Ностальгический образ
Автобус Setra S 210 HD (typ 174) занимает почётное место в родословной клубных автобусов
По дороге в аэропорт, откуда я улетал в Дрезден на празднование 60-летия клубных автобусов Setra, по пути попалось множество старых Setra «вечной» 200-й серии, в самых разных вариациях. Словно старина из Ульма по фамилии Кессборер решил невзначай напомнить о своём принципе постройки несущих автобусных кузовов.
Потом была серия тестов новой линейки клубных автобусов серии S515HD, поездка за рулём на основателе рода – харизматичном автобусике Setra S6, которому стукнуло 60 годков, но ближе к вечеру я присмотрел для очередного заезда очень близкую мне по духу модель 200-й серии. И самое интересное, что автобус, который я водил в тот день целых три часа по немецким дорогам, не подвергался реставрации. Он просто хорошо сохранился, тем он более ценен в рамках достоверности такого рода тест-драйвов.
Setra S 210 HD (typ 174) 1989 года выпуска обнаружили в Турции в результате целенаправленного поиска. На момент обнаружения автобус транспортной компании Varan проехал всего 50 000 км и был полностью в комплектном состоянии. В машине всё находилось в безукоризненном качестве, начиная с обивки всех сидений и заканчивая проигрывателем и телевизором Blaupunkt. Может, поэтому сделка по приобретению машины в заводской музей растянулась на несколько месяцев.
Немного истории и предшественник
Предшественником предмета нашего ретротеста был автобус Setra S 208 H малой длины, прототип которого был представлен в Турине в мае 1979 г. В то время все модели Setra 200-й серии изготовлялись в рамках специально разработанной единой общей модульной системы. Поэтому по конструктивным соображениям автобусу малой длины S 208 H требовалась модифицированная конструкция ведущего моста и задней оси из-за специфики габаритов и массы машины.
Хронология: 60 лет производства клубных автобусов Setra
1955 – На Женевской автовыставке представлен первый клубный автобус Setra S 6. Всего за период до 1964 г. было изготовлено и продано до 1172 единиц.
1965 – Представлен преемник автобуса Setra S 6 – автобус Setra S 7.
1968 – Запущен в продажу автобус Setra S 80 из модельного ряда 100, преемник автобуса S 7. Общие продажи за период до 1977 г. составили 1246 автомобилей.
1975 – Представлен автобус Setra S 80 B как результат усовершенствования завоевавшего популярность автобуса Setra S 80. Его ширина его составляет 2300 мм и в дальнейшем будет увеличена до 2500 мм (версия B).
1979 – На дороги выходит наименьший по длине автобус из модельного ряда 200 – Setra S 208 H.
1991 – Представлен модельный ряд 300. В числе новинок также находится клубный автобус Setra S 309 HD.
2001 – Спустя несколько месяцев после представления модельного ряда 400 в рамках бренда также представлен соответствующий клубный автобус – Setra S 411 HD.
2009 – В честь 25-летия выхода на рынок в США на выставке UMA (Объединённой ассоциации автобусов) в г. Орландо, шт. Флорида представлен автобус S 6.
2012 – 4500-м автобусом в Австрии становится автобус Setra 411 HD. Он был вручён туристическому агентству Penner в г. Штоккерау.
2013 – Продажи автобуса S 411 HD до конца года составили 854 единицы.
2014 – Летом модельный ряд ComfortClass 500 пополняется новым автобусом – S 511 HD.
2015 – Три классических автобуса S 6 и один автобус S 208 H представлены на выставке Retro Classics в Штутгарте. Компания Kolb Omnibusverkehr GmbH в г. Швебиш-Гмюнд принимает первый автобус S 511 HD, поставленный оператору автобусов в Германии.
Конструкторам по ряду компоновочных соображений пришлось отказаться от задней двери в свесе, применив взамен дверь в базе. В некоторых странах допускалась конфигурация только с одной передней дверью пассажирского салона.
В отличие от остальных машин модельного ряда 200 в автобусе S 208 H отсутствовали пневмоподвеска и ретардер. Благодаря тому, что диаметр поворота составлял всего 14,6 м, автобус идеально подходил для узких горных дорог. Однако как и прочие туристские автобусы, он обладал такими особенностями комфорта, как сиденья с регулируемым наклоном спинки, обширное двойное остекление и новая система перекрёстной вентиляции и отопления.
С апреля 1980 года автобусы получили дисковые тормоза на передней оси. В ответ на многочисленные просьбы заказчиков стало возможным заказать автобус с туалетом, кондиционером и в исполнении с узким кузовом шириной всего 2300 мм.
Для некоторых рынков предлагалась версия с разделённым ветровым стеклом. На смену автобусу S 80 пришёл автобус длиной 7600 мм, который с 1979-го по 1983 г. выпустили в количестве 494 единиц.
Перевозчик всея Руси
Трудно подсчитать, сколько «челноков», гастарбайтеров да и просто рядовых пассажиров перевезли через множество границ, областей и краёв автобусы этой серии в России за два прошедших десятилетия. Возможно, благодаря ему многие были согреты дешёвой и неплохой одеждой, в изобилии продававшийся на вещевых рынках на закате двадцатого века. Впрочем, к чему «челночная» тема: сегодня эти порядком потрёпанные дорогами, возрастом и многомиллионными пробегами автобусы (правда, не в клубном, а в пригородном или туристском исполнении) продолжают регулярно курсировать по междугородным и местным маршрутам, иногда это единственный шанс за 5–6 часов добраться до столицы из небольшого районного городка где-нибудь, к примеру, в Смоленской области.
