Опубликовано: ГП 12-2015

9 месяцев – не всё так плохо!
Автопром за первые 9 месяцев 2015 года

Александр Трохачёв

Минувший сентябрь и в целом девять месяцев 2015 года не стали для российского автобизнеса переломными в плане продаж. Правда, теперь эксперты всё чаще спорят о том, достигнуто дно спада или его ещё предстоит нащупать. Среднесрочные, а уж тем более долгосрочные прогнозы никто не строит: уж больно ситуация нестабильная. Но тенденция замедления темпов обвала налицо, и есть позитивные новости от импортёров и продавцов техники отдельных брендов. Словом, не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд.

Производство

Данные аналитической компании «АСМ-Холдинг» показывают: в январе – августе текущего года в сравнении с таким же периодом прошлого года отмечался спад. Выпуск грузовиков в России (с учётом LCV) уменьшился почти на четверть (–24,2 %), до 73,9 тыс. ед. Изготовление транспорта с маркировкой «Сделано в России» сократилось на 1 / 5 (–19,9 %), до уровня 69,14 тыс. ед. И это на фоне того, что некоторые предприятия отрапортовали об увеличении объёмов сборки товарной продукции. Например, Ульяновский автозавод прибавил обороты на 13,2 %. Тройка успешных производств вслед за УАЗом выглядела так: Саранский завод автосамосвалов (+3,4 %), автозавод «Урал» (+2,7 %), завод «Чайка-НН» (+1,8 %).

Контрастный душ приняли поставщики иномарок российской сборки. Производство машин зарубежных брендов в России пробило психологически важный рубеж в 50 % и скатилось ниже этой отметки ещё на 7,5 процентных пунктов (в итоге –57,5 %). В торговую сеть поступило лишь 4,79 тыс. ед. нового подвижного состава, что для транспортного комплекса РФ – капля в море. Рыночная доля иномарок российской сборки усохла практически наполовину с прошлогодних 11,6 % до нынешних 6,5 %. В целом заводы по выпуску грузовой техники в России передали заказчикам 73,4 тыс. автомобилей, что хуже значений годичной давности на 22,9 %.

Автобусный парк «Сделано в России» тоже не прирастал ожидаемыми темпами, а по инерции падал. С учётом микроавтобусов в январе – августе нынешнего года российские предприятия изготовили 22,67 тыс. ед. пассажирского автотранспорта. По отношению к аналогичному периоду прошлого года снижение составило 16 %. Оно коснулось как лайнеров большого и особо большого класса, так и микроавтобусов. В меньшей степени падение затронуло пассажирский средний класс.

По законам жанра экономическое пике и введённые санкции серьёзно подкосили выпуск пассажирской техники иностранных брендов: её собрали всего лишь 5,19 тыс. ед., а это –41,5 % к значениям годичной давности. Справедливости ради нужно отметить, что не все производители фиксировали «минус» в статистической отчётности. «Плюс» к прежним достижениям продемонстрировали «КАМАЗ-Marcopolo» из Набережных Челнов (+45,9 %), УАЗ из Ульяновска (+24,8 %) и Volgabus из г. Волжский Волгоградской области (+8,2 %).

Удельный вес автобусов иностранных брендов в общем производстве пассажирского транспорта уже сейчас снизился на 10 %, замерев на отметке 22,9 %. Проще говоря, практически четыре из каждых пяти собранных в РФ автобусов и «микриков» носят российский товарный знак. В итоге отечественные производители передали заказчикам 22 тыс. ед. нового подвижного состава (–18 % к сопоставимому периоду прошлого года).

Грузовики более 5 тонн

И снова о хорошем. В российских продажах новых грузовиков сентябрь стал не худшим месяцем года, а по итогам III квартала – просто лучшим. Различные источники в один голос твердят о замедлении темпов падения покупательского спроса. Так и есть.

Катастрофическая просадка апреля 2015 к апрелю 2014-го была на уровне 62 %. К середине года июньское падение сбыта новых грузовиков среднего и тяжёлого класса составляло едва ли не половину от значений июня 2014 года (–46,7 %). В августе показатель охлаждения клиентского спроса по формуле «месяц к месяцу» зафиксирован на отметке –45,1 %, а в сентябре он уменьшился до –39,2 %. На финише девятого месяца было продано 3762 ед. новой техники полной массой свыше 5 т против 3451 ед. в августе. Если не считать июльский всплеск продаж до 3993 ед., сентябрь стал самым успешным месяцем года по реализации среднетоннажников и большегрузов с нулевым пробегом.

