Опубликовано: ГП 07-2005

Пассажирский «КомТранс»
Мне­ния участников шестого «Ком­Транса»

А. Трохачёв, фото С. Уколова

В Москве в шестой раз прошла выставка «Коммерческий транспорт». На этот раз вопреки традиции ее приютило не Ходынское поле, а выставочный комплекс «Крокус Экспо». Впервые она прошла автономно, без привязки к форуму «Строительная техника и технологии». По числу участников и показанной технике она стала самой представительной за все время существования. На редкость широким и разнообразным в этом году оказался спектр представленных автобусов. Пожалуй, именно эти машины и вызывали у специалистов наибольший интерес, о них мы и хотим поговорить подробнее.

Лучше или хуже? Этот вопрос применительно к выставке не просто витал в воздухе – его задавали друг другу и участники, и посетители, и журналисты. С одной стороны, форум выиграл от «развода» с «СТТ» и стал узко специализированным. С другой стороны, он потерял часть прежних посетителей, но, несомненно, обрел новых. На Ходынском поле открытая экспозиция располагалась более просторно, а в «Крокус Экспо» ютилась уж больно скученно. Более того, некоторую технику участники даже не смогли выставить для демонстрации – не хватило места. Если раньше под сводами разборных шатров располагались продавцы запчастей, ГСМ и комплектующих, то теперь под стационарными сводами выставочного комплекса «бросили якорь» производители грузовиков и автобусов. Как ни крути, Ходынка расположена в черте города, и добраться до нее проще, чем за МКАД, к комплексу «Крокус Экспо». В общем, мнения после переезда «КомТранса» на новую площадку разделились.

Президент ООО «ЕвоБус Русслэнд» Клаус Бернхардт:

«В целом можно констатировать оживление российского рынка, но по-настоящему это можно будет оценить только в конце года. У нас есть хорошие шансы расширить сегмент рынка, который мы сейчас занимаем. И предварительные данные говорят о положительной динамике. Если не касаться конкретных цифр, то могу с уверенностью сказать, что в этом году мы продадим автобусов больше, чем в прошлом. Рынок пассажироперевозок развивается, и мы стараемся не отставать от него. Что касается выставки, то ее результатами мы довольны».

Насколько удачным форум оказался для участников, многие из них будут судить по итогам продаж. Однако некоторые бизнесмены сочли возможным высказать свое мнение еще в дни работы выставки. Цыплят принято по осени считать, но часть экспонентов «КомТранса» уже сейчас готова подписаться не только под заявлением об оживлении рынка, но и об увеличении объемов продаж. И если руководители не называют конкретных цифр, то скорее из суеверия (боятся сглазить), а не от незнания или неуверенности в собственных силах.

Так вышло, что техника демонстрировалась вразброс – и на открытой площадке, и в крытом павильоне. Что поделать, «КомТранс» еще растет, а убедить всех выставляться скопом по тематической принадлежности не так-то просто. Зато предпосылки к укрупнению раздела пассажирского транспорта есть, и главная из них – оживление рынка.

ПАЗ 32XX

Достаточно вспомнить появление новых моделей китайских марок Yutong и Golden Dragon, первую поставку адаптированных для России турецких автобусов TemSA Opalin 9 и успехи компании Hyundai. А еще в 2005 году началось производство 18-местных Mercedes-Benz Sprinter в подмосковной Коломне, и сборочный завод «Скания-Питер» освоил междугородный лайнер Scania OmniLine. До нынешнего года продажи новых автобусов иностранного производства были скромны, чего не скажешь о продукции отечественных предприятий. Например, заводы компании «Русские автобусы» в 2004 году увеличили продажи своей техники по сравнению с 2003 годом на 10% – до 16 138 единиц и подняли продажи за тот же период на 16% – до 11,3 млрд. рублей. На этом фоне автобусная экспозиция «КомТранса» могла быть богаче, о чем говорили и сами участники.

