Троллейбусы Улан-Батора
Обзор модификаций монгольского троллейбуса JEA-800
Столица Монголии – город Улан-Батор – окружена бескрайними степями и небольшими серо-бурыми горами. Однообразную унылость этих мест украшают лишь разноцветные юрты, компактно расположенные вдоль крупных дорог и на пути миграции скотоводов.
В интенсивном городском потоке машин легко угадываются черты азиатского региона. Если 20 лет назад здесь доминировали советские машины, то теперь почти вся техника китайского, японского или корейского производства. Среди участников дорожного движения не остаются незамеченными голубые троллейбусы с крупной надписью «MADE IN MONGOLIA», которая размещена на лобовой части кузова.
Этапы развития
Улан-Батор – не только самая холодная столица мира (среднегодовая температура – минус 0,5° по Цельсию), но и одна из самых грязных. Во всех районах города ощущается смог, запах выхлопных газов, что объясняется его расположением в межгорной долине реки Туул. Сегодня из всех видов транспорта, которые работают в монгольской столице, только троллейбусы не загрязняют окружающую среду. Их движение было открыто 29 октября 1987 года.
С 1987 по 1991 год из СССР в Монголию импортировано около 160 троллейбусов модели ЗИУ-682. В 1994 году Международный банк реконструкции и развития выделил целевой кредит для дальнейшего обновления парка троллейбусов. В том же году тендер на право поставки подвижного состава выиграл российский АО «Троллейбусный завод», собравший для Улан-Батора 9 машин ЗИУ-52642, оборудованных ТИСУ. В 1996 году парк пополнился новыми машинами АКСМ-101, выпущенными минским заводом «Белкоммунмаш». С вводом в эксплуатацию нового подвижного состава велось и строительство маршрутов, протяжённость которых в середине 1990-х годов достигла 85 км.
Первый монгольский
К 800-летию Великой Монголии в 2006 году (на заставке) специалисты компании «Цахилгаан тээвэр» («Электрический транспорт») построили новый троллейбус собственной конструкции JEA-800. Материально-техническая база троллейбусного парка позволяет проводить ремонт механического оборудования, сварку и рихтовку металлических деталей, перемотку тяговых двигателей, генераторов. На площадке имелись участки для окраски машин, их кузовного ремонта. Всё это и было задействовано при постройке собственных троллейбусов.
С 2007 по 2010 год с Московского троллейбусного завода «МТрЗ» в Улан-Батор было поставлено 10 кузовов серии МТрЗ-6223 и один такой же собранный троллейбус. С 2008 году монгольские рабочие приступили к переоборудованию имевшихся в городе корейских автобусов Hyundai Aero City в троллейбусы.
С начала 2010 года кузова и электрооборудование для троллейбусов закупали в соседнем Китае. Там же приобрели хранившиеся с 1994 года троллейбусы Shenfeng SY-D60C, предназначавшиеся для Аргентины. Несколько лет по маршруту № 4 работали троллейбусы BJD-WG-120A 1999 года постройки, привезённые из Пекина. Это был единственный случай в истории монгольского троллейбуса, когда в городе эксплуатировали бывший в употреблении подвижной состав.
Кроме Улан-Батора новые троллейбусы компании «Электрический транспорт» в 2008 году были поставлены в казахстанский Петропавловск.
Ритм столицы
С востока на запад и фактически через весь Улан-Батор проходит проспект Мира, по-монгольски он называется Энх-Тайвны-Орган. По большей его части проходят все маршруты троллейбуса. Там же работают автобусы и маршрутные такси, составляющие основу пассажирского парка столицы.
Больших эстакад и тоннелей в центре нет. Исключение составляют лишь несколько путепроводов через железную дорогу и реку Туул-Гол. На перекрёстках установлены светофоры, перед которыми нетерпеливые водители автобусов и троллейбусов пытаются занять выгодное место, а затем рвануть наперегонки до ближайшей остановки. Состояние дорог в Улан-Баторе местами такое, что почти еженедельно приходится менять стёкла из-за повреждения щебёнкой, которую после зимы долго не убирают.
Система оплаты проезда и сервис на городском транспорте Улан-Батора ещё далеки от совершенства. Стоимость поездки нигде не указана. Лишь получив сдачу от кондуктора, можно высчитать её размер. Независимо от расстояния в троллейбусе проезд обойдётся в 300 тугриков, в автобусе – 500. В переводе на нашу валюту это будет соответствовать 9,7 и 16,1 рубля. Расписания движения, общей схемы маршрутной сети с указанием пересадочных узлов, неповреждённых остановочных павильонов в Улан-Баторе на момент моего пребывания не было.
Когда-то в монгольской столице проживало около 220 тыс. человек, сегодня город разросся, а число жителей увеличилось до 1,2 млн. Четыре троллейбусных маршрута, работающих по сети протяжённостью 50 км охватывают наиболее благоустроенные районы. В барачно-юртовые кварталы, облепившие Улан-Батор со всех сторон, проложены многочисленные автобусные маршруты, обслуживаемые двухосными автобусами корейского производства.