Опубликовано: ГП 01-2016

Из чего собран спортивный КАМАЗ?
Доработка серийных деталей "по месту" для каждого болида

Андрей Филиппов, фото автора

После дебютного показа для прессы нового капотного болида КАМАЗ 43хх команды «КАМАЗ-Мастер» с использованием элементов кабины и оперения от грузовика Mercedes-Benz Zetros болельщики команды, а с ними и все, кто не равнодушен к спорту, разделились на два лагеря. Первые утверждали, что «усё пропало, клиент уежаить!» и что теперь в гоночном грузовике российского ничего не осталось. Вторые парировали, что команда российская, конструкторы и гонщики российские, а значит, и победа тоже российская!

В этом бурном споре все как-то позабыли, что гоночный автомобиль, впрочем, как и любой другой, состоит не только из кабины, капота и двигателя, но и ещё из огромного количества деталей, совокупность которых и создаёт тот самый «Грузовик победы». Зато об этом помним мы, поэтому во время очередной поездки на «КАМАЗ-Мастер» вместо проверки уровня адреналина во время прыжков с трамплина на полигоне Тарловка было решено заняться поиском ответа на вопрос: «Из чего всё же собран спортивный КАМАЗ?»

Да чего уж там говорить – смотрите сами. Вот она, россыпь того, что «КАМАЗ-Мастер» изготовляет самостоятельно А это тот самый «капотник» КАМАЗ-43хх. В настоящее время автомобиль практически всегда в процессе усовершенствования конструкции

«Свой в доску»

Скажу так, закончив экскурсию по цехам «КАМАЗ-Мастер», я начал готовить большой опус, о том, что же именно команда изготовляет самостоятельно. Однако, дойдя до тридцать второй позиции, я понял, что это напрасный труд. Меняется регламент гонок, меняются поставщики комплектующих, меняются сами автомобили. «КАМАЗ-Мастер», как отлаженный механизм, оперативно перестраивает своё производство, и вполне возможно, что те детали, о производстве которых я вам расскажу, уже завтра будут закупаться на стороне, а их место займут новые. Поэтому попытаюсь просто передать масштабы, нет, даже не столько «российского», сколько «командного» в грузовике.

Представьте себе стандартный КАМАЗ с колёсной формулой 4х4, их много бегает по нашим дорогам, так что проблем, полагаю, не будет. Теперь сравните его с той машиной, которую видите на фото. Теперь найдите 10 одинаковых деталей, а всё остальное как раз и будет тем, что спроектировано и изготовлено командой «КАМАЗ-Мастер» и заводом «КАМАЗ».

Потёкший радиатор системы охлаждения для гоночного автомобиля – верная примета досрочного финиша, потому их тоже делают самостоятельно Здесь изготовляют рессоры и тормозные колодки – в гонке с тормозами не шутят, так что надежда только на собственные силы

Я, конечно, утрирую, но, по сути, так оно и есть. Спортивный грузовик просто физически не сможет побеждать на серийных компонентах – слишком мал запас прочности у обычных машин. В то же время, если абсолютно все детали создавать «с нуля», то получится «золотой болид», место которому разве что в банке.

Вот и приходится команде брать серийные детали и дорабатывать их «по месту». В цехах команды я видел шестерни, балки мостов, хвостовики, бортовые передачи, турбины и т. д. и т. п. Что-то подвергается модернизации, в чём-то меняются элементы, а что-то (как те же колёсные диски) изготовляется самостоятельно. При этом все изменения должны быть универсальны и подходить не к одной, а ко всем машинам в команде. А ведь каждый пилот видит автомобиль по-своему и настраивает его «под себя», и надо не навредить его настройкам.

А это поворотный стенд для обслуживания двигателей, угадайте, насколько «глубоко» мотористы влезают в его устройство?..

Даже импортный двигатель Liebherr разбирают в случае необходимости в команде чуть ли не по винтикам, а потом собирают вновь. Кстати, стенд, на котором испытывают и доводят моторы, есть на фото – оцените размах.

Для тех, кому любопытно, какие изменения произошли с боевыми КАМАЗами при подготовке к спортивному сезону 2016 года, расскажу о серьёзной работе над тормозной системой. Дело в том, что на прошлогоднем соревновании Dakar при прохождении высокогорного участка выяснилось, что эффективность штатной тормозной системы на такой высоте значительно падает при прохождении более сотни километров. Это же подтвердили и последующие тесты в Казахстане. В итоге инженеры команды подобрали иной состав накладок тормозных колодок, а на один из грузовиков установили моторный тормоз (пока в качестве эксперимента). До настоящего времени он не применялся.

Загадочное сооружение, опутанное проводами и трубками, – стенд по испытанию двигателей, появившийся в команде с приходом двигателей Liebherr

Кроме того, в этом году по регламенту уменьшены допустимые ходы подвески с 330 до 300 мм. В итоге пришлось поменять характеристики как рессор, так и амортизаторов, ведь для езды по бездорожью на высокой скорости даже 30 мм хода оказывают существенное влияние на поведение машины.

Так что говорить о том, что в боевых машинах «КАМАЗ-Мастер» мало что от КАМАЗа – несерьёзно. Да, практически все детали КАМАЗ-4326 прошли ту или иную степень доработки в команде «КАМАЗ-Мастер». Но, что победитель гонок с гордостью может нести марку «Сделано в России», – несомненно!

А это что-то вроде главной ремонтной мастерской, здесь грузовики собирают, сюда же загоняют их для ремонта Тем, кто считает, что «технички» вечны и в ремонтах не нуждаются, посвящается: КАМАЗ-635050 в процессе капремонта

Уж тот ли Dakar?

