Прицепная автотехника (анализ цен на рынке)
Позитивные тенденции в российской экономике способствуют оживлению рынков – как грузовых автомобилей, так и прицепной автотехники. В последние 5 лет (1999–2003 гг.) производство прицепов и полуприцепов неуклонно росло. Если в 1999 г. их было изготовлено, по данным «АСМ-Холдинг», 4 872 шт., то в 2003 г. – 11 237, т.е. рост более чем в 2 раза. В этот же период объем продаж прицепной автотехники отечественного производства также удвоился (с 4 830 до 10 894 шт.). Увеличение объемов производства и продаж прицепов и полуприцепов сопровождалось существенными изменениями в номенклатуре и структуре выпуска предприятий, специализирующихся на производстве трейлеров. С учетом спроса в сфере транспортных услуг российские производители стремились улучшить технико-экономические характеристики своих изделий, повысить их качество, удобство в использовании, надежность и безопасность при транспортировке грузов.
В настоящее время в стране насчитывается более десятка достаточно крупных производителей прицепной автотехники.
К их числу относится ставропольский «Автоприцеп-КамАЗ», изготавливающий широкую гамму прицепной техники к грузовым автомобилям, в том числе: прицепы бортовые и тентовые грузоподъемностью от 10 до 16 т (в частности, трехосные СЗАП-8357 и СЗАП-8305 грузоподъемностью соответственно 10,5 и 13,5 т); прицепы самосвальные (двухосные СЗАП-85514 и СЗАП-8543 грузоподъемностью 7,5 и 10 т); полуприцепы бортовые и тентовые грузоподъемностью от 11 до 32 т (одноосный СЗАП-9329, двухосные СЗАП-9340, СЗАП-9327/93271, СЗАП-93272/272А, трехосный СЗАП-9328); полуприцепы самосвальные грузоподъемностью 20–25 т (двухосный СЗАП-95171). В течение последних 3 лет выпуск прицепов и полуприцепов находился на уровне 3,5 тыс. (2001 г. – 3 441, 2002 г. – 3 758 и 2003 г. – 3 638 шт.). Планом текущего года предусмотрено увеличение производства до 4 100 ед. прицепной техники (производственные мощности ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» составляют 25 тыс. прицепов и полуприцепов). Доля завода на рынке прицепной техники отечественного производства составляет более 30% (по итогам I кв. текущего года 28,7%).
Одним из крупнейших производителей прицепной автотехники стал Нефтекамский автозавод (с 1993 г. по 1997 г. – Нефтекамский завод автосамосвалов). Стремительным был рост его выпуска: 1999 г. – один автоприцеп, 2000 г. – 396 шт., 2001 г. – 321 шт., 2002 г. – 1 403 шт. и 2003 г. – 3 191 трейлер. Предприятие специализируется на изготовлении бортовых прицепов и полуприцепов (в том числе НефАЗ-8332, НефАЗ-9334 грузоподъемностью от 10 до 20 т), самосвальных (в том числе прицеп НефАЗ-8560 под сельскохозяйственный КамАЗ-55102, полуприцеп НефАЗ-9509 под седельный тягач КамАЗ-6460), а также прицепов и полуприцепов-цистерн (НефАЗ-8602 вместимостью 11,2 м3).
Материнская компания – ОАО «КАМАЗ» – намерена координировать деятельность своих структур, проводить единую ценовую политику. Между ОАО «НЕФАЗ» и ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» существует договоренность о взаимном квотировании выпускаемой продукции. План Нефтекамского автозавода на 2004 г. предусматривает производство 2 тыс. прицепов и полуприцепов. Руководство ОАО «КАМАЗ» предполагает, что в ближайшие годы доля его предприятий, выпускающих автоприцепы, возрастет до 80% рынка прицепной техники.
На изготовлении прицепов-роспусков, прицепов-сортиментовозов, низкорамных трейлеров-тяжеловозов для различных отраслей промышленности специализируется старейший в стране завод прицепной техники – Тавдинский механический завод (с 1 января 2003 г. – Тавдинский машиностроительный завод). Спросом пользуются его двухосный полуприцеп 93621-10 (грузоподъемность 25 т) для перевозки промышленных грузов и дорожно-строительной техники, а также прицеп-тяжеловоз 93622-10 (грузоподъемность 30 т) и трехосный полуприцеп 93623-10 (грузоподъемность 41 т), используемые для перевозки гусеничной техники. Длительное время (1999–2001 гг.) годовой выпуск предприятия находился на уровне 500–600 прицепов. Затем последовал спад производства (280 шт. в 2003 г.). Если судить по итогам I кв. текущего года (160 шт.), то при сохранении нынешнего темпа можно ожидать возврата производства к прежнему уровню и удвоения доли рынка (до 6% по сравнению с 2,5% в 2003 г.).
