Цены на рынке грузовой автотехники (анализ цен на рынке – апрель 2004 года)
В апреле текущего года рынок грузовиков продолжал оставаться достаточно оживленным. При этом незначительный рост объемов продаж сопровождался заметным подорожанием автотранспортных средств. Этому способствовало не только сезонное повышение спроса в весенний период, но и очередной рост отпускных (заводских) цен на грузовые автомобили. Так, большегрузы ОАО «КАМАЗ» подорожали в зависимости от модели на 3–5%, малотоннажники ОАО «ГАЗ» на 2–4%, АО «ИЖМАШ-Авто» – на 4,2%. Уровень рыночных цен поднялся также в связи с распродажей остатков предыдущего года, реализуемых, как правило, с заметной скидкой.
Что касается роста заводских цен, то основной причиной подорожания отечественных автомобилей, по оценке самих автопроизводителей, является значительное увеличение затрат на сырье, в частности, на металл. Так, в I квартале текущего года металлурги подняли отпускные цены на 20–50% в зависимости от сортамента. С 1 апреля цены на металлоизделия возросли снова (на 10–25%).
Систематическое повышение цен на металл наблюдается со второй половины 2002 г. При этом их рост превышает оцениваемый Госкомстатом РФ уровень инфляции. Так, если в 2002 г. инфляция составила 16%, то цены на металлопродукцию выросли почти на 30%. В 2003 г. при уровне инфляции 12% рост цен на металл превысил 20%. Поскольку затраты на металлопродукцию составляют треть стоимости автомобиля (по словам президента «Объединения автопроизводителей России» Е. Левичева 30–35%), рост цен на материалы и комплектующие тотчас сказывается на отпускной цене.
В целом в апреле текущего года рыночные цены на грузовики по большинству марок выросли на 1–3%. Быстрее росли цены на автомобили ОАО «КАМАЗ» (на 3–5%). Медленнее дорожали автотранспортные средства ОАО «ГАЗ» и АМО ЗИЛ (0,5–1,5%). Повышение рыночных цен на автотехнику Уральского автозавода в апреле составило в зависимости от модели 0,2–0,8%. Заметно подорожали грузовики РУП «МАЗ». Цены на них подросли на 1,5–3%. Цены на автомобили Кременчугского автозавода увеличились на 0,5–1,5%.
Предприятия российского автопрома, совершенствуя формы сбыта, предпринимают попытки использовать новые для отечественного рынка формы торговли, в частности, достаточно широко распространенную за рубежом схему trade-in, предусматривающую обмен старых машин на новые. Московский АМО ЗИЛ с 15 марта по 30 апреля реализовал программу продажи новых грузовиков взамен на подержанные с соответствующей доплатой. Столичный завод стал первым российским предприятием, использующим такую схему при реализации грузовых и специальных автомобилей.
В апреле более заметной стала разница в ценах на грузовые автомобили выпуска текущего года и предыдущего с «нулевым» пробегом. По большинству марок и моделей грузовики выпуска 2003 г. дешевле тех же автомобилей производства 2004 г. на 8–10%. Так, если бортовой УАЗ-3303 выпуска нынешнего года в Москве официальным дилером предлагается по цене 166 тыс. руб., то аналогичный автомобиль прошлого года можно приобрести за 149 тыс., а для малотоннажника ЗИЛ-5301 АО «Бычок» эти цены составляют соответственно 298 и 280 тыс. руб.
К новинкам отечественной автотехники, которые могут появиться на рынке в ближайшее время, следует отнести автомобиль средней грузоподъемности ГАЗ-3310 «Валдай», а также полноприводные малотоннажники УАЗ-2360 и пикап ВИС-2348.
Серийный выпуск ГАЗ-3310 «Валдай», впервые показанного на автосалоне в Москве в 1999 г., предполагается начать в июле текущего года. Новый бортовой автомобиль полной массой 7 400 кг и грузоподъемностью 3 750 кг оснащен минским дизелем ММЗ Д-245.7 с турбонаддувом и интеркулером (90 кВт, Euro-2). На заказ могут устанавливаться импортные дизели IVECO, более экологичные, но и более дорогие. Ожидается, что «Валдай» своевременно пополнит гамму городских развозных грузовиков и сможет успешно конкурировать как с московским ЗИЛ-5301 «Бычок», так и минским МАЗ-437040. Ориентировочная цена нового нижегородского грузовика с бортовой платформой – 315 тыс. руб. При такой цене ГАЗ-3310 попадает в группу автомобилей с низкой удельной ценой.
В марте с конвейера Ульяновского автозавода сошли первые два УАЗ-2360 (грузоподъемность 800 кг, двигатель ЗМЗ-409.10 мощностью 136,7 л.с., Euro-2). До конца года планируется выпустить 3,5 тыс. этих мини-грузовиков, призванных заменить устаревший УАЗ-3303. Предполагаемая отпускная цена УАЗ-2360 может составить 300 тыс. руб. и, видимо, затруднит его сбыт. К настоящему времени самый дорогой, серийно выпускаемый грузовой УАЗ-33036 (тент, комплектация «люкс») можно приобрести всего за 187,5 тыс. руб.
Поступление в продажу полноприводного пикапа ВИС-2348 ожидается в середине нынешнего года. Он фактически заменит выпускаемый сейчас ВИС-2346, производство которого остановлено в связи с прекращением выпуска «Нивы» и различных моделей на ее базе. Пикап (фургон с легкоустанавливаемой крышкой) ВИС-2348 полной массой 1 950 кг и грузоподъемностью 490 кг представляет собой полурамную конструкцию с кузовом от «Самары-2», «нивовскими» силовым агрегатом и ходовой частью (двигатель ВАЗ-21214.10 мощностью 60 кВт). Полноприводный комфортабельный легкий развозной грузовичок, по оценке заводских специалистов, востребован как в городских условиях, так и в сельской местности. Ориентировочная цена нового пикапа может быть в интервале 220–230 тыс. руб. При этом, как и новый УАЗ, полноприводный ВИС-2348 попадает в группу автомобилей с высокой удельной ценой.
Вслед за созданием в России ряда автосборочных производств по выпуску иностранных легковых автомобилей (они работают в Тольятти – «GM-АвтоВАЗ»; Всеволожске – «Форд моторз компани»; Калининграде – «АвтоТОР»; Таганроге – «ТагАЗ» и Москве – «Автофрамос» и производят более 5% легковых автомобилей в стране), растет число предприятий, осуществляющих сборку зарубежных грузовиков. Так, «Таганрогский автомобильный завод» («ТагАЗ»), успешно выпускающий легковые автомобили Accent и Sonata корейской фирмы Hyundai, готовится к организации сборки малотоннажных грузовых автомобилей той же фирмы.