Страшная месть пассажиру (воспоминания водителя маршрутного автобуса)
...Я надрывался минут двадцать, втаскивая бордюрный камень на заднюю ступень ЛиАЗ-677. Вышел из строя цилиндр привода двери, и до приезда «технички» надо было заблокировать неработающую створку. Бордюрчик – самое то, и по размеру, и по весу – попробуйте, кстати, болванку килограммов 40 положить в узкое пространство, не прищемив пальцы... Пассажиры на остановках упрямо бились, как мухи о стекло, о закрытую створку, хотя вторая половина двери исправно открывалась. Московский час пик, народу в автобусе – семечку от яблока негде упасть, машина от остановки еле-еле отползает, перегруз в несколько раз. Перед тем, как отъехать от остановки, смотрю в зеркало–о-па!!!– вылетает из салона мой бордюр метра на три, как спичечный коробок. Это надо же было исхитриться достать и выкинуть?..
Есть такие автобусные остановки, на которых входят и выходят не чаще пары раз в месяц. Но останавливаться на ней водитель все равно обязан. Вот стою я как-то на такой остановке, замечаю, как по прямой бежит бабка. Это она думала, что бежит, на самом деле только пыхтела громче. Бабка влетела в салон и первым делом ринулась к водительской кабине: «Я на тебя напишу!!!» Поднялось полсалона пассажиров: «За что?» Гениальнейшая, глубокая фраза в ответ: «Я бежала, думала, что не успею!!!» Сразу освободилось несколько мест на выбор (у окошка, под солнцем, в холодке, нагретое, насиженное – любое). Бабулю уговаривали всем салоном до тех пор, пока она не вышла на своей остановке.
Еще про бабушек. Утро. трудовая столица едет на работу. Мест в салоне нет. Бабуля (тоже на работу – едет сдавать бутылки) просит помочь внести тележечку на колесиках. На тележке мешок, который два мужика с огромным трудом втащили на среднюю площадку «Икаруса». Бабушка дошла до кабины водителя, распихивая своим «драндулетом» пассажиров, сказала: «Уф!»... и пошла обратно. Ну выходить ей приспичило на следующей остановке–приехала она. Бизнесвумен от стеклотары долго не хотели выпускать из автобуса.
Почему-то многие пассажиры автобусов полагают, что за проезд можно не платить. Если днем худо-бедно билеты у водителя покупают, то после 20.00 – в редчайших случаях. Есть, конечно, и положительные примеры.
Время ближе к полуночи. Молодой человек, нарядно одетый, с огромным пафосом покупает два билета и компостирует их на виду у своей подруги. Шикует юноша!
Другой случай. Декабрь, морозец за двадцать, ветерок, время около 22.30. Водитель «Икаруса» останавливает машину между остановками, идет в салон проверять и продавать автобусные талончики. Естественно, не у всех пассажиров есть прокомпостированные, люди покупают, пробивают, казалось бы, все согласны. Ан нет, одна девица заартачилась. Девушку-скрягу выпроваживают на улицу, автобус идет дальше по маршруту. Угадайте, кто написал жалобу на водителя? Женщина с единым проездным билетом!!! Ей, видите ли, стало жаль неразумное дитя лет двадцати пяти, которое злыдень шофер выгнал на мороз. Цена вопроса на тот момент 2 р. 50 коп. Вы лично за два с полтиной на мороз пойдете?
Многие, наверное, замечали на кабине водителя маршрутного автобуса два телефонных номера: диспетчерской автопарка и автоответчика Главка. Если пассажир звонит непосредственно в парк, то реакция на претензию моментальная. В случае звонка на автоответчик проходит полторы-две недели до того момента, как расшифрованная запись попадает на стол руководителю. Я не спорю, подавляющее число жалоб и претензий обоснованно, но встречаются явно мстительные. Жалобщики чаще всего указывают для обратной связи домашний телефон.
Что в этом случае делает адресат? Рабочий день в автобусном парке, как правило, начинается не позднее 5 часов утра. Он звонит автору жалобы в 5 – 5.30 утра. Доброе утро, уважаемый, всё ли вы вспомните по существу вопроса и так ли вам будет нужен письменный ответ?
Отдельная песня – голосующие люди на остановках. Тут же находятся «бомбилы», жаждущие дополнительной копейки в семейный бюджет. На мой взгляд, не заметить подъезжающий к остановке автобус, троллейбус, а уж тем более трамвай невозможно. Ну подождите минуту-полторы. Некогда! Эти наивные люди просто не знают, что сочлененным автобусом можно аккуратненько «приобнять» «Жигуленок» с уже севшими пассажирами. Далее все зависит от порядочности водителя. Можно подержать в таких «тисках» минуту-другую (что покажется вечностью для тех, кто уселся к «бомбиле»), а можно и вообще «сломаться» и ждать техничку. Если же улочка узкая, то, тронувшись от остановки впереди «бомбилы», можно долго ехать на второй-третьей передаче со скоростью километров пять или десять, не давая обгона. Самое интересное, что пассажиры автобуса в подобных случаях занимают сторону своего водителя, так как им из-за прихоти двух балбесов приходится производить посадку либо с проезжей части, либо метаться по остановке, гадая, где остановится автобус.
Работая на линиях городских маршрутов, я получил очень много ценных уроков. Совершенно искренне говорю, что не находишь слов, когда ребенок семи-восьми лет дает водителю несколько конфет в знак благодарности за то, что он (водитель) подал автобус так, что старшая сестра с загипсованной ногой смогла войти в салон проще, чем в другие машины. Или по дороге на свой маршрут утром после пасхального крестного хода подвезти группу стариков, бредущих к метро, и одна бабушка со словами благодарности протягивает бутылочку со святой водой, а другая – просвиру. Да просто кивок пассажира, мол, спасибо, что подождал... Подобная ответная реакция пассажиров на действия водителя, который чуть отошел от строгих правил, чуть проявил человечность, на мой взгляд, и есть главный стимул для качественной работы водителя.