Опубликовано: ГП 10-2004

На рынке грузовой автотехники (анализ цен на рынке – сентябрь 2004 г.)

В. Салыгин

Традиционный осенний всплеск деловой активности в стране, а вместе с ним и возрастающие потребности транспортного комплекса способствовали некоторому оживлению на рынке грузовиков. Объём продаж в сентябре текущего года превысил среднестатистический уровень. По отечественным автомобилям в I полугодии 2004 г. он составил несколько более 17 тыс. ед. При этом сохранился достаточно устойчивый спрос на специальные автомобили (в том числе топливозаправщики, автоцистерны), а также прицепную автотехнику. Цены на отечественные грузовики продолжали расти, хотя темпы их роста замедлились.

Динамичному развитию отечественного авторынка, по мнению специалистов, способствует заметный подъём в автомобильной промышленности России. Наметившаяся в прошлом году тенденция роста производства автотранспортных средств сохранилась и в I полугодии текущего года. По данным «АСМ-Холдинга», в период январь–июнь изготовлено 101 244 грузовых автомобиля (рост 12,1%). При этом объём продаж был несколько выше и составил 102 963 ед. (101,7% от уровня производства). Темп производства отечественных грузовиков в текущем году отличался большим по сравнению с прошлыми годами постоянством и с начала года возрастал. Так, в I квартале среднемесячный темп составил 16 552, а в I полугодии – 16 874 автомобиля. В случае сохранения такого темпа производства можно прогнозировать годовой выпуск грузовиков в стране на уровне 200–205 тыс.

В структуре производства отечественных грузовых машин существенных изменений не произошло. Несколько возросло количество выпущенных средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей. Доля большегрузов в общем выпуске российских грузовиков увеличилась до 14,18% (в I полугодии 2003 г. – 12,88%), в то время как доля малотоннажников сократилась с 72,6 до 70,52%. Доля автомобилей средней грузоподъёмности практически не изменилась (15,30% в I полугодии 2004 г. против 14,52% в том же периоде 2003 г.).

По мнению экспертов, эти изменения стали следствием неоднородной динамики выпуска автомобилей по предприятиям-изготовителям (в частности, на Камском автозаводе на 27,8% увеличилось производство грузовиков, а на Ульяновском снизилось на 6,1%). Считается, что потребности интенсивно развивающегося в стране мелкого предпринимательства, в частности, сектора услуг, а также быстрого роста числа индивидуальных перевозчиков (предприниматели без образования юридического лица), по-прежнему стимулируют рост производства малотоннажников.

По объему продаж грузовых автомобилей среди отечественных предприятий по-прежнему лидирует ОАО «ГАЗ». Его доля, по итогам I полугодия 2004 г. составляет 56,77%. ОАО «КАМАЗ» увеличило свою долю на российском авторынке до 13,15% (с 11,67% в I полугодии 2003 г.), АМО ЗИЛ практически сохранил свои позиции (6,44%). Заметно снизилась доля Ульяновского автозавода (с 11,43 до 9,48%) и незначительно – Ижевского (с 7,65 до 7,58%).

Что касается динамики цен на грузовую автотехнику, то в сентябре по-прежнему быстрее дорожали автотранспортные средства ОАО «КАМАЗ». Темп роста рыночных цен на них, по большинству моделей, составил 1,5–2,5%. Медленнее (1–2%) росли цены на автомобили АМО ЗИЛ, ОАО «ГАЗ» и АЗ «Урал». Незначительно (0,5–1%) подорожали фургоны и пикапы особо малой грузоподъёмности Ульяновского завода и ИЖ-Авто. Прирост рыночных цен у МАЗов составил 1,0–2,0%.

