Опубликовано: ГП 08-2012

Три пути ИНДУСтриализации

Часть 3. Свита моторизации

Юрий Петров
Фото Роберта Яблонского (Robert Jablonsky, Германия), Куналя Бисваза, Хираджа Сунила (Kunal Biswas, Hiraj Sunil, Индия), порталов team-bhp. com, motorbeam.com, IAB и фирм-производителей

К 65-летию независимости, провозглашённой в 1947 году, Индия подошла с богатым историческим багажом. Переплетение архаики, культурной самобытности и открытых передовых технологий способно привести к новым течениям и веяниям в моде. Но для этого нужна критическая масса. В споре с крестьянским умом, мирившимся столетиями с религией, тропическими болезнями, развитие экономики даже с самыми благими намерениями будет всегда упираться в преувеличенно «домотканые» обычаи.

Понимание этой максимы позволяет разглядеть причину долгого развития особенностей местпрома Индии. Автомобилестроение здесь в 1950–1980-х топталось на почве пяти чужестранных школ. Изначально немецкое направление в компаниях Tata и Tempo (Bajaj Tempo) было представлено лицензионной или совместно разработанной продукцией в сотрудничестве с Daimler-Benz и Tempo. Японское представительство в «доминионах» Mahindra, Maruti и Swaraj являли модели Mitsubishi L300, линейка кей-классов Suzuki и среднетоннажники Mazda. Американское влияние Wabco, Mack и Willys-Jeep было предложено махровыми модельными рядами Bharat Haulpack, Unimac и Mahindra. Британское лобби Morris, Vauxhall и собственно сам Leyland защищали марки Hindustan и Ashok Leyland. Пятая ветвь была представлена в 1977 г. компанией Premier, выпускавшей итальянские стародавние легковушки Fiat 1100 и Fiat 124. Даже местный колорит – моторикши – были с итальянскими и японскими корнями!

Примечательно, что всегда технологии вынужденно выбирались аутсайдерские из расчёта ремонтопригодности. Этим индийские производители с инженерным составом обучавшихся в лучших вузах СССР, США и Великобритании почти 20 лет низводили себя до уровня стран третьего мира, в которых генералы не имели даже начального образования!

Модельные ряды имели слабый задел на модернизацию. Вследствие этого застой в машиностроении грозил загнать автомобилизацию Индии на задворки истории. Первые экспортные попытки в страны Европы и СНГ лишь выявили архаичность как самих машин, так и всей директивной системы управления. Первый путь по локализациям не сработал. Оставался второй путь – открытие рынка для интервенции в ущерб местным кастам, приватизировавшим как индустрию, так и рынок страны.

ACE Rhino 15XW 15T

Осторожные инвестиции немецких, американских и японских концернов по созданию СП с целью сборки современных легковых автомобилей перевернули прежде неторопливый темп экономики Индостана. В период 1994–1998 гг. прежде захолустные предприятия, выпускавшие «барбухайки», весьма активно начали осваивать специфичные продукты, требовавшие высококвалифицированного труда и передовых технологий. Выплеск творческой энергии у местных бхаев без всякой господдержки позволил распахать целинные поля на ниве тюнинга и кузовостроения. Как и в Китае, сработал метод домино.

Понимая, что расцвет в странах с сырьевой экономикой не длится вечно, за мировыми концернами в Индостан потянулись китайские, европейские и российские производители. Они сейчас и оформили свиту, запасаясь контрактами с местными компаниями, на случай, если вдруг в Индии решат запретить новые СП, как это произошло в КНР 1 июля.

ACE

Компания Action Construction Equipment, Ltd представляет широкий спектр продукции: тракторы, автогрейдеры, катки, бэклодеры, колёсные и гусеничные краны, автокраны, КМУ на шасси грузовиков Ashok Leyland и Tata, логстакеры, ричстакеры для обработки контейнеров, фронтальные и вилочные погрузчики. Во всей её линейке выделяются автокраны серии Rhino – уникальное транспортное средство, практически не имеющее аналогов в мире. Смонтированные на самоходных автотракторных шасси с задним управляемым мостом они адаптированы для лесной чокерной трелёвки, строительных и монтажных работ, обработки контейнеров, транспортировки грузов в подвешенном состоянии и эвакуации автомобилей.

ACGL External Concept Tata 1316c

ACGL

Это предприятие, основанное в 1980 г. как СП по производству штампованных изделий для Honda, к автомобильной деятельности приступило лишь в 1988 г. В Гоа до 2007 г. выпускали автобусы серии R под контролем Fuji Heavy Industries Ltd. Непосредственно в современном виде Automobile Corporation of Goa Ltd (ACGL) возникло вследствие пересечения интересов Tata Motors Ltd и департамента Economic Development Corporation of Goa Ltd по развитию курортного туризма на юге Индии, в Гоа.