Продажи новых грузовых автомобилей
полной массой свыше 5 т в РФ
Марка грузового автомобиля Январь–сентябрь Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
КАМАЗ 11 934 19 949 –8015 –40,2
ГАЗ 5778 7412 –1634 –22,0
Scania 1866 4313 –2447 –56,7
МАЗ 1821 4498 –2677 –59,5
Hyundai 1649 3430 –1781 –51,9
Isuzu 1630 1565 65 4,2
«Урал» 1498 2425 –927 –38,2
MAN 1303 3082 –1779 –57,7
Hino 1138 1993 –855 –42,9
Mercedes-Benz 1120 1933 –813 –42,1
ИТОГО в топ-10 29 737 50 600 –20 863 –41,3
Volvo Trucks 813 2573 –1760 –68,4
МАЗ-MAN 612 1371 –759 –55,4
Fuso 482 849 –367 –43,2
DAF Trucks 445 1422 –977 –68,7
IVECO 229 654 –425 –65,0
ИТОГО в топ-15 32 318 57 469 –25 151 –43,8
Другие бренды 1353 6088 –4735 –77,8
ВЕСЬ РЫНОК 33 671 63 557 –29 886 –47,0

Сентябрь 2015 года больно ударил по новым иномаркам, как поставленным из-за рубежа, так и произведённым в России. По сравнению с сентябрём четырнадцатого года объём сбыта упал на 54,4 %, или на 1610 ед. Для сравнения: реализация новых грузовиков российских марок просела вдвое меньше – на 817 ед., или на 25,3 %. Несложно предположить, что в условиях продолжающейся из месяца в месяц волатильности рубля по отношению прежде всего к европейской и американской валюте, спрос так и будет низким.

Анализ географии поставок новых грузовиков показывает, что за прошедшие с начала года девять месяцев интерес к приобретению таких средств производства остыл практически повсеместно. Если раньше открывать кошелёк, переводить деньги с банковского счёта, дебетовой или кредитной карты не спешили в удалённых от федерального центра регионах, то теперь Москва и Московская область с долей парка в 31,3 % чуть ли не встали на паузу. Степень охлаждения платёжеспособного спроса в ЦФО в сентябре составила 37,1 %. И это не худшее значение. Продажи траков в первые руки в Приволжском округе (доля парка 19,9 %, вторая после ЦФО) рухнули на 44,4 %. Примерно такими же темпами (–44,1 %) съёживался спрос в Уральском ФО (доля парка 13,2 %).

Самые продаваемые новые грузовики полной массой свыше 5 т в РФ в III квартале 2015 г., ед.
Модель грузового автомобиля Июль Август Сентябрь
КАМАЗ-65115 (6х4) 317 335 374
КАМАЗ-43118 (6х6) 262 256 275
«ГАЗон NEXT» (4х2) 429 236 253
КАМАЗ-6520 (6х4) 214 135 172
Scania R-Series (4x2) 45 66 152
Mercedes-Benz Actros (4x2) 119 121 141
ГАЗ-3309 (4х2) 187 128 134
КАМАЗ-5490 (4х2) 27 42 104
Isuzu NQR (4x2) 113 113 102
КАМАЗ-53605 (4х2) 114 113 96
ИТОГО в топ-10 1827 1545 1803
«Урал-4320» (6х6) 87 72 80
Hyundai HD-Series (4х2) 66 73
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) 30 66 71
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) 91 71 69
Isuzu NPR (4x2) 45 80 66
ИТОГО в топ-15 2189 1900 2162
Другие бренды 1805 1551 1600
ВЕСЬ РЫНОК 3994 3451 3762

По итогам девяти месяцев тройка фаворитов по сбыту новых грузовиков прежняя: КАМАЗ, ГАЗ и Scania, правда, с ощутимыми потерями объёмов (от 22 % у ГАЗа до 56,7 % у Scania). Сорокапроцентный спад у КАМАЗа сродни катастрофе – на финише года ликвидировать отставание от графиков прошлого года более чем в 8 тыс. ед. уже не удастся ни при каком раскладе. Тем более что стремительного взлёта продаж в IV квартале не ожидается.