Подорожание белорусской автотехники продолжится, поскольку РУП «МАЗ», осуществляя переход на Euro-2, сокращает номенклатуру выпускаемых грузовиков, снимая с производства менее дорогие модели, не удовлетворяющие возросшим требованиям. Так, замена двигателей, удовлетворяющих требованиям Euro-1, в том числе ЯМЗ-236БЕ (седельный тягач МАЗ-543203-2122), ЯМЗ-236НЕ (бортовой МАЗ-533702-2120), на ЯМЗ-236БЕ2 (МАЗ-543203-220) и ЯМЗ-236НЕ2 (МАЗ-533702-220), соответствующие нормативам Euro-2, ведет к удорожанию автомобиля на 10–12%. Перевод минских трехосных грузовиков на силовые агрегаты Euro-2 повысит рыночные цены на 6–8%.

К новинкам рынка российской автотехники следует отнести ряд грузовых автомобилей, в частности, привлекших внимание посетителей МIМS-2004. Челнинские седельные тягачи: двухосный КамАЗ-5460М с двигателем 740.80-420 (рабочий объем 12,3 л, мощность 420 л.с., Euro-3) и трехосный полноприводный КамАЗ-65225 (двигатель 740.50-360 мощностью 360 л.с., Euro-2). КамАЗ-5460М при снаряженной массе 7 550 кг может транспортировать полуприцеп полной массой 36 300 кг (полная масса автопоезда до 44 т). Ориентировочная цена, заявленная «Торгово-финансовой компанией «КАМАЗ», – 1 298 тыс. руб. Для сравнения: заводская цена белорусского МАЗ-544069-320-021 (двигатель MAN D2866 LF25, 320 л.с., Euro-3, полная масса автопоезда 40 т) составляет 1 645 тыс. руб. Трехосный КамАЗ-65225 (6х6) при снаряженной массе 11 150 кг может работать с полуприцепом до 48 т (полная масса автопоезда 59,3 т). Цена нового большегруза – 1 744 тыс. руб. Аналогичный седельный тягач Минского автозавода МАЗ-645208-30 с ярославским двигателем ЯМЗ-7511.10 предлагается РУП «МАЗ» за 1 489 тыс. руб., в другой комплектации (МАЗ-645208-20) – за 1 586 тыс. руб.

Авторынок России по-прежнему остается весьма привлекательным для зарубежных фирм-производителей техники. Происходящие на нем перемены и основные тенденции его развития расцениваются как благоприятные, в частности, для инвестиций в сборочные предприятия иностранных производителей в России. При этом акцент делается на сборку недорогих моделей для продажи как в России, так и на экспорт, в первую очередь в страны СНГ. Примером этого может служить организация сборки грузовых автомобилей индийской фирмы «Tата инжиниринг энд локомотив компани» (TELCO) на предприятии ЗАО «АМУР» (ЗАО «УАМЗ») в Новоуральске.

На первых порах планируется сборка бортовых автомобилей ТАТА SFC 407 (полная масса 5 300 кг, дизель ТАТА 497 мощностью 75 л.с., Euro-2) и ТАТА LPT 613 (полная масса 7 250 кг, дизель ТАТА 697 мощностью 130 л.с., Euro-2). Ориентировочная цена новых на российском рынке автомобилей соответственно 450 000 и 495 000 руб. Предполагается уже в текущем году собрать 400 машин ТАТА, а в следующем году не менее 5 тыс.

Продолжает обновлять модельный ряд Ижевский автомобильный завод. Вслед за цельнометаллическим универсалом ИЖ-21261 «Фабула» дилеры ожидают поступление полноприводного пикапа ИЖ-27171 (4х4) и полноприводного универсала «Фабула» (4х4). Мини-грузовик ИЖ-27171 (4х4) будет оснащен двигателем ВАЗ 1,8 мощностью 84,3 л.с. с многоточечным впрыском и одноступенчатой механической раздаточной коробкой с межосевым шестеренным дифференциалом. Дорожный просвет автомобиля увеличится до 190 мм. Предполагаемая рыночная цена – 195 тыс. руб.


Комментировать ... >>