Теперь немного о предстоящих гонках, в которых вот-вот примет участие «КАМАЗ-Мастер».

Ралли Dakar 2016 стартует 2 января в Буэнос-Айресе и после 9000-километровой «петли» по южноамериканскому континенту финиширует 16 января в аргентинском Росарио.

Сам по себе грядущий Dakar готовит массу сюрпризов.

Вместо четырёх стран он пройдет только в двух – Аргентине и Боливии. Так что вместо самых засушливых песков Атакамы будет аргентинская пустыня Фиамбала. Стоит отметить, что после дня отдыха гонка переместится на высокогорье, где этапы будут проходить на высоте 3000–4000 м, что, несомненно, заметно усложнит жизнь как экипажам, так и автомобилям.

Ну и «контрольным выстрелом» от организаторов может стать «День без сервиса». В прошлом году он представлял собой два этапа, между которыми был запрещён ремонт автомобилей силами механиков команды – только сам экипаж мог устранять неполадки. В этот раз планируется вообще исключить ремонт, и машины между этапами будут стоять в закрытом парке без доступа кого-либо из членов команды. Чем это может грозить, понять не сложно, особенно, если вспомнить, что такой «расходник», как запасные колёса, пополнить будет нельзя.

Ну и традиционная «фишка» ралли Dakar никуда не делась. Взгляните на таблицу и увидите всё тот же огромный километраж дорожных перегонов. Так что важная задача «не уснуть за рулём на лиазоне» тоже остаётся в силе.

Dakar 2016
Дата Название этапа Протяжённость этапа, км Протяжённость СУ, км
02.01.16 BUENOS AIRES / ROSARIO (пролог) 357 11
03.01.16 ROSARIO / VILLA CARLOS PAZ 662 258
04.01.16 VILLA CARLOS PAZ / TERMAS DE RIO HONDO 858 521
05.01.16 TERMAS DE RIO HONDO / SAN SALVADOR DE JUJUY 663 314
06.01.16 SAN SALVADOR DE JUJUY / SAN SALVADOR DE JUJUY 629 418
07.01.16 SAN SALVADOR DE JUJUY / UYUNI 642 327
08.01.16 UYUNI / UYUNI 600 295
09.01.16 UYUNI / SALTA 793 353
10.01.16 День отдыха
11.01.16 SALTA / BELEN 766 393
12.01.16 BELEN / BELEN 463 283
13.01.16 BELEN / LA RIOJA 763 278
14.01.16 LA RIOJA / SAN JUAN 712 431
15.01.16 SAN JUAN / VILLA CARLOS PAZ 886 267
16.01.16 VILLA CARLOS PAZ / ROSARIO 669 180

На ралли Dakar 2016 цвета «КАМАЗ-Мастер» будут защищать четыре экипажа:

  • № 500 – пилот Айрат Мардеев, штурман Айдар Беляев, механик Дмитрий Свистунов;
  • № 502 – пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков;
  • № 504 – пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов;
  • № 508 – пилот Дмитрий Сотников, штурман Игорь Девяткин, механик Руслан Ахмадеев;
  • …и конечно же КАМАЗ-4326 (модель 2013 года).

Не обращайте внимания на чехарду со стартовыми номерами, похоже, организаторы, дабы разнообразить стартовый подиум, решили раздать их не по результатам гонщиков, а по маркам автомобилей, чтобы «Синяя армада» не победила морально всех конкурентов ещё до старта…

Вариант с песочницей

Всё больше набирает популярность и альтернативная гонка «Africa Eco Race». Тем более она лояльнее к участникам в плане регламента да и проложена по местам, где ранее проходило классическое ралли «Париж – Дакар».

Африканский ралли-марафон «Africa Eco Race 2016» начинается 27 декабря 2015 в Монако и завершится 10 января 2016 года на Розовом озере в Дакаре.

Сложности, которые здесь и так ни в чём не уступали ралли Dakar, в этом году усилят включением в 12-этапный марафон нового песчаного этапа в Мавритании – Атар-Атар!

Africa Eco Race 2016
Дата Название этапа Протяжённость этапа, км Протяжённость СУ, км
29.12.15 NADOR / JORF EL HAMAM 695 157
30.12.15 JORF EL HAMAM / TAGOUNITE 476 330
31.12.15 TAGOUNITE / ASSA 578 439
01.01.16 ASSA / AS SAKN 409 379
02.01.16 AS SAKN / DAKHLA 681 453
03.01.16 День отдыха
04.01.16 DAKHLA / CHAMI 621 174
05.01.16 CHAMI / ATAR 473 380
06.01.16 ATAR / ATAR 501 431
07.01.16 ATAR / AKJOUJT 474 449
08.01.16 AKJOUJT / AKJOUJT 349 329
09.01.16 AKJOUJT / SAINT LOUIS 545 260
10.01.16 SAINT LOUIS / LAC ROSE – DAKAR 25 25

На ралли «Africa Eco Race 2016» от команды «КАМАЗ-Мастер» будут участвовать два экипажа:

  • № 401 – пилот Антон Шибалов, штурман Роберт Аматыч, механик Алмаз Хисамиев и КАМАЗ-4326 (модель 2007 года);
  • № 404 – пилот Сергей Куприянов, штурман Александр Куприянов, механик Анатолий Танин и газодизельный КАМАЗ-432690 (модель 2007 года).

Удачи вам, парни! Мы болеем за вас!

Итог кропотливого труда команды – Золотые бедуины. Эти десять завоёваны первым поколением команды, а у «молодых» своя полка…
Комментировать ... >>