Вице-президент ООО «ЕвоБус Русслэнд» по продажам Владимир Коробейников:

«Прежде всего хочу отметить высокий уровень организации выставки, сделавшей большой шаг по сравнению с предыдущими форумами. Возможно, для продавцов грузовой техники проблемой стало отсутствие строительных машин. Но для тех, кто занимается пассажирским транспортом, это плюс. Выставка стала более специализированной и точной по своей направленности.

Golden Dragon

Практически все конкуренты нашей компании представили свою продукцию, жаль, что не участвуют такие бренды, как МАЗ, ЛАЗ. Даже «Русские автобусы» представили только КАвЗ. А хотелось бы увидеть технику российских заводов, сделанную на импортном шасси. Большинство пришедших на стенд «ЕвоБус Русслэнд» и заинтересованных в покупке немецких автобусов, говорят и о том, что рынок созрел для приобретения продукции самого высокого качества».

В этом году ООО «ЕвоБус Русслэнд» представило комфортабельные туристические лайнеры Setra S 415 GT-HD, Mecedes-Benz Tourismo и 18-местный Sprinter 413 CDI, получивший во время форума одобрение типа транспортного средства. Уместно вспомнить, что три новых автобуса Setra были ввезены в нашу страну в ноябре прошлого года и переданы представителю ООО «Волготрансгаз» в Москве. А нынешней весной Setra ComfortClass 400 стал победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Лучший зарубежный автобус». Кстати, Setra получила приз «Лучший зарубежный автобус года в России». Это, действительно, очень хорошая машина для больших туристических компаний, крупных корпораций и федеральных структур. Машина не дешевая, но интерес к ней вызван, с одной стороны, отсутствием реальной адекватной альтернативы. А с другой – он обусловлен хорошими финансовыми условиями. В этом году «ЕвоБус Русслэнд» предлагает лизинговые схемы уже не только через зарубежных, но и через отечественных партнеров.

ГАЗ-3310 «Валдай»

Второй по рангу, но не по спросу автобус в экспозиции – Mercedes-Benz Tourismo. Он интересен тем, что для российских покупателей в этом году стоит дешевле, чем в прошлом. Цена 275 тыс. евро – это специальная акция «ЕвоБус Русслэнд», связанная с тем, что все расходы по таможенному оформлению компания взяла на себя. Предложение распространяется только на 50 машин. Автобус зарекомендовал себя надежным и эффективным в эксплуатации, и при хороших условиях лизинга можно рассчитывать на успешные продажи. Много таких машин работает не только в Европе, но и на российском рынке, так что они востребованы.

Третий хит стенда «ЕвоБус Русслэнд» – Mercedes-Benz Sprinter коломенской сборки. Это альтернатива маршрутным такси, активно работающим на российском рынке сегодня. Он отвечает всем европейским требованиям безопасности и обладает большим ресурсом. До этой версии в России было много различных переделок на базе Sprinter, собранных на свой страх и риск. На этот раз компания удовлетворила запросы клиентов, которые, образно говоря, сами пришли к этой машине.

На выставке не был представлен один потенциальный хит российского рынка – пригородный вариант Mercedes-Benz Connecto U с небольшими багажными отделениями и полками внутри салона. Собираемый в Турции он хорошо известен в Европе и работает практически во всех странах Старого Света. Покупатели очень заинтересованы в этой машине.

Volkswagen LT-46 «Межгород» от «Самотлор-НН»

Директор ООО «Юта» по транспорту Томас Штукин:

«Наша компания является официальным дилером Yutong. И как руководитель транспортной фирмы, я изначально не хотел связываться с подержанной техникой: она может несколько лет служить безотказно, а может подвести в первом же рейсе. Поэтому ставку сразу сделал на новые Yutong ZK 6118HA с двигателем Cummins. Поскольку в моторе нет насос-форсунок, а стоят ТНВД, проблем из-за некачественного топлива не возникало. За два года пробег машин составил более 100 тыс. км, и никаких серьезных неисправностей за это время не случилось. Европейские автобусы стоят очень дорого, да и собираемые в нашей стране из импортных узлов и агрегатов дешевыми не назовешь. Например, городская Scania OmniLink питерской сборки дороже люксовой версии Yutong на 25 тыс. евро. И, глядя на представленные на выставке марки, я в очередной раз убедился, что мы сделали правильный выбор».

