Спорт моторов
В конце ноября в Москве на ВВЦ прошла 5-я Московская международная выставка «СПОРТ МОТОР ТЮНИНГ-2004». В её организации традиционно участвовали: Российская автомобильная федерация, Мотоциклетная федерация России. Официально выставку поддержали Международная автомобильная федерация (FIA) и Международная мотоциклетная федерация (FIM). В своём обращении Президент международной автомобильной федерации подчеркнул: «Эта выставка проходит в год 100-летия Российского автомобильного общества и Международной автомобильной федерации, одним из организаторов которой была Россия».
15 мая 1904 г. усилиями нескольких человек, энтузиастов региональных клубов было создано Российское автомобильное общество (РАО). Развитие таких обществ началось после организации в 1900 г. Московского автомобильного клуба, правление которого находилось в квартире его председателя Николая Карловича фон Мекка. 20 июня того же года образовалась Международная ассоциация признанных автомобильных клубов (АИАКР), переименованная в 1947 г. в Международную автомобильную федерацию, одним из основателей которой было РАО.
Уже через несколько лет, в 1909-м, РАО получило высочайшее соизволение именоваться высшим титулом страны – «Императорским», стало называться ИРАО. К 1917 г. оно объединяло уже 20 автомобильных клубов.
Возрождения автоспорта с большой буквы произошло в нашей стране с образования в 1962 г. Федерации автомобильного спорта (ФАС) СССР, принятой в FIA. Указ Б. Ельцина о роспуске всесоюзных общественных организаций официально прекратил её существование в 1991 г. Усилиями энтузиастов была создана Российская автомобильная федерация (РАФ), которая в 1992 г. была признана FIA полномочным представителем автоспорта страны. Сейчас РАФ ежегодно организует 360 соревнований по 24 дисциплинам автомобильного спорта, что более чем в 3 раза превышает число проводившихся в СССР.
Именно в эти годы идея о возможности
побед наших гонщиков в соревнованиях мирового уровня смогла в полной мере реализоваться. Правда, пока только в одной команде, но какой! Пять «Дакаров», завоеванных «КАМАЗ-Мастер», уже сегодня являются российскими страницами, вписанными золотом в книгу международного автоспорта. Конечно, такой расклад не устраивает организаторов этого престижнейшего соревнования. Не секрет, что ежегодно в мире около $1 млрд. тратится на рекламу. Денег можно стричь и стричь, а тут лидеры мирового автомобилестроения с миллиардными бюджетами пасуют перед челнинскими ребятами и их КамАЗами, возрождающимися, как птица Феникс после пожара на заводе двигателей. «Опять Чагин» – как-то безрадостно гласила последняя страница сайта, посвященная «Дакару» в классе грузовиков в этом году.
А Володя – вот он на выставке, на стенде «КАМАЗ-Мастер». Каждый может и вопрос задать, и автограф получить. Да, и не только у него. Здесь же рядом, ставший легендарным, Семён Семёнович Якубов. Участие этой команды в «СПОРТ МОТОР ТЮНИНГ-2004», безусловно, является большим событием для настоящих поклонников автоспорта, а стенд команды – её украшением. В этом заслуга супруги Семёныча – дизайнера спортивного коллектива. Перед посетителями выставки предстал уголок «Дакара». Кажется, только что механики осматривали подвеску своего болида и на минутку отошли в техничку. Ещё не выключена подсветка. Это скорее сценка не из прошлого, а из будущего, даже не вдаваясь в технические усовершенствования «боевого» КамАЗ-4911 «Мустанг».
Техничка, раскинувшая своё крыло, под импровизированной «Дакаровской» луной (уже с надписью «КАМАЗ») – новейшая модель из Набережных Челнов КамАЗ-635050. Спутать этот грузовик с какой-либо другой машиной завода невозможно: его сразу выделяет четырёхдверная кабина. Своим появлением он обязан изменившимся правилам проведения гонки. Теперь механики должны сопровождать своих спортсменов по трассе.
Но вот призывно зазвучала музыка. Из выхлопных труб «Мустанга» повалил бутафорский дым. Оригинально. Молодцы. А что посетители? Нет, не узнают они ни Чагина, ни Якубова. Да. Если бы Володя приводил первым к финишу автомобиль западного бренда, знали бы его как героя лучше. Все бы СМИ той страны постарались бы, даже, невзирая на национальность пилота. Здесь же многие пришли посмотреть на разрекламированные пустышки: глушители, воздушные фильтры, которые кроме звука ничего не дают (не портят – уже неплохо). К сожалению, больше всего народ предпочитает не быть, а казаться. Вкладывают, или вернее выбрасывают деньги в «спортивный тюнинг» столько, сколько хватило бы на участие в Кубке. Так нет, гонки от светофора до светофора и борьба с неуправляемой машиной ближе душе.
Знакомясь с экспозицией этого года можно отметить уменьшение представленных отечественных разработок и увеличение импортных «прибамбасов». К положительным моментам можно отнести участие в выставке АвтоВАЗа. Если российский автогигант хочет серьёзно продвигать и популяризировать автоспорт, то это не может не радовать. Пока на отечественных трассах чаще увидишь «кошелька» на иномарке.
«А наши ребята – как пел один известный бард – за ту же зарплату, уже шестикратно (пока пятикратно, но мы в них верим) выходят вперед». Этот номер попадет тебе в руки, дорогой читатель, когда камазовцы уже будут непосредственно готовиться к очередному бешеному броску через пустыню. Пожелаем им удачи, как желали их поклонники, провожая 20 декабря команду на Васильевском спуске в Москве.