Цены на рынке грузовой автотехники
К марту текущего года основные показатели отечественного рынка грузовых автомобилей, после значительного спада в начале года, постепенно восстановились. Ежемесячный объем продаж приблизился к соответствующему уровню прошлого года и превысил, по предварительным данным, 16 тысяч грузовиков (без учета импортных). Спрос на коммерческие автомобили несколько оживился, рыночные цены на них продолжали монотонно расти с темпом, близким к уровню инфляции в стране.
По мере освобождения заводских площадок, затоваренных не реализованной своевременно продукцией, большинству предприятий российского автопрома удалось восстановить прежний темп производства. Среднемесячный выпуск отечественных грузовых автомобилей сравнялся с объемом продаж. По мнению специалистов, ожидаемое весеннее улучшение конъюнктуры на российском рынке грузовых автомобилей будет способствовать росту производства. По оценке экспертов «АСМ-Холдинг», в текущем году можно ожидать дальнейшего роста выпуска российских грузовиков с темпом, не уступающим темпам 2003-2004 годов. Столь оптимистические выводы основываются преимущественно на заявленных планах основных заводов-изготовителей грузовой автотехники. В частности, ОАО «КАМАЗ» намеренно в 2005 году произвести 31500 большегрузных автомобилей (рост 12%), из числа которых около 25 тысяч автомобилей планируется реализовать на внутреннем рынке и до 6500 единиц поставить за рубеж. Рост экспорта при этом составит 3,1%. Лидер российского автопрома ОАО «ГАЗ» планирует в текущем году увеличить выпуск грузовых автомобилей на 8%. Таким образом, производство грузовиков марки «ГАЗ», с учетом выпуска автомобилей новым нижегородским предприятием – «Заводом автомобилей малых серий» может превысить 125 тысяч единиц.
В марте текущего года рыночные цены на отечественные грузовые автомобили по большинству марок, в том числе на «КамАЗы», «ЗИЛы» и «ГАЗы» выросли на 1-1,5%. Несколько медленнее росли цены на автомобили «АЗ «Урал» (0,5-0,7%). Цены на автотехнику РУП «МАЗ» колебались. Подорожание по большинству моделей Минского автомобильного завода составило лишь 0,3-0,5%. Некоторые автомобили, в том числе двухосные магистральные тягачи МАЗ-544008 (двигатель ЯМЗ-7511.10, Евро-2), МАЗ-5440089 (двигатель MAN-2866 LF25, Евро-3) даже незначительно подешевели.
Одной из причин роста цен на отечественные грузовые автомобили является проводимая заводами модернизация в связи с ожидаемым введением в стране стандарта «Евро-2». Несмотря на то, что время перехода на более жесткие экологические требования вновь сдвигается (как минимум до 1 сентября, поскольку установлен дополнительный шестимесячный срок со дня принятия Правительством РФ соответствующего постановления), предприятия российского автопрома фактически готовы к такому переходу. Ряд заводов, в том числе Камский автомобильный завод, АЗ «Урал», Минский автомобильный завод, судя по каталогу выпускаемой продукции, уже осуществили перевод всего модельного ряда, другие предприятия, в частности АМО «ЗИЛ», Горьковский автомобильный завод – пока частично. По оценке изготовителей, цена двигателя, удовлетворяющего требованиям нового стандарта, увеличивается на 15-20%. Цена автомобиля с модернизированным двигателем возрастает на 5-10%. Как правило, помимо нового двигателя устанавливается и другое новейшее оборудование. В частности, в комплектацию новых автомобилей может входить подрессоренная кабина, сидения на пневмоподвеске, тахограф, антиблокировочная система АВС, электронное управление тормозами полуприцепа и другие более совершенные узлы и системы. Поскольку сейчас в продажу поступают коммерческие автомобили, удовлетворяющие требованиям и «Евро-1» и «Евро-2» (по некоторым маркам и «Евро-3»), а новый стандарт пока не введен, рыночные цены не установились и