Структурный анализ осенних продаж 2015 года иллюстрирует рост сбыта отечественных грузовиков в сентябре по отношению к августу у КАМАЗа, ГАЗа, МАЗа, АЗ «Урал» и НефАЗа. Разница хоть и небольшая, но прогресс налицо, от двух единиц Нефтекамского до 125 ед. Камского автозавода. Но хлопать в ладоши рано: по сравнению с сентябрём прошлого года даже этот рост меркнет.

В стане иномарок в сентябрьский «плюс» по отношению к августу вышли грузовики Scania, Mercedes-Benz, Hyundai, Hino, МАЗ-MAN, IVECO. Дельта составила от трёх единиц по итальянскому бренду до 35 ед. по шведскому. Скромно, конечно, но всё лучше, чем у коллег, снизивших объёмы отгрузок по маркам Isuzu, MAN, DAF, Volvo Trucks. На прежнем уровне остались штучные продажи Renault Trucks, Daewoo, Foton и JAC. Но в сравнении с сентябрём минувшего года тренд у всех как под одну гребёнку прежний, т. е. минусовой.

Продажи грузовых автомобилей с пробегом
полной массой свыше 5 т в РФ
Марка грузового автомобиля Январь–сентябрь Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
КАМАЗ 76 586 76 353 233 0,3
ГАЗ 37 156 38 622 –1466 –3,8
ЗИЛ 24 809 28 665 –3856 –13,5
МАЗ 24 437 26 948 –2511 –9,3
MAN 17 146 12 578 4568 36,3
«Урал» 12 880 12 879 1 0,0
Volvo Trucks 12 727 13 395 –668 –5,0
Scania 11 185 10 601 584 5,5
Mercedes-Benz 9105 8172 933 11,4
Isuzu 8183 9655 –1472 –15,2
ИТОГО в топ-10 234 214 237 868 3654 –1,5
Hyundai 7720 6410 1310 20,4
FUSO 7428 8566 –1138 –13,3
Nissan 5883 7386 –1503 –20,3
DAF Trucks 5621 5949 –328 –5,5
Renault Trucks 4480 4700 –220 –4,7
ИТОГО в топ-15 265 346 270 879 –5533 –2,1
Другие бренды 34 630 36 934 2304 –6,2
ВЕСЬ РЫНОК 299 976 307 813 –7837 –2,5

Приятно отметить, что в сентябре 2015 года по отношению к августу продажи б / у грузовиков отдельных брендов поднялись как на дрожжах. Это касается абсолютно всех моделей в первой десятке, за исключением ГАЗ-3309, сбыт которого фактически остался на прежнем уровне (минус один автомобиль). Более высокие места в топ-10 заняли КАМАЗ-53215 (6х4) и Volvo FH-Series (4x2), а в топ-15 позиции улучшил КАМАЗ-6520 (6х4). В первый месяц осени отмечен рост спроса на подержанные грузовики сразу в трёх регионах России: Южном (+9,1 %), Дальневосточном (+10,1 %) и Северо-Кавказском (+36,8 %). Всего на 1 % упало число регистраций траков на вторичном рынке Приволжья, на 5,1 и 5,2 % в Северо-Западном и Центральном федеральных округах соответственно.

Самые продаваемые грузовые автомобили с пробегом
полной массой свыше 5 т в РФ в III квартале 2015 г., ед.
Модель грузового автомобиля Июль Август Сентябрь
ГАЗ-3307 (4х2) 1281 1071 1269
КАМАЗ-55111 (6х4) 1176 977 1140
КАМАЗ-65115(6х4) 1070 950 972
КАМАЗ-5320 (6х4) 846 806 857
«Урал-4320» (6х6) 686 693 742
КАМАЗ-53215 (6х4) 657 634 716
ГАЗ-3309 (4х2) 773 664 663
КАМАЗ-43118 (6х6) 673 534 634
Volvo FH-Series (4x2) 825 494 631
Fuso Canter (4х2) 617 527 562
ИТОГО в топ-10 8604 7350 8186
ГАЗ-3310 «Валдай» (4х2) 623 531 558
КАМАЗ-6520 (6х4) 775 447 542
Isuzu Elf (4x2) 431 405 491
ГАЗ-53 (4х2) 532 450 466
Mighty (4х2) 547 442 463
ИТОГО в топ-15 11 512 9625 10 706
Другие бренды 23 216 20 446 22 054
ВЕСЬ РЫНОК 34 728 30 071 32 760

Сравнение данных трёх первых кварталов по реализации «бэушек» 2015 / 2014 гг. распределяет динамику роста и падения примерно поровну. Нарастили объёмы сбыта бренды КАМАЗ, MAN, Scania и Mercedes-Benz. На прежних позициях пребывает «Урал» (рост на один подержанный грузовик не в счёт). Растеряли объёмы продаж грузовики с пробегом марок ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, Volvo Trucks и Isuzu. И это только в первой десятке. Идущий на 11-й строчке Hyundai в плюсе, далее почти сплошняком – минусы… Всё это свидетельствует о том, что о восстановлении рынка грузовиков даже по отношению к прошлому году говорить ещё преждевременно.

