На рынке грузовой автотехники
В осенний период отечественный рынок грузовых автомобилей оставался достаточно стабильным. Ежемесячный объём продаж грузовиков, производимых предприятиями России, удерживался на уровне 16–17 тыс., рост рыночных цен в октябре-ноябре замедлился. Благоприятное воздействие на рынок оказывает продолжающийся заметный подъём в автомобильной промышленности страны. Наметившаяся в прошлом году тенденция роста производства автотранспортных средств сохранилась и в текущем году. Так, по данным «АСМ-Холдинга», в период январь–сентябрь изготовлено 156 462 грузовых автомобиля (рост 10%). При этом объём продаж, включая поставки за рубеж, был близок к уровню производства и составил 156 046 ед. (99,7% выпуска).
Отличительной особенностью текущего года является более стабильный и устойчивый темп производства отечественных грузовиков. В течение года он постепенно возрастал. Так, если в I квартале среднемесячный темп составил 16 552 машины, то в I полугодии – 16 874 автомобиля и 17 384 грузовика в III квартале. Исходя из итогов работы предприятий в течение трёх кварталов, можно прогнозировать годовой выпуск грузовых автомобилей в стране на уровне 208–210 тыс.
Наметившиеся в начале года изменения в структуре производства отечественных грузовиков проявились и в III квартале. Суть этих изменений сводится к опережающему росту количества выпускаемых большегрузов. Их доля в общем выпуске российских грузовых автомобилей увеличилась до 15%, в то время как доля малотоннажников сократилась до 70%. Перераспределение произошло в основном вследствие значительного наращивания темпов производства на Камском автозаводе. По итогам 9 месяцев рост его выпуска составил 25,6% (с 17,5 тыс. за 9 месяцев 2003 г. до 22 тыс. за тот же период 2004 г.).
Заметно увеличил показатели и другой производитель большегрузов «Автомобильный завод «Урал» – прирост производства полноприводных машин по итогам 9 месяцев составил 8,1%. В то же время снизился выпуск УАЗиков (5,1% за период январь–сентябрь). Производство мини-грузовиков ИЖ-Авто практически осталось на прежнем уровне (11 175 за 9 месяцев 2004 г.).
По объёму продаж по-прежнему лидирует ОАО «ГАЗ». Его доля по итогам 9 месяцев достигла почти 58% продаж отечественных грузовиков. ОАО «КАМАЗ» увеличило свою долю на рынке российских грузовиков до 13,91% (против 12,2% в 2003 г.). АМО ЗИЛ практически сохранил свои позиции (6,2%). Заметно снизилась доля Ульяновского автозавода (с11,25 до 8,82%) и незначительно – Ижевского (с 7,61 до 6,93%).
Что касается динамики цен на грузовую автотехнику, то в ноябре рост рыночных цен был не столь заметным. Быстрее по-прежнему дорожали автотранспортные средства ОАО «КАМАЗ». Темп роста рыночных цен на них по большинству моделей составил 1–2%. Медленнее (0,5–1%) росли цены на грузовые автомобили АМО ЗИЛ, ОАО «АЗ «Урал». Незначительно (0,3–0,5%) подорожали автомобили ОАО «ГАЗ», а также фургоны и пикапы особо малой грузоподъёмности УАЗ и ИЖ-Авто. Прирост рыночных цен по автотранспортным средствам Минского автозавода составил 0,5–1,5%, а Кременчугского – 0,5–1,0%.
Замедление роста рыночных цен на грузовые автомобили в осенний период – явление не совсем обычное для отечественного рынка грузовиков и свидетельствует о его насыщении. Имеющаяся статистика продаж подтверждает это. Так, по данным «АСМ-Холдинга», продажи грузовиков сократились с 18 тыс. ед. в августе текущего года до 15,8 тыс. в сентябре, т.е. на 13%. Нынешний объём продаж составляет лишь 90% от соответствующего уровня прошлого года (на сентябрь 2003 г. – 17,5 тыс.).
Общие заводские остатки наших основных производителей грузовиков на конец сентября на 30% превысили количество нереализованной техники в августе (4,8 тыс. на конец сентября против 3,6 тыс. на конец августа). У ОАО «КАМАЗ» остатки возросли с 1 363 до 1 650 ед. техники, ОАО «УАЗ» – с 1 269 до 2 332 ед. Значительное количество своевременно не реализованных грузовичков сохраняется у ОАО «ИЖ-Авто» (более 600).
