Опубликовано: ГП 03-2016

Ностальгический образ
Автобус Setra S 210 HD (typ 174) занимает почётное место в родословной клубных автобусов

Даниил Минаев, фото автора

По дороге в аэропорт, откуда я улетал в Дрезден на празднование 60-летия клубных автобусов Setra, по пути попалось множество старых Setra «вечной» 200-й серии, в самых разных вариациях. Словно старина из Ульма по фамилии Кессборер решил невзначай напомнить о своём принципе постройки несущих автобусных кузовов.

Потом была серия тестов новой линейки клубных автобусов серии S515HD, поездка за рулём на основателе рода – харизматичном автобусике Setra S6, которому стукнуло 60 годков, но ближе к вечеру я присмотрел для очередного заезда очень близкую мне по духу модель 200-й серии. И самое интересное, что автобус, который я водил в тот день целых три часа по немецким дорогам, не подвергался реставрации. Он просто хорошо сохранился, тем он более ценен в рамках достоверности такого рода тест-драйвов.

Рабочее место водителя и комбинация приборов

Setra S 210 HD (typ 174) 1989 года выпуска обнаружили в Турции в результате целенаправленного поиска. На момент обнаружения автобус транспортной компании Varan проехал всего 50 000 км и был полностью в комплектном состоянии. В машине всё находилось в безукоризненном качестве, начиная с обивки всех сидений и заканчивая проигрывателем и телевизором Blaupunkt. Может, поэтому сделка по приобретению машины в заводской музей растянулась на несколько месяцев.

Немного истории и предшественник

Предшественником предмета нашего ретротеста был автобус Setra S 208 H малой длины, прототип которого был представлен в Турине в мае 1979 г. В то время все модели Setra 200-й серии изготовлялись в рамках специально разработанной единой общей модульной системы. Поэтому по конструктивным соображениям автобусу малой длины S 208 H требовалась модифицированная конструкция ведущего моста и задней оси из-за специфики габаритов и массы машины.

Хронология: 60 лет производства клубных автобусов Setra

1955 – На Женевской автовыставке представлен первый клубный автобус Setra S 6. Всего за период до 1964 г. было изготовлено и продано до 1172 единиц.

1965 – Представлен преемник автобуса Setra S 6 – автобус Setra S 7.

Setra S 6, 1955 г.
Setra S 7, 1965 г.

1968 – Запущен в продажу автобус Setra S 80 из модельного ряда 100, преемник автобуса S 7. Общие продажи за период до 1977 г. составили 1246 автомобилей.

1975 – Представлен автобус Setra S 80 B как результат усовершенствования завоевавшего популярность автобуса Setra S 80. Его ширина его составляет 2300 мм и в дальнейшем будет увеличена до 2500 мм (версия B).

Setra S 80, 1974 г.
Setra S 80 B, 1975 г.

1979 – На дороги выходит наименьший по длине автобус из модельного ряда 200 – Setra S 208 H.

1991 – Представлен модельный ряд 300. В числе новинок также находится клубный автобус Setra S 309 HD.

Setra S 208 H, 1979 г.
Setra S 309 HD, 1991 г.

2001 – Спустя несколько месяцев после представления модельного ряда 400 в рамках бренда также представлен соответствующий клубный автобус – Setra S 411 HD.

2009 – В честь 25-летия выхода на рынок в США на выставке UMA (Объединённой ассоциации автобусов) в г. Орландо, шт. Флорида представлен автобус S 6.

Setra S 411 HD, 2001 г.
Setra S 511 HD, 2014 г.

2012 – 4500-м автобусом в Австрии становится автобус Setra 411 HD. Он был вручён туристическому агентству Penner в г. Штоккерау.

2013 – Продажи автобуса S 411 HD до конца года составили 854 единицы.

2014 – Летом модельный ряд ComfortClass 500 пополняется новым автобусом – S 511 HD.

2015 – Три классических автобуса S 6 и один автобус S 208 H представлены на выставке Retro Classics в Штутгарте. Компания Kolb Omnibusverkehr GmbH в г. Швебиш-Гмюнд принимает первый автобус S 511 HD, поставленный оператору автобусов в Германии.