Компания «Сторк», представляющая в России марку Yutong, разделила экспозицию на две части: уличную и павильонную. Гвоздем экспозиции стал новейший туристический лайнер Yutong ZK 6129H. Его кузов спроектирован совместно с компанией MAN, а в качестве силового агрегата используется 300-сильный 6-цилиндровый турбонаддувный дизель Cummins. За 140 тыс. евро в китайском автобусе есть всё: туалет, видеосистема, мини-бар.

Mercedes-Benz Tourismo

К тому же он адаптирован к российскому рынку. В свое время наши специалисты поехали в город Джиньджоу, расположенный между Пекином и Шанхаем. Несколько месяцев жили на заводе и адаптировали машины для жестких условий эксплуатации. Например, китайцы не использовали на своих машинах стеклопакеты, поскольку они курят прямо в салоне. Русские версии получили «глухое» остекление. Китайскую подвеску полностью заменили немецкой, с воздушной системой Wabco, подушками Contitech, сцеплением Sachs. Вместо неизвестных шин местного производства установили престижный Michelin, галогенные лампы заменили ксеноновыми. В салоне появились немецкие сиденья Vogel и туалет с накопителем, а водитель получил кресло с вибромассажером на пневмоподвеске. При этом никто не задавался целью делать из лайнера Volvo, Scania или что-то подобное. Ни для кого не секрет, что китайский автобус интересен своей более лояльной ценой.

Еще две модели Yutong демонстрировались на открытой площадке. Из всего возможного модельного ряда представители компании «Сторк» не успели привезти только 30-местную версию популярного сейчас миди-класса. А несколько таких машин уже бегает по Санкт-Петербургу. Первая партия распродана, вторую просто не успели привезти. Пока фирма предлагает 5 базовых моделей китайского производства, хотя уже сейчас ясно, что стандартной продукцией дело не ограничится – некоторые клиенты хотят получить спальные автобусы с плацкартами для ночных экспрессов.

Экспозиция Yutong

А как же сервис, спросите вы. Первая фирменная СТО уже открыта в Санкт-Петербурге, где работает более 30 машин Yutong. В перспективе в регионе, где будут эксплуатироваться эти автобусы, и откроются станции техобслуживания. Сейчас в Москве, на МКАД, открывается фирменный сервис-центр. А что касается запчастей, то многие представители евротрак-центров готовы подписать договоры на поставку запчастей и обслуживание подвески и двигателей. При этом гарантийные обязательства производителя – те же, как у большинства их коллег: 1 год или 80 тыс. км пробега. Кстати, китайские машины сертифицированы и прошли одобрение типа транспортного средства Росстандарта.

Большой на этом форуме могла быть экспозиция компании «Русские автобусы». По заявлению ее представителей, в 2005 году планируется увеличить оборот на 25,6% – до 500 млн. долларов. Однако, по словам генерального директора фирмы Сергея Занозина, бизнес-планом предусмотрено производство 15 781 автобуса, что на 2,2% меньше фактически произведенного объема в прошлом году. Непосредственные участники выставки оказались скупы на комментарии, и пришлось довольствоваться самостоятельным знакомством с новинками.

Новинки – это автобусы малого класса на шасси ГАЗ-3310 «Валдай». Один из них, ПАЗ-32ХХ (ХХ – потому что индекс еще не закреплен) рассчитан на 23 посадочных места при общей пассажировместимости 37 человек. Высота салона составляет 1,98 м, так что стоять можно, не сгибаясь.