В этих условиях сбытовые структуры заводов-производителей и крупные дилеры стремятся проводить более гибкую ценовую политику и корректируют цены. В частности, в Нижнем Новгороде на автофургоны семейства ГАЗ-2705 «Газель» цены снижены на 1–3%. Если в сентябре 7-местный цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 с ульяновским двигателем УМЗ-4215.10 предлагался за 265 тыс. руб., то в октябре его можно было приобрести за 257 тыс. Цена на микроавтобус ГАЗ-3221 в комплектации 0014 (8-местный, двигатель ЗМЗ-4063) снизилась соответственно с 285 тыс. руб. до 275 тыс.
Цены на грузовые «Газели» семейства ГАЗ-3302 остались практически прежними. В то же время автофургоны ГАЗ-2752 «Соболь», спрос на которые по-прежнему высок, заметно подорожали. Так, цена 3-местного ГАЗ-2752 с заволжским двигателем ЗМЗ-4063 выросла с 245 тыс. руб. в сентябре до 255 тыс. в октябре, а 7-местного ГАЗ-2752 в комплектации 0414 (двигатель ЗМЗ-405) – соответственно с 275 тыс. руб. до 285 тыс. Прежней осталась цена на грузовик повышенной проходимости (в гражданском исполнении) ГАЗ-3308 «Садко» (на уровне 430 тыс. руб.).
Весьма внимательно отслеживают ценовую ситуацию на российском рынке грузовиков минчане и достаточно оперативно корректируют цены на свою продукцию. В частности, снижены цены на седельные тягачи, удовлетворяющие требованиям Euro-2. Если МАЗ-543203-220 (двигатель ЯМЗ-236БЕ2, 184 кВт) предлагался в сентябре за 775 тыс. руб., то в октябре его можно было приобрести (включая НДС) за 740 тыс. (снижение 4,4%), более мощный МАЗ-543205-20 (двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 243 кВт) – за 968 тыс. руб. (сентябрьская цена – 1 008,5 тыс., снижение 4%).
Следует заметить, что осеннее замедление, а на ряд моделей и снижение рыночных цен, не коснулись самосвальной техники. Рост цен на большинство марок и моделей самосвалов в ноябре текущего года составил 1–3%. Отдельные автомобили, пользующиеся устойчивым спросом, в том числе КамАЗ-55111, подорожали на 4–5%.
Одной из особенностей развития отечественного авторынка является быстрый рост выпуска автомобилей иностранных моделей в России. Их доля (включая легковые, грузовые и автобусы) в 2002 г. составляла немногим больше 1%, в 2003 г. – более 5%, а по итогам 9 месяцев текущего года – более 11% общего выпуска автомобилей в стране. По грузовой технике вклад производителей иностранных моделей в России пока мал (менее 1%), хотя число таких предприятий постоянно растёт и на рынке появляются новые марки.
В частности, в августе на заводе «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) в Новоуральске началась сборка индийских грузовиков ТАТА-407 (полная масса 5 300 кг, дизельный двигатель ТАТА 497 мощностью 75 л.с., Euro-2) и ТАТА-613 (полная масса 7 250 кг, дизель ТАТА 697 мощностью 130 л.с., Euro-2). До конца года планируется собрать 400 машин, затем довести ежегодный выпуск до 5 тыс. Другим новым производителем иностранных грузовиков в России стало ЗАО «Яровит Моторс» (Санкт-Петербург). Инвесторами этого проекта (оцениваемая стоимость $40 млн.) являются американская компания Elgin System и английская Trucks & Dumpers. Производство размещено на территории Ленинградского металлического завода.
Автомобили «Яровит» позиционируются как многоосные (колесная формула 6х6, 8х6 и 10х8) грузовики повышенной проходимости и грузоподъёмности (до 30 т и более), занимающие промежуточное положение между магистральными тягачами и карьерными самосвалами. На МИМС-2004 были показаны два самосвала: полноприводный трёхосный ЯРОВИТ-4443 (грузоподъёмность 28 600 кг) и ЯРОВИТ-4452 с колёсной формулой 8х6 (грузоподъёмность 36 700 кг). Компания намерена выпустить 50 машин в текущем году, выйти на мощность в 500 ед. в 2005 г. и до 1 800 машин к 2008 г.