Малый тоннаж

Сентябрь не совершил революционных перемен в области сбыта новых малотоннажников, хотя и стал вторым (после июня) месяцем пиковых продаж. Было реализовано 7485 ед. LCV против 6113 ед. в августе и 8143 ед. в июне. По данным информационно-аналитического агентства «Автостат-Инфо», в сентябре 2015 года данный сегмент потерял к уровню прошлого года 31,3 %, или 3412 ед. В августе данный показатель составлял 33,2 % падения, в июле – 29,1 %. Это говорит о том, что глубина спада по-прежнему остаётся внушительной.

Продажи новых LCV в РФ
Марка LCV-автомобиля Январь–сентябрь Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
ГАЗ 26 503 40 259 –13 756 –34,2
УАЗ 13 932 11 592 2340 20,2
Mercedes-Benz 6250 6001 249 4,1
Ford 3544 5868 –2324 –39,6
Volkswagen 2578 6381 –3803 –59,6
FIAT 2344 3808 –1464 –38,4
Peugeot 1340 5187 –3847 –74,2
Citroёn 1152 4073 –2921 –71,7
Renault 1098 3353 –2255 –67,3
IVECO 783 1572 –789 –50,2
ИТОГО в топ-10 59 524 88 094 –28 570 –32,4
Hyundai 923 2059 –1136 –55,2
Nissan 294 361 –67 –18,6
KIA 197 1112 –915 –82,3
Škoda 139 694 –555 –80,0
Toyota 107 410 –303 –73,9
ИТОГО в топ-15 61 184 92 730 –31 546 –34,0
Другие бренды 311 439 –128 –29,2
ВЕСЬ РЫНОК 61 495 93 169 –31 674 –34,0

В структуре сентябрьских продаж LCV доминировали российские марки (4711 ед., или 62,9 %), иностранные бренды оставались в догоняющих (2774 ед., или 37,1 %). Однако финальный месяц III квартала зафиксировал снижение скорости падения отгрузки новых иномарок. Только сравните: в июне 2015 к июню 2014-го не досчитались 50,1 % продаж. В июле «месяц к месяцу» разрыв с показателями годичной давности отмечен «минусом» в 51,2 %, в августе – 44,5 %, тогда как в сентябре – 39,3 %. Правда, квартальное сравнение опять не в пользу иномарок: в январе – сентябре 2015 года их продано на 49 %, или на 29 234 ед. меньше, чем за аналогичный период минувшего сезона. И крутая наклонная, похоже, не спешит переходить в горизонтальную плоскость. Так, по состоянию на июнь и июль 2015 / 2014 гг. спад регистраций новых LCV зарубежных марок в России составил 50,9 %, в августе – 50,1 %, в сентябре – 39,3 %.

Чуть ли не половину всех продаж новой техники обеспечил ГАЗ (3375 ед.). За ним не смогли угнаться УАЗ (1331 ед.) и Mercedes-Benz (1148 ед.). Опять же в сравнении с сентябрём минувшего года два лидера ушли «в минус» (ГАЗ на 1580 ед., или на 31,9 %, УАЗ на 35 ед., или 2,6 %), а бронзовый призёр с трёхлучёвой звездой показал рост на 87 ед., или на 8,2 %.