Заметный спад произошел и на Курганском заводе прицепной техники «Сибтрал» (Сосновоборск, Красноярский край). Значительные объемы производства предыдущих лет (2000 г. – 840 прицепов, 2001 г. – 1 817 шт., 2002 г. – 1 200 шт.) сократились до 96 ед. в 2003 г. Темп производства в текущем году вновь вырос (148 шт. по итогам I кв.) и это дает основание надеяться на заметный рост годового выпуска. Номенклатура изделий предприятия включает: бортовые и тентовые прицепы и полуприцепы, контейнеровозы и рефрижераторы, самосвальные прицепы и полуприцепы преимущественно под КамАЗы. В частности, прицеп 89944 и его модификации грузоподъемностью 10 т эксплуатируются с бортовым КамАЗ-53215, полуприцепы 938503 и 9414 грузоподъемностью 20 т – с седельным тягачом КамАЗ-54115, прицеп-самосвал 85241 грузоподъемностью 11 т – с самосвалом КамАЗ-55102.
Стабильно работает ведущее российское предприятие по производству автомобильных прицепов и полуприцепов-тяжеловозов «Уралавтоприцеп» (Челябинск). Его ежегодный выпуск составляет 700–800 трейлеров. На долю ОАО «Уралавтоприцеп» приходится 6% рынка отечественной прицепной техники. Модельный ряд выпускаемой им продукции насчитывает более 100 изделий, грузоподъемностью от 26,2 т (полуприцеп ЧМЗАП-93853-13) до 70 т (полуприцеп ЧМЗАП-9906.40 для перевозки тяжелой дорожно-строительной техники).
Нарастить выпуск прицепной техники в текущем году намерены ОАО «Ирбитский автоагрегатный завод», «ОЗТП-Сармат» (Орск), ОАО «Саранский завод автосамосвалов». Ирбитский автоагрегатный завод, выпускающий прицепы бортовые ГКБ-817М1-02, самосвальные ГКБ-817М1-03 (грузоподъемность 6,5 т) и шасси ГКБ-817М1 (без настила), также нарастил темп производства в текущем году (в I кв. изготовлено 199 прицепов), что, видимо, обеспечивает реализацию плана 2004 г. Орский завод тракторных прицепов, выпускающий помимо тракторных более 10 моделей автомобильной прицепной техники (в том числе двухосные полуприцепы САРМАТ-96402 и -96404 грузоподъемностью 14,5 т и 19,7 т для перевозки длинномерных и крупногабаритных грузов), планирует вдвое (со 112 до 200 шт.) увеличить выпуск. Саранский завод автосамосвалов, производящий прицепную технику для малотоннажных автомобилей (в том числе прицепы САЗ-82993), намерен нарастить производство с 291 в 2003 г. до 500 прицепов.
Заметную роль на рынке прицепной автотехники стали играть относительно «молодые» предприятия. К ним можно отнести, в первую очередь, такие заводы как АОЗТ «Новтрак» (Новгород), ПКС-«Тонар» (Московская обл.), «Уралспецтехника» (Челябинская обл.), КЗ «Стройтехника» (Чувашия), ЗАО «Авто» (Ставропольский край).
Новгородский «Новтрак» (предприятие учреждено германской фирмой Sommer Fahrzeugbau в 1993 г. и является 100%-ной собственностью учредителя) специализируется на изготовлении стальных и тентовых кузовов различных типоразмеров и оснащения, большегрузных полуприцепов семейства SW240/SG-GF240. Ежегодный выпуск завода составляет 220–250 ед. автотехники, из которых более половины реализуются на российском рынке. Несмотря на небольшие объемы производства и продаж, изделия новгородцев оказывают заметное влияние на рынок, поскольку, в них воплощен ряд новых технологий.
Подмосковный «Тонар» (пос. Губино, Орехово-Зуевский р-н), ранее больше известный как производитель легких прицепов и автолавок, весьма успешно вышел на рынок грузовых автоприцепов большой грузоподъемности. Спросом пользуются его тентовый полуприцеп общего назначения Тонар-97461 (грузоподъемность 26,65 т), а также полноразмерные изотермические фургоны и рефрижераторы с холодильной установкой собственного производства. Завод расширяет модельный ряд: в прошлом году начал продажи полуприцепа-самосвала, в апреле этого года представил контейнеровоз Тонар-97462 и тентовый «шторник» Тонар-97461-С. Судя по итогам I кв. текущего года, выпуск ПКС-«Тонар» может достичь 300 прицепов для грузовых автомобилей.
