Опубликовано: ГП 01-2008

Дефекты прицепов

А. Трохачёв

Написано пером...

В процессе эксплуатации отечественного прицепного состава проблемы нередко возникают там, где их не ждешь. Часто перевозчики вынуждены преодолевать трудности в одиночку. Но есть и примеры другого свойства. Так, завод «Тонар» устраняет собственные просчеты, руководствуясь отзывами транспортников.

Написано пером...

Во время моей учебы на факультете журналистики наш военный руководитель любил блистать «крылатыми» выражениями. Одно из них применительно к Общевоинским уставам Вооруженных Сил звучало из его уст так: «И запомните: Устав писали не какие-нибудь там Пушкин и Лермонтов, а умные люди!» cуть назидания сводилась к тому, что литературное произведение напишет кто угодно, а вот воинский устав совершенствовать ни к чему – он выверен от и до и его надо лишь соблюдать. Тогда, дескать, и проблем не будет. Понятно, что руководство по эксплуатации прицепного состава – не устав, но и его пункты желательно выполнять себе же во благо.

Но как выполнять, если ни технического описания, ни руководства по эксплуатации большинство водителей в глаза не видели. А если и видели, то не читали. Ведь не секрет, что полученная с новым полуприцепом техническая документация, как правило, остается в кабинете начальства и до тех, кто за рулем, не доходит. А когда и доходит, она снова не востребована, пылится в «бардачке» на всякий случай – пока прицеп не сломается.

Многие перевозчики сталкиваются с тем, что при покупке подержанного прицепного состава с рук им не достается руководство по эксплуатации. Как правило, оно либо утеряно, либо оставлено для собственных нужд. В итоге покупатель остается без важной информации от производителя. Не зная некоторых особенностей конструкции полуприцепа и режимов эксплуатации, рано или поздно он сталкивается с неисправностями или проблемами, делающими использование изделия неэффективным или вообще невозможным. Хорошо, если модель прицепа или полуприцепа не очень старая: в этом случае техническую литературу можно приобрести в специализированном сервисном центре или книжном магазине. В редких случаях искомую информацию можно добыть у коллег-перевозчиков, но на это нужно потратить какое-то время. Гораздо проще решается задача поиска данных по моделям прицепов, находящимся в производстве. Тогда любой перевозчик вправе обратиться непосредственно на завод по телефону, факсу или электронной почте с просьбой выслать техническое описание и руководство по эксплуатации на электронный адрес. В этом случае рассылка осуществляется бесплатно. А на предприятии транспортники сами могут распечатать необходимое количество копий. Такая практика, например, есть на заводе «Тонар». По крайней мере, технический директор предприятия Юрий Ванштейн не раз высылал заказчикам запрашиваемую информацию по самосвальному полуприцепу «Тонар-95231», рефрижератору модели 9746 и другим изделиям.

Но встречаются и курьезные ситуации. В одном из транспортных предприятий Подмосковья двух водителей оштрафовали за то, что передние светодиодные фонари на их полуприцепах горели голубым светом. Директор автохозяйства взмолился и отправил на завод депешу с просьбой помочь, а то ведь на всех гаишников денег не напасешься... Завод выслал по указанному покупателем адресу сертификат соответствия на светоотражающие фонари. Чему-чему, а бумажке у нас до сих пор верят больше, чем человеку...

Работа над ошибками

Опыт общения с перевозчиками показывает, что с прицепным составом головной боли у них порой больше, чем с грузовыми автомобилями. Особенно если речь идет не об импортных, а об отечественных изделиях. И проблемы эти настолько разные, что их решение требует не только времени, но упорства, знаний и выдержки. На практике большинство транспортников устраняют возникающие неисправности собственными силами. Так проще и в плане экономии времени, и с точки зрения сохранения нервов. Ремонт полуприцепов и прицепов по гарантии – дело хлопотное и часто неблагодарное.

Ни для кого не секрет, что идеальной техники не бывает. В ряде случаев перевозчику требуется решить какие-то серьезные проблемы, и тогда он вынужден обращаться к специалистам завода-изготовителя. И если это сотрудники «Тонара», то они не оставляют письменную или устную заявку без внимания. И когда отзывы с мест подтверждаются, спустя определенное время производитель вносит изменения в конструкцию своих прицепов и полуприцепов. Скажем, стали поступать жалобы на выскакивание пневмотрубок из фитингов на полуприцепах 2006 года. Инженеры изучили проблему, и в технические требования чертежа пневмосистемы ввели обязательную проверку надежности соединения.

Поступила как-то и такая претензия: при движении полуприцепа болты стопоров контейнера, не находящиеся с ним в зацеплении, свободно шатаются. При этом резьба болтов разбивается о корпус стопора и в результате приходит в негодность. Специалисты решили и эту задачу. А не обратись перевозчики на завод, быть может, и по сей день на маршрут выпускали бы контейнеровозы с таким дефектом.

Однако чаще всего обращения по усовершенствованию прицепного состава носят конструктивный характер. Например, из регионов неоднократно поступало предложение не приваривать шайбу на разжимной вал, а сделать его съемным. «Тонаровцы» учли пожелание, и с февраля 2007 года внедрили в производство оси со съемным разжимным кулаком.

Но не все обращения, что называется, по делу. Представитель одной из транспортных компаний очень эмоционально отозвался о трубках, которые выскочили из фитингов на пневморессорах. Правда, он пояснил, что при повторном монтаже они закрепились как следует. При разбирательстве причин неполадки выяснилось, что водитель сам виноват: не вставил до конца трубку в цанговый зажим фитинга и тем самым создал прецедент. Поэтому при монтаже, ремонте и обслуживании прицепного состава нужно быть предельно внимательным и аккуратным.

Сами себе Кулибины

Российские дороги неизбежно накладывают отпечаток на эксплуатацию прицепного состава. Об этом можно судить как по характеру обращений перевозчиков на завод с просьбой внести изменения в конструкцию, так и по тому, что нам встречается в транспортном потоке. Сегодня можно часто увидеть доработанный или переделанный полуприцеп (кустарным или заводским способом – не важно).

О чем же просят перевозчики? О чем угодно. Например, на полуприцепах-контейнеровозах они просили переместить бампер на 200 мм вперед. Не дожидаясь действий завода, многие выполнили эту операцию самостоятельно, так сказать, с минимальными затратами. Но проблема оказалась настолько актуальной, что «Тонар» пошел навстречу чаяниям покупателей и сместил вперед клин крепления бампера. Аналогичная ситуация была и с универсальным полуприцепом, на котором корзина «запаски» цеплялась за асфальт на «горбатых» железнодорожных переездах. Перенос кронштейна корзины запасного колеса в заднюю часть рамы полуприцепа позволил забыть об этой проблеме. Но некоторые нетерпеливые дальнобойщики решили проблему своими силами.

Такой же принцип многие исповедуют при заделке образовавшихся трещин на раме, укреплении петель откидного борта на самосвальных полуприцепах и решении ряда других проблем. Но что бы ни делал изобретательный перевозчик, в первую очередь ему не мешало бы вспомнить о том, сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать. Ведь дешевый ремонт – еще не значит качественный.



Комментировать ... >>