Опубликовано: ГП 09-2004

На рынке грузовой автотехники (анализ цен на рынке – август 2004 года)

В. Салыгин

Ситуация на рынке грузовой автотехники в августе текущего года оставалась стабильной. Продажи сохранились практически на прежнем уровне, рост рыночных цен, после июльского всплеска, замедлился. Этому способствовал заметный спад деловой активности в середине лета.

Благоприятное воздействие на рынок автотехники оказывает более ритмичная по сравнению с прошлым годом работа большинства заводов-производителей грузовых автомобилей, о чем свидетельствуют предварительные итоги I полугодия 2004 г. Так, у АМО ЗИЛ объем продаж в I полугодии текущего года вырос на 29,9%. При этом объем продаж значительно опережает производство (в частности, в июне изготовлено 1 015 ед., продано 1 259), что свидетельствует о сохраняющемся спросе на ЗИЛы и достаточно успешной сбытовой политике завода. ОАО «КАМАЗ» по предварительным данным отгружено потребителям 13 578 грузовиков (рост 31,6% к I полугодию 2003 г.). Экспорт грузовых автомобилей составил 2 694 ед. (20% от всего выпуска). Объем реализации продукции АЗ «Урал» в I полугодии вырос на 37,7% (до 3 902 машин), а товарной продукции ОАО «УАЗ» увеличился на 19,7%.

Крупным предприятиям российского автомобилестроения, в том числе ОАО «ГАЗ», «КАМАЗ», АМО ЗИЛ и ряду других, удалось преодолеть трудности, связанные с резким ростом цен в начале года на продукцию поставщиков сырья, комплектующих изделий и энергоресурсов.

Что касается динамики цен на грузовую автотехнику, то в августе быстрее дорожали автотранспортные средства ОАО «КАМАЗ». Темп роста рыночных цен на них по большинству моделей составил 1,5–2%. Несколько медленнее (1–2%) дорожали грузовики АМО ЗИЛ, ОАО «ГАЗ» и АЗ «Урал». Менее заметно (0,5–1%) увеличивались цены на фургоны и пикапы особо малой грузоподъемности – автомобили Ульяновского завода, а также «Иж-Авто».

По-прежнему значительным (3–5%) оказался прирост рыночных цен у МАЗов. Этап существенного подорожания белорусской автотехники, видимо, в ближайшие месяцы будет продолжаться, поскольку РУП «МАЗ» вновь повысило отпускные цены (в том числе на 3% по бортовым автомобилям и на 4% выборочно по седельным тягачам). Так, если цена «Зубрёнка» МАЗ-437040-062 (франко-завод, с учетом НДС) в июле составляла 554 718 руб., то в августе 571 474 руб. Цена седельного тягача МАЗ-544008-030 Euro-2 (двигатель ЯМЗ-7511.10) возросла с 1 117 до 1 161 тыс. руб.

К новинкам рынка российской автотехники следует отнести, прежде всего, полноприводный малотоннажник УАЗ-2360. С началом серийного производства новый ульяновский грузовик стал поставляться небольшими партиями дилерам в разные регионы страны. УАЗ-2360 с тентом (бензиновый двигатель ЗМЗ-409 объемом 2,7 л, мощность 94,1 кВт/128 л.с.) в Москве можно приобрести за 224,8 тыс. руб., т.е. примерно на $1 000 дешевле его прямого конкурента полноприводной «Газели» ГАЗ-33027 (двигатель ЗМЗ-4063.10 объемом 2,3 л, мощность 98 л.с.). Заметим при этом, что грузоподъемность «Газели» почти вдвое больше, чем у ульяновского грузовика. Рыночная цена цельнометаллического грузопассажирского фургона ГАЗ-27057, оснащенного полноприводной трансмиссией, еще выше (290 тыс. за 3-местный и 298 тыс. руб. за 7-местный).

По мнению заводских маркетологов, УАЗ-2360 будет пользоваться спросом преимущественно у сельских жителей, поскольку больше удовлетворяет потребности российского фермера. Спрос на новый автомобиль может, на наш взгляд, существенно возрасти после снятия с производства устаревших УАЗов вагонной компоновки. А пока недорогие УАЗ-3303 (их цена почти в 1,5 раза ниже нового УАЗ-2360) остаются весьма привлекательными для потребителя, как на селе, так и в городе.

Появление на рынке нового отечественного автомобиля малой грузоподъемности закономерно, поскольку спрос на легкие грузовики растет. По оценке специалистов Минэкономразвития РФ, годовая потребность (в поставках) в грузовых автомобилях грузоподъемностью от 0,5 до 1,0 т составляет 68 тыс. (средний вариант). По итогам прошлого года отечественным автопромом выпущено около 39 тыс. грузовиков особо малой грузоподъемности, в том числе ОАО «УАЗ» – 22 596 шт. (реализовано 22 310), т.е. можно считать, что нынешняя емкость сегмента полноприводных машин этого типоразмера (фактически УАЗиков) составляет более 57% этого класса по грузоподъемности. Дальнейшие расчеты показывают, что оцениваемая потребность в полноприводных грузовичках может составить до 40 тыс. ед. Иными словами у производителей полноприводных автомобилей особо малой грузоподъемности есть весьма значительный резерв – отложенный спрос емкостью в 15–20 тыс. ед.

Это находит косвенное подтверждение в существенном росте импорта легких коммерческих автомобилей. За последние три года их доля в общих продажах грузовой автотехники зарубежного производства выросла с 49 до 61%. Наибольшим спросом из числа ввозимых легких грузовиков пользуются автомобили Volkswagen, Ford, KIA, Renault.

Важным направлением в производственной деятельности крупных отечественных производителей был и остается выпуск автомобилей двойного назначения. По мере стабилизации экономики и наполнения федерального бюджета увеличиваются закупки автотехники министерствами и ведомствами, в том числе Минобороны РФ. Согласно «Основным направлениям развития автомобильной промышленности России до 2005 г.», одобренных Правительством РФ в марте 1999 г., потребности в грузовых автомобилях для нужд обороны и безопасности страны оцениваются до 30 тыс. машин в год. Не случайно ОАО «КАМАЗ» представило на традиционную выставку вооружений и военной техники Russian Expo Arms в Нижнем Тагиле (6–10 июля) 10 полноприводных автомобилей. Вместе с тремя «Мустангами» КамАЗ-4350, -5350 и -6350 (двух-, трех- и четырехосные) в челнинскую автоколонну включены бортовые грузовики КамАЗ-43118, КамАЗ-63501 и «экстремальный» КамАЗ-4911.

Автомобили семейства «Мустанг» в 2002–2003 гг. подверглись существенной модернизации. На них установлены новые двигатели, отвечающие требованиям Euro-2, усиленная раздаточная коробка, более совершенная грузовая платформа с креплениями для перевозки съемных кузовов-контейнеров серии КК 4.2 и других типов, имеющих в настоящее время наиболее массовое применение. Автомобили «Мустанг», принятые на вооружение армии Приказом МО РФ в 2002 г., должны заменить устаревшую по многим показателям технику. В частности, проходящий сейчас испытания автомобиль КамАЗ-43501 (колесная формула 4х4, грузоподъемность 3 т) призван заменить имеющиеся в войсках ГАЗ-66, ЗИЛ-131.


Комментировать ... >>