Альянс Tata и Hispano на четырёх площадках ACGL начали выпуск городских, пригородных и междугородных машин ещё 5 лет назад. Самой топовой в программе, безусловно, является 12-метровый туристский Globus Classic с пневмоподвеской, который известен как Tata-Hispano Divo (см. «Часть 2. Местные династии»).

Aryan 16RT 4x2

Aryan

Новоявленный бренд Aryan возник благодаря СП Ural India Ltd, изначально рассчитанному на производство российских грузовиков «Урал» (об этом в конце статьи). Ввиду специфичности продукции в 2009 г. руководство СП приняло решение о загрузке производства гражданской продукцией. Выбор пал на китайскую компанию First Automotive Works.

Первые автобусы и грузовики FAW носили эмблему индийской Ural India, но в 2010-м было решено отделить русский милитаристский бренд от китайской гражданской линейки, введя суббренд Aryan. Сейчас на площадке Ural India Ltd ведётся поточная сборка междугородных лайнеров UR11BL, городских автобусов UR11B и туристских UF11B. Грузовая линейка также представлена грузовиками FAW: 16PM, 16 RT и самосвалами 3140 (8х4).

Aryan UR11B
Aryan UF11B
Aryan 3140 (8х4)

AZAD

AZAD, основанная в 1962 г., к строительству кузовов для автобусов приступила лишь в начале 1980-х. В 1990-х она стала OEM-поставщиком для СП DCM Toyota, выпускавшей мидибусы Dyna Clipper, и только в 2001–2003 гг. на AZAD Coach Pvt Ltd обращает внимание Hindustan Motors и Bajaj Tempo Ltd. На их шасси компания начала выпуск пригородных, сельских, служебных и школьных автобусов. Позже для Tata Motors налажен выпуск кузовов для грузовиков и серии автобусов Starbus. C 2008 г. начал работать с Ashok Leyland, выпуская автобусы для экспорта.

AZAD x10

Caterpillar

Caterpillar India Pvt. Ltd в этом году отметила 43-летие присутствия в Индии. Но в силу своей глобальности, где части разнородно производятся практически повсюду, локализованное OEM-производство не ведётся. На заводе в Ченнаи собирают бульдозеры, экскаваторы, компакторы, карьерные и шахтные самосвалы, шарнирно-сочленённые ADT, погрузчики для флит-парков местных рудничных компаний, ГОКов, строительных компаний, полигонов по захоронению ТБО и т.д. В Индии представлена практически вся гамма, выпускаемая на заводах Индии, Франции, Англии, ФРГ, Австралии, Канады, Японии, США и России.

Cooper

Компания Cooper Corporation, основанная в 1922 г. сэром Б. Д. Купером, известна прежде всего своими стационарными газовыми и дизель-генераторами EcoPack, а также деталями КШМ, ГРМ и ЦПГ для двигателей внутреннего сгорания. Продукцию из Сатара (шт. Махараштра) экспортируют в Китай, Тайвань, Японию, Англию, Финляндию, США, Великобританию, Швейцарию, Германию и Италию. В этом году году компания намеревается представить малотоннажные грузовики, адаптированные для работы в сельской местности. После этого в 2013 г. настанет черёд мини-вэнов, фургонов и автобусов, на которые ожидается серьёзное увеличение спроса к 2015 г. Параллельно с этим компания намеревается наладить производство грузовых автомобилей и тягачей для 40-тонных автопоездов.

DC Intercity

DC

Бренд DC хорошо известен специалистам дизайна, и, может, быть даже стоило бы о нём написать отдельно. Специализация компании DC Design Pvt. Ltd – дизайн, мастеринг, тюнинг и кузовостроение. Основатель – дизайнер Дилип Шхабря (Dilip Chabria) – является этаким индийским Франко Сбарро, и в их творческой деятельности многое пересекается. Оба до мозга костей технари, любят посумасбродить на хай-теке, оба имеют свои школы (Дилип – в Индии, Сбарро – в Швейцарии). Среди их работ есть катера, яхты и даже тюнинг вертолётов!

По заказу транспортного оператора Blue Hill Logistics (P) Ltd из Бангалора, обслуживающего сеть гостиниц Sabari Classic и Radha Regent, в конце 2011 г. был изготовлен лайнер бизнес-класса DC Luxuria Bus Volvo B9R, оборудованный спутниковым TV, Wi-Fi, туалетной кабиной и кухней. Всего изготовлено 12 автобусов, а общее количество таких машин достигнет 250.

Специально для Ashok Leyland разработан проект 35-местных автобусов Intercity.

DC Luxuria Bus Volvo B9R

Foton

Beiqi Foton Motor Co. выделилась в начале этого года, объявив об инвестициях $98 млн. на организацию OEM-производства близ Пуна (шт. Махараштра). В соответствии с меморандумом о взаимопонимании между Beiqi Foton и государственными органами в июле 2013 г. должен вступить в строй завод с годовой мощностью 96 тыс. легковых и грузовых автомобилей, пикапов, мини-вэнов и автобусов.