Самые продаваемые новые LCV в РФ в III квартале 2015 г., ед.
Модель LCV-автомобиля Июль Август Сентябрь
«ГАЗель NEXT» 1242 1128 1442
Mercedes-Benz Sprinter 570 592 971
ГАЗ-3302 «ГАЗель» 1170 769 804
УАЗ-3741 1157 601 583
УАЗ-3909 351 291 361
Ford Transit 225 227 353
ГАЗ-2752 «Соболь» 293 204 329
ГАЗ-2705 «ГАЗель» 230 199 311
ГАЗ-3221 «ГАЗель» 260 255 247
FIAT Ducato 267 241 234
ИТОГО в топ-10 5765 4507 5635
ГАЗ-2217 «Соболь» 109 108 218
УАЗ-2206 227 218 203
УАЗ-3303 142 105 137
Peugeot Boxer 98 141 118
Volkswagen Caravelle 73 88 110
ИТОГО в топ-15 6414 5167 6421
Другие бренды 1000 946 1064
ВЕСЬ РЫНОК 7414 6113 7485

Палитру модельного ряда в сентябрьском топ-10 разнообразили LCV, спрос на которые заметно возрос. Локомотивом среди них выступил Mercedes-Benz Sprinter, а лучшую динамику среди конкурентов продемонстрировали Ford Transit и ГАЗ-2705 «ГАЗель».

Продажи новых LCV по федеральным округам остались в отрицательном тренде. Более стабильный в плане реализации техники массой до 5 т Северо-Кавказский ФО в сентябре растерял 10,9 % объёмов сбыта по отношению к сентябрю прошлого года, но замедлил падение с уровня 17,2 % в августе. В других регионах пока, увы, сравнение тоже не в пользу пятнадцатого года: – 13,6 % на Юге, – 18 % в Сибири, – 23,7 % на Дальнем Востоке. Центр и Северо-Запад в сентябре «недокупили» соответственно 30,2 и 36,7 % новых малотоннажников. Самыми проблематичными стали Приволжский и Уральский федеральные округа с потерей объёмов сбыта LCV с иголочки в 38,9 и 46,2 % соответственно.

За три квартала вся российская поляна LCV уменьшилась в размерах более чем на треть, до 61 495 проданных LCV без пробега (–34 %, или минус 31 674 ед.). И хотя цифры пугающие, оптимизм вселяет замедление темпов скатывания рынка в бездну. Судите сами. По итогам четырёх месяцев обвал был эквивалентен 39,2 %, по итогам шести месяцев он составил 35,4 %, по итогам восьми месяцев – 34,4 %. И хотя 34 % – это по-прежнему очень много, в глазах не темнеет от ещё более мрачных характеристик пикирования.

Продажи LCV с пробегом в РФ
Марка LCV-автомобиля Январь–сентябрь Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
ГАЗ 163 329 174 533 –11204 –6,4
УАЗ 43 684 42 725 959 2,2
Volkswagen 25 669 28 071 –2402 –8,6
Toyota 22 865 27 424 –4559 –16,6
Ford 18 733 18 643 130 0,7
Mercedes-Benz 16 987 20 492 –3505 –17,1
Peugeot 11 212 12 224 –1012 –8,3
Nissan 9814 12 712 –2898 –22,8
Hyundai 9245 11 128 –1883 –16,9
Fiat 8136 8025 111 1,4
ИТОГО в топ-10 329 674 355 977 –26 303 –7,4
Citroёn 6915 6884 131 1,9
Renault 6241 7002 –761 –10,9
ТагАЗ 5053 5794 –741 –12,8
Mitsubishi 3833 4697 –864 –18,4
Mazda 3563 4076 –513 –12,6
ИТОГО в топ-15 355 279 384 430 –29 151 –7,6
Другие бренды 14579 16213 –1634 –10,1
ВЕСЬ РЫНОК 369 858 400 643 –30 785 –7,7

Сектор LCV с пробегом, хотя и чувствует себя лучше других, никак не желает успокоиться. В сентябре текущего года очередных владельцев обрели 42 340 ед. транспортных средств массой до 5 т. Казалось бы, много, но это на 6,6 % меньше, чем в сентябре прошлого года. А по итогам трёх кварталов разрыв ещё заметнее и составляет 7,7 %.

Несмотря на то, что за девять месяцев количество переданных из рук в руки малотоннажников Горьковского автозавода сократилось на 6,4 %, а идущий на втором месте УАЗ прибавил 2,2 %, четырёхкратное превосходство нижегородцев – хороший буфер от любых посягательств на трон короля б / у продаж.

