагрузок, которым подвергаются машины в карусельной гонке. А наши, отечественные автомобили... В общем, отечественные грузовики всегда были крепче в экстремальных условиях, чем импортные. Это подтверждают неоднократные победы команды «КамАЗ-Мастер» в ралли-марафоне Париж–Дакар и на этапах Чемпионата Мира по ралли-рейдам.

Команда АЗ «Урал» в автоспорте тоже не новичок. Правда, на Париж–Дакар уральские внедорожники не ходят, зато в трак-триале в 2002 г. «утерли нос» европейцам, став Чемпионами Европы в категориях С4 и С5.

Хотя, справедливости ради, начиналась команда уральских автогонщиков с кросса еще в октябре 1957 г. на автомобилях «УралЗИС»-355В, и сразу попала в Чемпионы СССР как в командном первенстве, так и в личном.

Да и ралли-марафоны «Уралам» по плечу. Вспомнить хотя бы участие в 1992 г. команды завода в ралли Париж–Москва–Пекин протяженностью 26 тыс. км. Тогда за рулем одного из «Уралов» с двигателем Deutz воздушного охлаждения ехал неоднократный Чемпион СССР по ралли ижевец Владимир Гольцов.

Так что не зря Миасс, отмечая 60-летие выпуска первого автомобиля Уральского автозавода, стал местом проведения первого этапа Кубка России по триалу на грузовых автомобилях. Действо разворачивалось в песчаном карьере завода ЖБИ. В нем приняли участие команды ОАО «ГАЗ» из Нижнего Новгорода, 21 НИИИ АТ МО РФ из подмосковных Бронниц, по одному экипажу из Рязани и Красноярска и, естественно, команда АЗ «Урал» в полном составе.

Нижегородцы выступали на автомобилях ГАЗ-3308 «Садко» в категориях С2 и С3. В категории С2 участвовал в соревнованиях и экипаж из Красноярска на автомобиле ГАЗ-66. Эта команда называется «Экстремал», что, в общем-то, соответствовало ее выступлению в трак-триале, и особенно – в карусельной гонке: рискнуть участвовать в таких соревнованиях на не подготовленном автомобиле – экстрим в чистом виде.

Остальные команды выступали, естественно, на машинах Уральского автозавода.

Очень жаль, что на соревнование не приехала команда АМО ЗИЛ и очень сильная команда «КАМАЗ-Триал». Присутствие этих команд добавило бы интриги 1-му этапу Кубка России.

Надо отдать должное организаторам. Первый день классического триала был очень интересен с точки зрения организаций секций в карьере и маршрутов в них. Вся зрелищность заключалась в том, что, маршруты, на первый взгляд, были очень простые. Но, это только на первый взгляд: грунт-то в секциях был песчаным, и участникам соревнований этот факт приходилось учитывать. Однако не всем это удавалось, из-за чего было много сходов с дистанции и даже падений.

Неудачи участников классического триала зрелищности только добавили. Публика была в восторге. Особенно бурную реакцию вызывали спуски машин с почти вертикальных стенок карьера и въезды на них, преодоление искусственных препятствий из автомобильных покрышек и бревен большого диаметра.

Второй день триала – карусельная гонка. И здесь нельзя отказать организаторам соревнований в профессиональном подходе к российской версии автокросса на внедорожниках: кольцевая трасса была проложена так, что зрители могли видеть все перипетии на ней. Ширина трассы позволяла совершать обгоны не только на ровных участках, но и на подъемах и спусках.

Единственно, чего была лишена трасса карусельной гонки, так это трамплинов. Видимо организаторы, посоветовавшись с командами, специально сгладили грунт. И это продиктовано не только тем, чтобы пожалеть технику, но и здоровьем гонщиков. Представьте себе полноприводный «Урал» в прыжке после трамплина. Зрелище, конечно, весьма эффектное. Но каково гонщику внутри кабины приземляющейся махины, какой мощнейший удар получает все его тело? Тут ни один самый тренированный позвоночник не выдержит. Тем более, как выяснилось, ни один из гонщиков не имел поддерживающего поясничного ремня, как у штангистов – грубейшее нарушение правил безопасности в автокроссе и, соответственно, в трак-триале.

Но вернемся к самой гонке. Как я уже сказал, особых профильных сложностей на трассе карусельной гонки не было, что увеличило скорости автомобилей. Естественно, в общей гонке доминировали спортсмены Уральского автозавода. Ее результаты учитывались и в категориях. Так, в категории С2 и в классическом триале и в гонке принимали участие только три автомобиля Горьковского автозавода: два «Садко» заводской команды и «экстремальный» ГАЗ-66 из Красноярска.

В категории С3 – два экипажа команды Уральского автозавода, естественно, на «Уралах» и один «Садко» горьковчан, т.е. в этих двух категориях велась борьба не только между гонщиками, но и между машинами разной конструкции. Этого нельзя сказать о категории С4. В ней спортсмены всех команд, и 21-го испытательного военного института из Бронниц, и военные из Рязани, и, уж тем более, команда Уральского автозавода, выступали на «Урал»-4320. И здесь победу одержали те, у кого пилотирование автомобиля на трассе было мастерское, да и машина подготовлена идеально.

К сожалению, в категории С5 четырехосных машин 8х8 состязались друзья-соперники из одной уральской команды, и конкурентов у них не было. Выступали они только в классическом триале, а в карусельной гонке не участвовали. Жаль. Интересно бы было посмотреть, как себя повели бы в ней четырехосные монстры?

Для карусельной гонки было организовано два заезда по 10 кругов с 30-минутным перерывом, что зрелищности не убавило. После ее завершения были подведены итоги двухдневных соревнований и вечером во Дворце автомобилестроителей в торжественной обстановке руководители АЗ «Урал» вручили победителям кубки.

Так завершился 1-й этап Кубка России по триалу на грузовых автомобилях. 2-й этап Кубка должен пройти осенью в подмосковных Бронницах на дорогах испытательного Центра 21-го НИИИ МО РФ.

 

Комментировать ... >>