Опубликовано: ГП 01-2004

Технология будущего – сегодня

С.Горбунов, главный технический специалист ООО «ПЕТРОЛЮБ»

Вчерашний день технологии производства базовых масел

До недавнего времени технология сольвентной экстракции, применяемая при изготовлении минерального базового масла, считалась наиболее эффективной. Она позволяет удалять растворителем нежелательные соединения – ароматические углеводороды, серу, азотсодержащие вещества, дестабилизирующие масло. Многие специалисты утверждали, что придумать что-то новое в этой области будет трудно. Производителям и потребителям приходилось мириться с применением токсичных, экологически опасных сольвентов, а сам процесс не обеспечивал полную очистку базового масла от нежелательных соединений. К тому же остаточные парафины негативно влияли на температуру застывания.


Технология будущего

Корпорация Chevron сделала революционный шаг в развитии технологии производства базовых масел, начав в 1984 г. выпускать кристально чистые базовые масла по собственной технологии гидропроцесса.

Современные спецификации на товарные базовые масла постоянно требуют улучшения показателей. Предъявляются самые строгие требования к качеству и свойствам базовых масел:
– «легкие» вязкости – для улучшения топливной экономичности;
– меньшая летучесть (НОК) – для уменьшения сгорания масла;
– высокие показатели оксидной и термической стабильности – для увеличения интервалов замены и улучшения высокотемпературных свойств.

Аналогичные требования предъявляют к современным базовым маслам и производители двигателей.

Технология гидропроцесса, впервые примененная на нефтеперерабатывающем заводе корпорации Chevron в Ричмонде (Калифорния), состоит из трех этапов:

I. ISOCRACKING (изокрекинг) повышает индекс вязкости масла и удаляет загрязняющие вещества, такие как сера, азот и металлы;

II. ISODEWAXING (изодепарафинизация) – молекулы парафинов превращаются в молекулы высококачественного базового масла, в отличие от обычных технологий, при которых парафины удаляются;

III. HYDROFINISHING (гидрофинишинг) – обеспечиваются стабильность и цвет масла.

В результате получается чистое, прозрачное базовое масло с великолепными эксплуатационными свойствами, высоким индексом вязкости и низкой температурой застывания.

Сущность технологии

Легкий и тяжелый вакуумные дистилляты – продукты атмосферной перегонки нефти – поступают в гидрокрекер, где под действием температуры и давления водорода происходит реакция. Далее следует обработка катализаторами для ускорения реакции. Следующая стадия – обработка парафинов (перестроение молекулярной структуры) и превращение в изопарафины. В этой технологии так же, как и при производстве синтетических базовых масел, используются принципы перестроения молекулярных цепей путем синтеза.

Преимущества смазочных материалов, изготовленных по технологии гидропроцесса:
– превращение 98...99% «нежелательных» соединений в качественные смазки;
– отсутствие растворителя положительно сказывается на экологичности процесса;
– превращение парафинов в изопарафины – фактически происходит искусственное перестроение молекулярных цепей.

Базовые масла, произведенные по технологии гидропроцесса, приобретают целый ряд достоинств:
– отличные низкотемпературные характеристики;
– высокую теплостойкость;
– противоокислительную стойкость;
– высокий индекс вязкости;
– низкую летучесть;
– улучшенную молекулярную структуру;
– стойкость к механическим воздействиям;
– стабильность свойств.

Опираясь на свой обширный опыт в производстве базовых масел ISOSYN с тщательно подобранной композицией присадок, Chevron постоянно повышает качество смазочных материалов.

Наряду с созданием эксклюзивных базовых масел разрабатываются и уникальные системы присадок, в результате чего смазочные материалы под маркой Chevron обладают превосходными свойствами.

Большинство производимых корпорацией Chevron смазочных материалов, начиная от моторных и трансмиссионных масел и заканчивая индустриальными, выпускаются с использованием базовых масел ISOSYN и уникальных систем присадок.

Покупая продукцию компании Chevron, вы можете быть уверены, что смазочный материал, произведенный по технологии ISOSYN, не подведет вас ни в холод, ни в жару.

На продукции, произведенной по технологии ISOSYN, на лицевой стороне этикетки присутствует специальный отличительный знак.

Комментировать ... >>