Самые продаваемые LCV с пробегом полной массой свыше 5 т в РФ в III квартале 2015 г., ед.
Модель LCV автомобиля Июль Август Сентябрь
ГАЗ-3302 «ГАЗель» 10 924 10 015 10 690
ГАЗ-2705 «ГАЗель» 2578 2371 2539
ГАЗ-3221 «ГАЗель» 2671 2396 2510
Ford Transit 1848 1802 1983
УАЗ-3741 2252 1989 1854
VW Transporter 1414 1327 1428
ГАЗ-2752 «Соболь» 1318 1208 1304
Mercedes-Benz Sprinter 1125 1099 1225
Toyota Town-Ace 1094 939 993
Fiat Ducato 953 868 967
ИТОГО в топ-10 26 177 24 014 25 493
УАЗ-3909 1045 871 945
УАЗ-3303 919 836 875
Toyota Hi-Ace 875 759 804
ГАЗ-2217 «Соболь» 841 687 762
Peugeot Boxer 643 638 719
ИТОГО в топ-15 30 500 27 805 29 598
Другие бренды 13 197 12 091 12 742
ВЕСЬ РЫНОК 43 697 39 896 42 340

В первые ряды самых востребованных LCV с пробегом попали ГАЗ-2705 «ГАЗель» и Ford Transit, остальные отметились корректировкой объёмов сбыта преимущественно в сторону увеличения, хотя и тут не обошлось без исключений. Так, УАЗ-3741 был востребован чуть меньше, чем в августе. За последние шесть месяцев лучше он продавался только в апреле и июле. Но здесь причина может крыться в том, что «уазик», так сказать, долгоиграющий продукт, и часто его не меняют.

Автобусный урожай

Увы, спад на рынке пассажирского транспорта до сих пор продолжается. В сентябре 2015 года заказчикам передано 796 ед. новой техники, что на 77 ед., или на 8,8 %, меньше прошлогодних значений. Вроде бы не такой уж глубокий провал, но это как посмотреть. Если представить себе общую картину за весь год, то суммарное падение по месяцам набежит в более впечатляющий антирекорд. Об этом говорят и цифры января – сентября 2015 года к такому же отрезку 2014-го: ёмкость рынка новых автобусов в нашей стране сократилась на 1523 ед., или на 19,2 %…

Битва за покупателей привела к тому, что в сентябре 2015 года безоговорочным фаворитом отгрузок новых лайнеров остался ПАЗ: перевозчикам поступило 360 ед. Правда, это на 31,6 % скромнее результатов сентября 2014-го. За девять месяцев текущего года продано 3401 ед. машин Павловского автобусного завода, или на 15,2 % меньше, чем в январе – сентябре минувшего года. Не всё благополучно и с рыночной долей: относительно трёх кварталов прошедшего сезона она просела с 60,3 до 45,2 %. Впору призадуматься и принять меры. Впрочем, другим игрокам не легче.

Продажи новых автобусов полной массой свыше 5 т в РФ
Марка автобуса Январь–сентябрь Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
ПАЗ 3401 4010 –609 –15,2
НефАЗ 891 663 228 34,4
ЛиАЗ 708 888 –180 –20,3
МАЗ 403 706 –303 –42,9
«Волжанин» 258 130 128 98,5
КАвЗ 219 203 16 7,9
«Урал» 183 194 –11 –5,7
Higer 60 162 –102 –63,0
Hyundai 52 261 –209 –80,1
«Богдан» 45 117 –72 –61,5
ИТОГО в топ-10 6220 7334 –1114 –15,2
Irisbus 36 62 –26 –41,9
Scania 30 30 0 0
MAN 22 48 –26 –54,2
Setra 22 3 19 633,3
King Long 20 129 –109 –84,5
ИТОГО в топ-15 6350 7606 1256 –16,5
Другие бренды 69 336 –267 –79,5
ВЕСЬ РЫНОК 6419 7942 –1523 –19,2

Из отечественных марок конкуренцию ПАЗу по сентябрьским продажам новой техники не смогли составить ни ЛиАЗ (112 ед.), ни МАЗ (103 ед.). При этом благодаря проекту «Наше Подмосковье» Ликинский автобусный завод реализовал на девять городских лайнеров, или на 8,7 % больше, чем год тому назад. В сентябре доля пассажирских машин из Ликино-Дулёво выросла на 2,3 % и достигла значения 14,1 %. Но по итогам трёх кварталов снова сбой: из ворот предприятия выехало на 180 новых автобусов меньше, а это спад на 20,3 %.