Конструкторам по ряду компоновочных соображений пришлось отказаться от задней двери в свесе, применив взамен дверь в базе. В некоторых странах допускалась конфигурация только с одной передней дверью пассажирского салона.

В отличие от остальных машин модельного ряда 200 в автобусе S 208 H отсутствовали пневмоподвеска и ретардер. Благодаря тому, что диаметр поворота составлял всего 14,6 м, автобус идеально подходил для узких горных дорог. Однако как и прочие туристские автобусы, он обладал такими особенностями комфорта, как сиденья с регулируемым наклоном спинки, обширное двойное остекление и новая система перекрёстной вентиляции и отопления.

Ностальгические ассоциации вызывает эклектичное соседство рычагов, клавиш, кнопок, разноцветные светодиоды аналоговых приборов Ностальгические ассоциации вызывает эклектичное соседство рычагов, клавиш, кнопок, разноцветные светодиоды аналоговых приборов Ностальгические ассоциации вызывает эклектичное соседство рычагов, клавиш, кнопок, разноцветные светодиоды аналоговых приборов
Ностальгические ассоциации вызывает эклектичное соседство рычагов, клавиш, кнопок, разноцветные светодиоды аналоговых приборов

С апреля 1980 года автобусы получили дисковые тормоза на передней оси. В ответ на многочисленные просьбы заказчиков стало возможным заказать автобус с туалетом, кондиционером и в исполнении с узким кузовом шириной всего 2300 мм.

Для некоторых рынков предлагалась версия с разделённым ветровым стеклом. На смену автобусу S 80 пришёл автобус длиной 7600 мм, который с 1979-го по 1983 г. выпустили в количестве 494 единиц.

Перевозчик всея Руси

Педальный узел и напольный рычаг КП – удивительно чуткие и чётко работающие органы управления Педальный узел и напольный рычаг КП – удивительно чуткие и чётко работающие органы управления
Педальный узел и напольный рычаг КП – удивительно чуткие и чётко работающие органы управления

Трудно подсчитать, сколько «челноков», гастарбайтеров да и просто рядовых пассажиров перевезли через множество границ, областей и краёв автобусы этой серии в России за два прошедших десятилетия. Возможно, благодаря ему многие были согреты дешёвой и неплохой одеждой, в изобилии продававшийся на вещевых рынках на закате двадцатого века. Впрочем, к чему «челночная» тема: сегодня эти порядком потрёпанные дорогами, возрастом и многомиллионными пробегами автобусы (правда, не в клубном, а в пригородном или туристском исполнении) продолжают регулярно курсировать по междугородным и местным маршрутам, иногда это единственный шанс за 5–6 часов добраться до столицы из небольшого районного городка где-нибудь, к примеру, в Смоленской области.

Сейчас автобус S 210 HD (Varan) тоже занимает почётное место в родословной клубных автобусов Setra. После снятия с производства модели S 208 H в 1983 г. автобус длиной 9340 мм стал первым высокопалубным автобусом среди компактных и первой моделью с обычным задним мостом, положив конец эпохе специальных приводов (с угловыми редукторами), которые применялись на автобусах S 6, S 80 и S 208 H. Как и все прочие автобусы из этого модельного ряда, автобус S 210 HD обладал такими преимуществами, как система отопления и кондиционирования воздуха с электронным управлением и системой ABS, серийно устанавливаемой с 1984 г.

Тайна энергетики и эргономики

В двери водителя нашлось место и телефону Блок управления климатом

Когда я открыл с левой стороны водительскую дверь (редкая опция в современных автобусах) и уселся на рабочее место, подумал вот о чём. Лет пятнадцать назад, когда эти автобусы, бывшие в употреблении, массово ввозились в Россию, я совершил личный качественный скачок – отказался от своего отечественного автомобиля и пересел на подержанного «немца». Теперь я вижу, насколько же они похожи: та, моя первая иномарка, тоже 1989-го года выпуска, и эта Setra.