Scania OmniLink

Машина комплектуется 90-сильным минским дизелем Д-245.7 Euro 1, обеспечивающим контрольный расход топлива 15 л/100 км при скорости 60 км/ч. Вторая премьера – КАВЗ-32ХХ, оснащен таким же двигателем и практически c такой же вместимостью – 24 места для сидения при 34 общих. По мнению создателей, обе версии предназначены для эксплуатации в городских условиях и будут интересны как крупным муниципальным транспортным предприятиям, так и коммерческим перевозчикам.

Одной моделью ограничило свое представительство в форуме АО «Irisbus-Karosa». На всеобщее обозрение был выставлен 12-метровый междугородный Axer, поставки которого в Россию начались в прошлом году.

Автобус оснащен 310-сильным дизельным двигателем Iveco Euro 3. К услугам пассажиров – 53 кресла с высокими спинками и багажное отделение объемом 6,5 м3. Машина оснащена дисковыми тормозами всех колес с системами ABS и ASR фирмы Wabco, а также электромагнитным тормозом-замедлителем Telma F2400. Любопытную разработку показала нижегородская промышленная группа «Самотлор-НН». На суд специалистов и зрителей был представлен новый междугородный автобус «Московия», изготовленный в начале года в экспериментальном цехе ЗАО НПП «Семар». При длине 8 м он комплектуется турбонаддувным дизелем ТАТА Euro 2 мощностью 129 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Mercedes-Benz Sprinter

«Коротышка» рассчитан на 29 посадочных мест и способен развивать до 110 км/ч. Заявленная стоимость машины – 30 тыс. долларов. Вслед за моделью для пригородного и междугородного сообщения создана и туристическая версия «Керженец».

Генеральный директор ООО «Сторк» Олег Куковкин:

«В целом выставкой мы довольны. Немного расстраивает, что не очень широк ассортимент именно автобусов: одна корейская марка, две китайские и немецкие, пара российских – в общем-то, маловато. По моему мнению, пассажирский транспорт недостаточно широко представлен. Мы подготовили линейку из четырех разных моделей автобусов, кто-то – по одной, а хотелось бы видеть больше, хотя бы для сравнения. Но здесь мы нашли новых потенциальных клиентов на продукцию марки Yutong. По России ходит много автобусов модели ZK 6118НА на междугородных и международных маршрутах, но на выставке особенно большой интерес был проявлен к новому «туристу» категории «люкс» ZK 6129Н. С его помощью мы рассчитываем улучшить статистику продаж».

Автобус малого класса «Волжанин-3290» для работы на городских и пригородных маршрутах показало предприятие из г. Волжского Волгоградской области. Этот «извозчик» с оптимальным числом посадочных мест комплектуется моторами Euro 2 или Euro 3, имеет 10-летнюю гарантию от сквозной коррозии кузова.

На муниципальных линиях он может составить конкуренцию «Газелям» и «Богданам», а за городом потягаться и с ПАЗами. Что ж, конкуренция в транспортной сфере среди отечественных производителей только приветствуется.

Завсегдатай выставки – компания «Хёндэ-Комтранс» выкатила на открытую площадку хорошо известные модели County и AeroExpress. «Скания-Питер» отметилась городским Scania OmniLink. «ЮК-Авто» тоже не блеснул новинками. А среди других участников пассажирские версии представили Iveco, Volkswagen и Ford. Вот собственно, и вся автобусная рать. Больше, чем прежде, но меньше, чем могло быть.

Говорят, прогнозы – дело неблагодарное. Но сами производители автобусов и их торговые представители активно обсуждают перспективы узкоспециализированных выставок. Такие форумы, как «Московский международный автосалон» и MIMS их уже не очень-то устраивают в силу огромного количества зевак и слишком широкой тематики с «легковым» уклоном. Альтернативой им вдобавок к весеннему «КомТрансу» могут стать осенние – «Международный транспортный форум» на ВВЦ и «Коммерческая техника» в «Крокус Экспо».

Комментировать ... >>