На рынке грузовой автотехники (анализ цен на рынке – октябрь 2004)
Наметившееся оживление на рынке грузовой автотехники в октябре сохранилось. Этому способствовал ряд причин. Помимо сезонного фактора – осеннего повышения деловой активности, позитивное воздействие оказывает благоприятная макроэкономическая ситуация в стране. Так, рост промышленного производства по итогам I полугодия составил 7% (годовой прогноз 7,1%), экспорт увеличился на 23,2%, импорт – на 24,7%. Подъём отмечен не только в сырьевых отраслях, но и в машиностроении, строительстве. По оценке Мин-экономразвития, объём вложений в основной капитал отечественных предприятий в текущем году возрастёт на 11,5%.
Кроме того, повышенный спрос на грузовые автомобили, по мнению экспертов, связан с ускорением процесса замены устаревшей автотехники. Обновлению парка способствует успешное внедрение новых форм оплаты, в том числе лизинг, кредит, рассрочка платежей. Насущную необходимость обновления автопарка подтверждает и статистика. По данным ГИБДД РФ, за последние 5 лет парк грузовых автомобилей вырос с 4,339 млн. до 4,613 млн. ед. (прирост 6,3%). При этом число автотранспортных средств со сроком эксплуатации до 5 лет осталось на уровне 14%, а со сроком от 5 до 10 лет сократилась с 35 до 28%, в то же время доля устаревшей автотехники (более 10 лет эксплуатации) возросла с 51 до 58%.
Лизинговые сделки по грузовой технике, получившие широкое распространение за рубежом, все чаще заключаются и в России. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в 2003 г. число договоров лизинга по грузовым автомобилям выросло по сравнению с предыдущим годом на 86%, а по дорожно-строительной технике – в 3 раза. Условия предоставления автотранспортных средств в лизинг сейчас сводятся к следующему: срок сделки у различных компаний колеблется от 1,5 до 5 лет, авансовый платеж – от 15 до 35% цены автомобиля, стоимость финансирования сделки – от 7 до 12% годовых (в долларах США).
Наиболее активно лизингом пользуются международные автоперевозчики. По данным АСМАП, более 46% магистральных тягачей приобретается в лизинг. Наиболее быстро растёт число лизингополучателей среди предприятий топливно-энергетического комплекса, крупных и средних строительных фирм, городских муниципальных предприятий, автотранспортных компаний. Крупные производители автотехники, как отечественные, так и зарубежные, активно присутствующие на российском рынке, пользуются не только услугами специализированных лизинговых компаний, но и создают собственные лизинговые подразделения. Так, департамент лизинга ОАО «КАМАЗ» за 8 месяцев текущего года реализовал по лизингу 1 415 ед. техники, что составляет около 10% продаж на российском рынке. При этом на переданные в лизинг грузовики приходится 63%, на прицепную технику – более 25%, на автобусы – более 10%.
Что касается динамики цен на грузовую технику, то в октябре их рост продолжался фактически с тем же темпом, что и в предыдущем месяце. Быстрее дорожали автотранспортные средства ОАО «КАМАЗ». Темп роста рыночных цен на них по большинству моделей составил 1,5–3%. Медленнее (1–2%) росли цены на грузовые автомобили АМО ЗИЛ, ОАО «ГАЗ». Незначительно (0,5–1%) подорожали «Уралы» повышенной проходимости, а также фургоны и пикапы особо малой грузоподъёмности УАЗ и ИЖ. Прирост рыночных цен по автотранспортным средствам Минского автомобильного завода составил 1,5–2,5%, а Кременчугского автозавода 0,5–1,0%.
Неоспоримым является тот факт, что модернизация автомобиля, в том числе связанная с установкой двигателей Euro-2, ведет к удорожанию автотранспортного средства. По словам генерального директора АО «Автодизель» А. Петрова, стоимость двигателей Euro-1 на 30% выше стоимости двигателей Euro-0, а Euro-2, в свою очередь, дороже Euro-1 на 15–20%. Вместе с тем, действующее законодательство не побуждает потребителя приобретать экологически чистую технику. Поэтому потребитель стремится купить, что дешевле, поскольку никаких преимуществ, кроме разве что незначительной экономии топлива, не получает. В свою очередь дилер манипулирует ценой с тем, чтобы наиболее выгодно и быстро реализовать автотехнику.
В итоге складывается любопытная ситуация, когда автомобили в разной комплектации (Euro-1 или Euro-2) не отличаются рыночной ценой. Так, седельный тягач КамАЗ-54115N в комплектации «010-13» (двигатель КамАЗ-740.13, 260 л.с., Euro-1) и в комплектации «010-15» (двигатель КамАЗ-740.31, 240 л.с., Euro-2) продавцами предлагаются по одной цене (794 тыс. руб.). Аналогичная ситуация с самосвалом КамАЗ-55111С: и с двигателем Euro-1 и Euro-2 рыночная цена одна и та же (878 тыс. руб.).
Разнообразнее стала комплектация автофургонов «Газель» и «Соболь». Дешевле цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 «Газель» можно приобрести с ульяновским двигателем УМЗ-4512.10 мощностью 96 л.с. Цена в Нижнем Новгороде на уровне 265 тыс. руб. Трёхместный фургон ГАЗ-2705-0415 с инжекторным двигателем Заволжского завода ЗМЗ-40522.10 мощностью 152 л.с. стоит на 5 тыс. руб. больше, а семиместный ГАЗ-2705-0535 дороже на 20 тыс. руб. Цена фургона ГАЗ-2705-0121 с дизелем ГАЗ-560 держится на уровне 355 тыс. руб. Полноприводные ГАЗ-27057-0014 (трёхместный) и ГАЗ-27057-0034 (семиместный) выпускаются по-прежнему с ЗМЗ-4063. Их цена находится в интервале 290–305 тыс. руб. Автофургоны ГАЗ-2752 «Соболь» комплектуются либо инжекторным двигателем ЗМЗ-405, либо карбюраторным ЗМЗ-4063. Разница в рыночной цене составляет около 15 тыс. руб.
В текущем году наблюдается рост продаж не только отечественных, но и импортных грузовых автомобилей. По данным Государственного таможенного комитета, в I полугодии импорт только грузовиков полной массой более 20 т (включая седельные тягачи, предназначенные для работы в автопоезде с такой полной массой) составил около 1 600 ед. Это вдвое больше, чем за тот же период прошлого года (по данным ГТК 775 ед.). Ввоз подержанных большегрузов увеличился более чем на 60% и составил около 8 тыс.
По продажам на российском рынке новых тяжелых грузовиков лидирует по-прежнему «Скания» (34%), затем следуют «Вольво» (19%), «ИВЕКО» (15%), «МАН» (13%). Доли «Рено», «ДАФ», «Татра» вместе взятые не превышают 5%. По продажам подержанных большегрузов лидирует «Вольво» (19%), затем идут «МАН» (15%), «Скания» (13%). Американские седельные тягачи «Интернэшнл» опередили по продажам подержанных автомобилей ведущие европейские фирмы, в том числе «ИВЕКО», «Мерседес-Бенц», «Рено», «ДАФ». Доля заокеанских подержанных машин составила более 10% импорта.