Автобусный филиал Минского автозавода вообще творит чудеса. В сентябре его продажи взорвались с 32 ед. прошлого года до 103 ед. нынешнего. Рыночная доля сразу увеличилась на 9,2 процентных пункта и взяла рубеж 12,9 %. Но и здесь не обошлось без пресловутых качелей: по итогам передачи новых лайнеров заказчикам объём сделок сократился на 303 ед., или на 42,9 %.

НефАЗ, в гамме которого и 12-метровые модели, и вахтовки на шасси грузовиков КАМАЗ, в сентябре 2015-го реализовал лишь 82 ед. товарной продукции. Автозавод «Урал» с его вахтовками и сезонностью продаж представителям нефтегазовой отрасли довольствовался шестой позицией (26 ед.), пропустив вперёд КАвЗ с результатом 31 ед. В списке наиболее успешных сбытчиков оказался и «Волжанин» с 15 ед. пассажирской техники. В итоге вся слава поставщиков новых лайнеров досталась отечественному автопрому: на его долю пришлось 732 ед., или 92 %, рынка (годом ранее – 785 ед. и 89,9 % продаж).

Самые продаваемые новые автобусы
полной массой свыше 5 т в РФ в III квартале 2015 г., ед.
Модель автобуса Июль Август Сентябрь
ПАЗ-3205 233 176 219
ЛиАЗ-5292 0 15 71
ПАЗ-3204 27 42 68
МАЗ-203 5 20 56
ПАЗ-4234 41 50 49
ЛиАЗ-5256 90 12 39
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 33 175 34
МАЗ-206, -226 0 2 33
НефАЗ-4208/ КАМАЗ-4310 30 24 29
Irisbus Crossway 1 0 27
ИТОГО в топ-10 460 516 625
«Урал-3255», «Урал-4320» 13 19 26
КАвЗ-4235 8 8 23
НефАЗ-3297 Marcopolo 9 33 15
ПАЗ-3206 2 5 13
«Волжанин-52701» 56 45 12
ИТОГО в топ-15 548 626 714
Другие бренды 77 171 82
ВЕСЬ РЫНОК 625 797 796

Новых автобусов зарубежных марок поставлено только 64 ед., или 8 % от всего объёма сентябрьского сбыта (год назад – 88 ед., или 10,1 %). За исключением Higer с 12 проданными лайнерами количественные успехи других фирм можно в буквальном смысле слова сосчитать по пальцам: Scania смогла реализовать 7 ед., MAN – 5 ед., по 4 ед. отгрузили Toyota и KingLong, по 2 ед. – Setra и Golden Dragon, только один новый автобус продан под маркой Hyundai. Любопытно, что по итогам девяти месяцев ни Toyota, ни Golden Dragon даже не вошли в топ-15.

На вершине платёжеспособного спроса в сентябре оставался ПАЗ-3205 (219 ед.). За этот месяц активизировались продажи ЛиАЗ-5292 (71 ед.) и ПАЗ-3204 (68 ед.). Лучше стали покупать ЛиАЗ-5256. В топ-10 прописались МАЗ-206, МАЗ-226 и Irisbus Crossway. В первую дюжину попал КАвЗ-4235 – их продано больше, чем за три предыдущих месяца, вместе взятых. То же самое справедливо и в отношении ПАЗ-3206. Кому было не суждено войти в топ-15 по итогам сентября? Давайте перечислим: ПАЗ-3203, «Волжанин-52701», «Волжанин-4298», МАЗ-103, КАВЗ-4238 и другим.

Девятый месяц текущего года обнадёжил оживлением автобусного рынка в регионах. По меньшей мере в трёх из них есть рост: 466,7 % – в Северо-Кавказском ФО, 107,2 % – в Уральском ФО, 72,9 % – в Северо-Западном ФО. К сожалению, и «минус» никуда не делся: в Приволжском ФО закупки нового подвижного состава отмечены падением на 52,4 %. На 51,5 % меньше приобрели в Южном ФО. Дальневосточный и Центральный ФО покупали на 35,3 и 18,1 % новых лайнеров меньше, чем в сентябре прошлого года.

Картина со сбытом автобусной техники на вторичном рынке тоже пёстрая, как лоскутное одеяло. В сентябре было продано 1433 ед. техники Павловского автобусного завода (41,3 % продаж), в том числе 1004 ед. модели ПАЗ-3205. Это на 83 ед., или на 5,5 %, меньше значений годичной давности. При этом суммарно за три квартала подержанных ПАЗов продано на 325 ед., или на 2,5 %, меньше, чем годом ранее. Ёмкость парка превысила 160 тыс. ед.

