Гости из прошлого
Проходившая в Москве восьмая по счету выставка технического антиквариата «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» порадовала посетителей не только всевозможными легковыми автомобилями прошлых лет. В рамках ее экспозиции было представлено несколько интереснейших экспонатов, дающих яркое впечатление о том, как выглядели отечественные грузовики в середине прошлого века.
Пожарная цистерна завода «Красная Этна» |
«Музей экипажей и автомобилей» поставил с участием первого серийного отечественного легкового фургончика «Москвич-400-422» целую сценку: машина приложилась крылом о фонарный столб, и подъехавший на мотоцикле милиционер отчитывает проштрафившегося водителя. Выпуск этого фургончика, способного перевозить до 200...250 кг груза, был начат в 1947 году на МЗМА. От базовой модели он отличался грузовым отсеком, представляющим собой обшитый лакированной фанерой деревянный каркас, из-за чего машину прозвали «Буратино». Из других особенностей «Москвич-400-422» можно отметить удлиненные 8-листовые рессоры, измененный задний бампер и шины увеличенного диаметра.
На стенде «Мастерской Евгения Шаманского» радовали глаз два прекрасно восстановленных грузовика: пожарная линейка на шасси АМО-4 и пожарная цистерна на шасси ГАЗ-АА. Первая была изготовлена в 1931 году на Миусском заводе (Москва) – в то время самом крупном в стране специализированном предприятии по производству пожарных машин. На боковых сиденьях-линейках автомобиль мог перевозить до двенадцати пожарных. Его оснастили 360-литровой цистерной, высокопроизводительным центробежным насосом и 360-метровым пожарным рукавом. Стоит отметить, что АМО-4 – грузовик очень редкий в отличие от сменившего его на конвейере ЗИС-5 и был выпущен в небольшом количестве. Так что его демонстрацию можно смело считать одним из главных событий прошедшей Галереи.
Из покалеченных временем ГАЗ-М415 и ГАЗ-410 реставраторам только предстоит сделать «конфетку» |
А вот ГАЗ-АА – один из самых массовых советских автомобилей. Зато его модификацию с пожарной «бочкой» можно назвать настоящим раритетом. Показанный на выставке экземпляр был выпущен в 1935 году заводом «Красная Этна» исключительно для собственных нужд. Помимо цистерны вместимостью 1,5 м3 его комплектовали насосом собственного производства, раздаточными рукавами и брандспойтами.
Были представлены еще два исторических отечественных грузовика: пикап ГАЗ?М415 (1941 г.) и самосвал ГАЗ-410 (1946 г.). Оба они были в том виде, в котором их удалось разыскать, – ржавые, покореженные и разукомплектованные. Зато теперь народ убедился, из чего реставраторам впоследствии удается сделать «конфетку». В том, что оба гадких утенка превратятся в прекрасных лебедей, можно не сомневаться – ведь демонстрируемые неподалеку АМО-4 и ГАЗ-АА были доставлены на реставрацию в подобном состоянии, о чем свидетельствовали выставленные рядом с машинами фотографии. Теперь обе «пожарки» выглядят так, словно сошли с конвейера только вчера.