колеблются. Часть дилеров вынуждена снижать, по возможности, цены на автомобили с двигателем «Евро-2» и разница между аналогичными грузовиками, удовлетворяющими требованиям действующего и нового стандарта, фактически не превышает 3-4%. Так, если бортовой автомобиль КамАЗ-53215 в комплектации 050-13 (двигатель КамАЗ-740.13, Евро-1) в Московском регионе можно приобрести за 902 тыс. руб., то грузовик в комплектации КамАЗ-53215-050-15 (двигатель 740.31, Евро-2) предлагается за 913 тыс. руб. Седельный тягач КамАЗ-54115-010-15 (двигатель Евро-2) обойдется на 15 тыс. руб. дороже (1,7%), чем КамАЗ-54115-010-13 (Евро-1). Малотоннажный автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок» в комплектации БЕ-011 (двигатель ММЗ-245.9, Евро-2) предлагался в марте за 348 тыс. руб., в то время как цена его аналога ЗИЛ-5301 ОА (Евро-1) составляла 340 тыс. руб. Более значительная разница в рыночных ценах автомобилей «Евро-1» и «Евро-2» отмечена по автотехнике РУП «МАЗ». Так седельный тягач МАЗ-543203-220 (двигатель ЯМЗ-236БЕ2, Евро-2) был дороже автомобиля МАЗ-543203-2120 (ЯМЗ-236БЕ, Евро-1) на 17 тыс. руб. (2,5%), а двухосный самосвал МАЗ-555102-220 (двигатель ЯМЗ-236НЕ2, Евро-2) дороже автомобиля МАЗ-555102-2120 (ЯМЗ-236НЕ, Евро-1) на 19 тыс. руб. (3,2%).
Что касается цен на грузовые автомобили зарубежных стран, то они оставались достаточно стабильными. Этому способствует ряд факторов, в том числе формы платежа за приобретенный грузовик, поскольку преобладающими стали продажи в кредит и по лизингу. Существенно изменилось соотношение продаж новых и подержанных импортируемых грузовых автомобилей. Так по оценке шведской фирмы Volvo Trucks, весьма внимательно отслеживающей российский автомобильный рынок, продажи новых импортных автомобилей полной массой свыше 12 т выросли, по итогам 2004 года, более чем в 1,5 раза, в то время как продажи подержанных грузовиков сократились на треть. Всего в стране было продано свыше 64 тысяч большегрузов. При этом на долю импорта грузовиков (новых и подержанных) приходится более 38% (рис. 1). Стать лидером в продажах импортных автомобилей в России фирме «Вольво» помогла активная, хорошо продуманная маркетинговая политика. В частности, ее отделение ЗАО «Вольво Восток» оказывает отечественному покупателю комплексную поддержку, включающую в себя как финансовую, так и техническую помощь. Этому способствует достаточно широкая сеть станций технического обслуживания, насчитывающая к настоящему времени 23 СТО, расположенных как в центральном регионе, так и на периферии страны.
В идущей в стране дискуссии о путях развития российского автопрома внимание общественности привлекли предложения компании «АСМ-Холдинг», специализирующейся на анализе отечественного автомобильного рынка. В частности, рассматривая различные варианты на среднесрочную перспективу, эксперты компании полагают возможным развитие отечественной автомобильной промышленности по оптимистическому сценарию. Для этого необходимо выработать и реализовать ряд административных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития отечественных, а также совместных предприятий. К числу таких мер относится: стимулирование инвестиционных проектов, прежде всего по производству комплектующих изделий; рациональная таможенная политика; введение нетарифных мер по ограничению ввоза иномарок, в том числе установление квот на ввоз в страну новых и подержанных автомобилей; контроль за ростом цен и тарифов на продукцию и услуги монополий и смежных отраслей, в том числе металлургии.
Корректива существующего в стране нормативно-правового поля, на наш взгляд, могла бы оказать заметное влияние на дальнейшее развитие отечественного автомобильного рынка. Однако этот подход находит как сторонников, так и многочисленных противников, в том числе в правительственных кругах.