Продажи автобусов с пробегом полной массой свыше 5 т в РФ
Марка автобуса Январь–сентябрь Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
ПАЗ 12 543 12 868 –325 –2,5
ЛиАЗ 2087 2271 –184 –8,1
НефАЗ 2078 1867 211 11,3
КАвЗ 1883 1764 119 6,7
«Кубань» 1752 2030 –278 –13,7
ТагАЗ 1238 1452 –214 –14,7
Hyundai 1057 1235 –178 –14,4
Mercedes-Benz 887 924 –37 –4,0
Bogdan 678 716 –38 –5,3
МАЗ 677 914 –237 –25,9
ИТОГО в топ-10 24 880 26 041 –1161 –4,5
KIA 542 730 –188 –25,8
«Урал» 473 470 3 0,6
MAN 443 453 –10 –2,2
Neoplan 415 508 –93 –18,3
Setra 412 468 –56 –12,0
ИТОГО в топ-15 27 165 28 670 –1505 –5,3
Другие бренды 3599 4345 –746 –17,2
ВЕСЬ РЫНОК 30 764 33 015 –2251 –6,8

Второй по объёмам сбыта за тот же месяц – НефАЗ (254 ед., из них 108 ед. вахтовок). Он улучшил показатель прошлого года всего на 7 ед., что равноценно росту на 2,8 %. Доля на вторичном рынке выросла до 7,3 %, а списочный состав парка достиг 18,8 тыс. ед. Третий по объёмам продаж б / у – КАвЗ (227 ед., с учётом 101 ед. КАвЗ-3976). Это на 22 ед., или на 10,7 %, больше, чем годом ранее. Всего на российские марки пришлось 2704 ед., или 77,9 % рынка (3011 ед. и 78,3 % сбыта в сентябре 2014 г.).

Лидерство среди подержанных автобусов иноземных брендов в сентябре захватил Hyundai (134 ед., из них 50 ед. модели Aero). На втором месте Mercedes-Benz (88 ед.), на третьем Neoplan (60 ед.) и на пятки ему наступает KIA (59 ед.). При этом серебряного и бронзового призёров нет в топ-10 реализации лайнеров с пробегом, не говоря уже о том, чьи успехи скромнее. А далее идёт очень плотная группа, вобравшая по 44 ед. MAN и Daewoo, 43 ед. Higer, 40 ед. Setra и далее по списку.

Самые продаваемые автобусы с пробегом полной массой свыше 5 т в РФ в III квартале 2015 г., ед.
Модель автобуса Июль Август Сентябрь
ПАЗ-3205 1029 1007 1004
«Кубань Г1» 201 170 181
ПАЗ-4234 174 114 161
ПАЗ-3204 113 158 159
ЛиАЗ-5256 126 106 140
ТагАЗ County 135 111 131
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 46 40 110
НефАЗ-4208/ КАМАЗ-4310 61 62 108
КАвЗ-3976 123 92 101
ПАЗ-4230 31 19 71
ИТОГО в топ-10 2039 1879 2166
«Урал-3255», «Урал-4320» 49 37 60
КАвЗ-4238 29 18 56
Bogdan A-0920 61 42 50
Hyundai Aero 74 52 50
КАвЗ-4235 18 27 44
ИТОГО в топ-15 2270 2055 2426
Другие бренды 1024 1029 1046
ВЕСЬ РЫНОК 3294 3084 3472

Сентябрьский спад автобусов с пробегом вылился в 9,7 %, или 375 ед., до уровня 3472 ед. За отрезок январь – сентябрь 2015 в годовом сравнении с прошлым сезоном спрос на пассажирские машины поджался на 6,8 %, или на 2251 ед., до 30764 ед. Страшилки вроде «то ли ещё будет» уже не актуальны. Взбудораженный год назад рынок постепенно оправляется от шока и приходит в себя. Конечно, это ещё не гарантия выхода на прежние позиции, но и не край обрыва, за которым пропасть.

В завершение немного позитива. В сентябре продажи пассажирских «бэушек» выросли в Центральном ФО на 11,3 %, в Северо-Западном ФО – на 20 %, в Дальневосточном ФО – на 25,2 %. Хочется верить, что грустная шутка, что «осенью падают не только листья, но и продажи», так и останется доброй шуткой, не более.

Комментировать ... >>