Сейчас автобус S 210 HD (Varan) тоже занимает почётное место в родословной клубных автобусов Setra. После снятия с производства модели S 208 H в 1983 г. автобус длиной 9340 мм стал первым высокопалубным автобусом среди компактных и первой моделью с обычным задним мостом, положив конец эпохе специальных приводов (с угловыми редукторами), которые применялись на автобусах S 6, S 80 и S 208 H. Как и все прочие автобусы из этого модельного ряда, автобус S 210 HD обладал такими преимуществами, как система отопления и кондиционирования воздуха с электронным управлением и системой ABS, серийно устанавливаемой с 1984 г.
Тайна энергетики и эргономики
Когда я открыл с левой стороны водительскую дверь (редкая опция в современных автобусах) и уселся на рабочее место, подумал вот о чём. Лет пятнадцать назад, когда эти автобусы, бывшие в употреблении, массово ввозились в Россию, я совершил личный качественный скачок – отказался от своего отечественного автомобиля и пересел на подержанного «немца». Теперь я вижу, насколько же они похожи: та, моя первая иномарка, тоже 1989-го года выпуска, и эта Setra.
Дизайн, расположение органов управления, все эти кнопочки, разноцветные светодиоды в аналоговых приборах, даже фактура пластика и запах в кабине! Давайте проведём некую историческую реконструкцию.
Представьте себе картину: 1989 год, Федеративная Республика Германия, утро. Добропорядочный бюргер – водитель автобуса – прибывает на работу на собственном автомобиле, естественно, немецком, принимает автобус и выезжает на линию. Пространство вокруг почти не изменилось, только стали иными габариты и назначение транспортного средства. А вот органы управления, усилия на них, ходы рычага КП, посадка за рулём и регулировки сиденья – всё стабильно, а оттого привычно, уютно, комфортно. Жаль только, что понять, почувствовать этот монументальный комфорт и уверенность в машине, постичь эту великую тайну эргономики большинство российских водителей смогли только на примере далеко не новой техники. Теперь оставим эмоции и рассмотрим конструкцию машины, которая по меркам классификации ретроавтомобилей ещё «юниор» – автобусу в этом году исполняется 27 лет.
Основополагающая конструкция
Несмотря на то что с начала выпуска автобусов Setra серии 200 прошло без малого 40 лет, базовые принципы постройки автобусов не изменились. У нашего красавца Setra S 210 HD вполне современная компоновка – несущий кузов вагонного типа, дизельный двигатель в корме, 6-ступенчатая механическая КП, пневматическая подвеска на всех осях, дисковые тормоза на передней оси и даже АБС в базовой комплектации.
В салоне два ряда двойных кресел на подиумах, над головами пассажиров багажные полки с индивидуальными плафонами, а в подполье вполне достойное багажное отделение.
Управлять автобусом чрезвычайно приятно. Панорамное стекло и множество зеркал обеспечивают идеальный обзор, передачи переключаются настолько легко, что порой даже возникают сомнения, что это обычный механический привод, с длинной кулисой и шарнирными соединениями, а не джойстик.
Двигатель так вообще не слышно и не видно: ни вибраций, ни шумов. Одиннадцатилитровый 6-цилиндровый V-образный атмосферный дизель развивает не очень много для своего рабочего объёма – 216 «лошадей», но зато может дать фору многим современным моторам в низовой тяге и эластичности, а ещё этот движок имеет гигантский запас прочности и гарантированный ресурс не менее миллиона километров. Вот только сегодня V-образная «шестёрка» уже в диковинку, гораздо привычнее в этом классе рядные моторы с турбонаддувом и интеркулером…
Предмет золотого века
Современные автобусы сегодня зажаты в очень жёсткие рамки всевозможных регламентов, стандартов и правил: экология, активная и пассивная безопасность, утилизация материалов. И я с удивлением отмечаю, что в угоду глобальной безопасности сегодняшние машины уже не такие удобные, фундаментально добротные и сказочно комфортные.
Конец восьмидесятых прошлого века, видимо, и есть тот самый золотой век автомобилестроения. Тогда конструкторы уже имели в своём распоряжении годами проверенные решения и достаточно эффективные технологии, но ещё не были столь озабочены кризисом перепроизводства и создавали не одноразовые, а действительно прочные, долговечные, надёжные автомобили.
Параметр | Значение |
---|---|
Номер шасси | 17400001030332 |
Колёсная формула | 4х2 |
Пассажировместимость, чел. | 27+1 |
Полная масса, кг | 15 000 |
Двигатель:
|
Mercedes-Benz OM 421.910, дизель, V-6 10 964 216 (161) при 2100 мин-1 844 при 1000–1600 мин-1 |
Коробка передач | Механическая |
Количество ступеней вперёд/ назад | 6/1 |
Подвеска | Пневматическая |
Шины | Continental HSR2, 295/80 R 22,5 |