Туалетная кабина и вторая служебная дверь

Дизайн, расположение органов управления, все эти кнопочки, разноцветные светодиоды в аналоговых приборах, даже фактура пластика и запах в кабине! Давайте проведём некую историческую реконструкцию.

Представьте себе картину: 1989 год, Федеративная Республика Германия, утро. Добропорядочный бюргер – водитель автобуса – прибывает на работу на собственном автомобиле, естественно, немецком, принимает автобус и выезжает на линию. Пространство вокруг почти не изменилось, только стали иными габариты и назначение транспортного средства. А вот органы управления, усилия на них, ходы рычага КП, посадка за рулём и регулировки сиденья – всё стабильно, а оттого привычно, уютно, комфортно. Жаль только, что понять, почувствовать этот монументальный комфорт и уверенность в машине, постичь эту великую тайну эргономики большинство российских водителей смогли только на примере далеко не новой техники. Теперь оставим эмоции и рассмотрим конструкцию машины, которая по меркам классификации ретроавтомобилей ещё «юниор» – автобусу в этом году исполняется 27 лет.

Основополагающая конструкция

Несмотря на то что с начала выпуска автобусов Setra серии 200 прошло без малого 40 лет, базовые принципы постройки автобусов не изменились. У нашего красавца Setra S 210 HD вполне современная компоновка – несущий кузов вагонного типа, дизельный двигатель в корме, 6-ступенчатая механическая КП, пневматическая подвеска на всех осях, дисковые тормоза на передней оси и даже АБС в базовой комплектации.

В салоне два ряда двойных кресел на подиумах, над головами пассажиров багажные полки с индивидуальными плафонами, а в подполье вполне достойное багажное отделение.

Интерьер клубного салона Интерьер клубного салона Кресла «круглого стола» оборудованы ремнями безопасности

Управлять автобусом чрезвычайно приятно. Панорамное стекло и множество зеркал обеспечивают идеальный обзор, передачи переключаются настолько легко, что порой даже возникают сомнения, что это обычный механический привод, с длинной кулисой и шарнирными соединениями, а не джойстик.

Двигатель так вообще не слышно и не видно: ни вибраций, ни шумов. Одиннадцатилитровый 6-цилиндровый V-образный атмосферный дизель развивает не очень много для своего рабочего объёма – 216 «лошадей», но зато может дать фору многим современным моторам в низовой тяге и эластичности, а ещё этот движок имеет гигантский запас прочности и гарантированный ресурс не менее миллиона километров. Вот только сегодня V-образная «шестёрка» уже в диковинку, гораздо привычнее в этом классе рядные моторы с турбонаддувом и интеркулером…

Предмет золотого века

Индивидуальные потолочные блоки для пассажиров
Передние фары <br/>со стеклоочистителями

Современные автобусы сегодня зажаты в очень жёсткие рамки всевозможных регламентов, стандартов и правил: экология, активная и пассивная безопасность, утилизация материалов. И я с удивлением отмечаю, что в угоду глобальной безопасности сегодняшние машины уже не такие удобные, фундаментально добротные и сказочно комфортные.

Конец восьмидесятых прошлого века, видимо, и есть тот самый золотой век автомобилестроения. Тогда конструкторы уже имели в своём распоряжении годами проверенные решения и достаточно эффективные технологии, но ещё не были столь озабочены кризисом перепроизводства и создавали не одноразовые, а действительно прочные, долговечные, надёжные автомобили.

Техническая характеристика автобуса Setra S 210 HD (typ 174), 1989 г.
Параметр Значение
Номер шасси 17400001030332
Колёсная формула 4х2
Пассажировместимость, чел. 27+1
Полная масса, кг 15 000
Двигатель:
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с. (кВт)
  • крутящий момент, Н∙м
Mercedes-Benz OM 421.910, дизель, V-6
10 964
216 (161) при 2100 мин-1
844 при 1000–1600 мин-1
Коробка передач Механическая
Количество ступеней вперёд/ назад 6/1
Подвеска Пневматическая
Шины Continental HSR2, 295/80 R 22,5
Комментировать ... >>