Существенную конкуренцию отечественным производителям прицепной техники оказывает продукция предприятий Белоруссии, в том числе филиала РУП МАЗ «БелАвтоПрицеп», Могилевского завода транспортного машиностроения (МЗТМ РУП), завода «Спецавтотехника» (САТ), Минского завода колесных тягачей. В частности, до 70% продукции РУП «МАЗ», выпуск которого в 2003 г. составил 995 прицепов и 3 114 полуприцепов, направляется в Россию. Белорусские заводы производят широкую гамму техники, в том числе: прицепы и полуприцепы бортовые (двух- и трехосные грузоподъемностью от 8,3 до 27,5 т), полуприцепы-самосвалы с коробчатым и полуцилиндрическим кузовом (грузоподъемностью от 13,5 до 24 т), полуприцепы с изотермическими кузовами, полуприцепы для перевозки контейнеров, прицепы-роспуски, прицепы-сортиментовозы.
Что касается прицепной автотехники западноевропейских фирм, то объем ее продаж в России не превышает, по оценке экспертов, 10% от общего объема продаж в стране. Основной причиной, сдерживающей рост импорта прицепов, по-прежнему остается их высокая цена. Растущим спросом на российском рынке пользуется прицепы таких известных в мире фирм, как Schmitz Cargobull, Kogel, KRONE, Fliegl, ROSSART, Oy Narko и других крупных зарубежных производителей. Германская фирма Schmitz Cargobull предлагает тентовые, рефрижераторные и самосвальные полуприцепы, а также шасси для транспортировки морских контейнеров (в том числе бортовые тентовые трехосные полуприцепы SPR24 емкостью до 34 европаллет, самосвальные полуприцепы семейства Ski24 полной массой до 39 т).
Немецко-польское предприятие ROSSART поставляет на российский рынок тентовые двухосные прицепы (грузоподъемность 11,5 т) и трехосные полуприцепы (грузоподъемность 27 т), полуприцепы типа MEGA (грузоподъемность 27 т), типа JUMBO (одноосный грузоподъемностью 13 т и трехосный – 27 т), а также самосвальные полуприцепы с алюминиевым и стальным кузовом и полуприцепы-контейнеровозы. Ведущий производитель прицепной техники в Скандинавских странах Oy Narko предлагает гамму прицепов и полуприцепов, включая тентовые, рефрижераторы, контейнерные шасси и сортиментовозы.
Динамика рыночных цен на прицепы и полуприцепы в I полугодии текущего года отражала устойчивую тенденцию монотонного роста. Однако его темп значительно отличался в зависимости от марки и типа. Так быстрее дорожали полуприцепы-цистерны (прирост за полугодие 14–20%), контейнеровозы (7–13%), а также бортовые прицепы и полуприцепы (8–12%). Медленнее росли рыночные цены на тяжеловозы (3–5%). Незначительно (5–9%) подорожали самосвальные прицепы и полуприцепы.
Продолжающийся рост цен на прицепную технику обусловлен не только подорожанием металла, комплектующих изделий и ростом тарифов на энергоносители, но и непрерывным процессом совершенствования выпускаемой продукции. Предприятия-изготовители прицепного состава все шире используют новые материалы (в том числе алюминиевые сплавы, композиционные материалы, тенты со специальной пропиткой), более совершенные технологии (антикоррозийная обработка черных металлов методом катафореза и др.), электронные приборы и системы различного назначения (датчики контроля и управления узлами и агрегатами прицепа). Это неминуемо ведет к росту стоимости продукции, увеличению отпускных, а в итоге и рыночных цен.
В последнее время заметно оживился не только рынок подержанных импортных грузовых автомобилей, но и подержанной прицепной автотехники зарубежного производства. При этом наибольшим спросом, по нашей оценке, пользуются прицепы и полуприцепы со сроком эксплуатации 5–6 лет. Их цена составляет 50–60% стоимости нового изделия и сопоставима с ценой нового отечественного прицепа того же типа. Если новый трехосный тентовый полуприцеп KRONE (блочная конструкция, варьируемая высота седла) предлагается со склада в России (100% таможня) за 23 000 евро, то аналогичный полуприцеп выпуска 1998 г. можно приобрести за 15 200 евро. Схожий с ним ставропольский СЗАП-9328 (грузоподъемность 20 т, импортная пневмоподвеска) стоит около 14 500 евро.
Тот факт, что в последние 2 года уровень продаж прицепной автотехники отечественного производства был ниже объема ее производства, свидетельствует о насыщении рынка прицепов. Прогноз 2004 г., составленный с учетом заявленных производителями планов на текущий год и имеющейся статистики по сбыту выпускаемых отечественными заводами изделий, подтверждает эту оценку. В этих условиях российским предприятиям потребуется активная маркетинговая деятельность, чтобы своевременно реализовать готовую продукцию и избежать накопления значительных ее остатков.