Irizar–TVS

Irizar–TVS, основанная в 2001-м для расширения производства Ashok Leyland, привлекла под свою крышу местную TVS & Sons Ltd и испанского автобусного изготовителя Irizar. Сегодня для Индии, Шри-Ланки, Нигерии и стран Ближнего Востока она выпускает средние и большие туристские автобусы. Компания выпускает широкий спектр специальных лабораторий, мобильные орфтальмологические госпитали, автобусы для инвалидов (в т. ч. на шасси Tata 608).

Irizar–TVS iT12S

JCBL

Многопрофильный холдинг JCBL Group включает несколько производств: JCBL Marrel, выпускающий самосвальные кузова и полуприцепы, автобусные производства JCBL и Cerita Motors, а также подразделения по выпуску школьных автобусов, медицинских автомобилей и спецтехники. Модельный ряд весьма широк. С 2011 г. под брендом Cerita на шасси китайских автобусных шасси Kinglong (Кинлун) с портальными мостами ZF начат выпуск перронных автобусов с уровнем пола 183 мм.

Cerita VT12UC

Kamaz

Kamaz-Vectra Motors Ltd основанное в 2009 г. в Бангалоре, изначально подразумевало экспорт и сборку машин и спецтехники с колёсными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, 8x4 и 8x8. Однако на данный момент всё ограничилось единственной моделью – 19-тонным шасси Kamaz 6540 (8х4) и самосвалами на их базе.

Kamaz 6540 Dump

KHIRA

Jayanand Khira & Co. Pvt. Ltd. Начинала свою деятельность с выпуска автобусов в 1970 г. на шасси Tata. Эти модели для местных перевозок до сих пор выпускают под именем Citylink на шасси Tata 1313 и Tata 1310. Спектр продукции включает в себя школьные автобусы Kidz, 7-метровые 25-местные Executive на шасси Tata, Ashok Leyland, Swaraj-Mazda и Eicher, а также 12-метровые туристские лайнеры Achiever на 41 и 49 пассажиров.

Кроме автобусов на заводе Босари возле Пуны выпускают рефрижераторы, контейнерные автофургоны, коневозы, эмбюленсы, передвижные классы и инкассаторские броневики.

Khira Achiever

MG

Основанная в 1980-м Моханом Каматом (Mohan Kamat) MG Group к полноценному производству приступила только в 1996 г. и сейчас располагает двумя сборочными площадками в Захирабаде и Белгауме.

Современная производственная линейка состоит из шести базовых моделей: 20-местный 8,06-метровый городской Feeder на шасси Ashok Leyland Lynx с расставленными по бортам спинками кресел; 13- и 16-местные новые мидибусы Onyx T15W на шасси Navistar-Mahindra 2654; серия школьных автобусов Scholar на 23, 31, 35 и 39 школьников на шасси Eicher, Tata, Mahindra и Swaraj; 25-местные пригородные Skylark, а также междугородные лайнеры King и новейшие Leo, комплектуемые панелью приборов с сенсорным управлением.

MG Onyx T15W
MG Feeder S8

MCV

Индийское подразделение компании MCV разворачивает производство египетской линейки. Пока компания сосредоточена на выпуске городских моделей Mercedes-Benz C120LE и C125LE на шасси O500U 1826 LE (см. «Часть 1. Европейские технологии»).

Mercedes-Benz C120LE City Bus

Piaggio

Piaggio Vehicles Pvt. Ltd помимо пассажирских моторикш Ape Xtra и Ape City и грузовых мотороллеров выпускает мини-грузовики К-класса: Ape Truk, Ape Truk Plus и Ape Mini. Эти заднеприводные и заднемоторные машины с 482-кубовыми двигателями практически заместили пакистанских и индийских производителей трёхколёсных машин. Упреждая китайскую интервенцию, к концу 2012 г. будет начат выпуск нового микрогрузовика Piaggio Porter с грузовой платформой 1400x2325 мм или в виде самосвала (кузов 1400x1980 мм). В 2013 г. будет начат выпуск 6-местных мини-вэнов и фургонов (габаритные размеры 3420х1395х1870 мм). Все новинки изготовлены на платформе с колёсной базой 1,83 м и будут предложены с 1,3-литровым 70,7-сильным бензиновым двигателем или 2-цилиндровым 1,2-литровым 64-сильным дизелем.

Piaggio Porter 1,3D 16v

PBC

Prakash Body Construction Pvt. Co. Ltd., основанная в 1945 г., фактически является придворной кузовной фирмой Tata и работает в весьма широкой специализации, выпуская на шасси её машин самосвалы, фургоны, рефрижераторы, броневики MRAP, санитарные машины, реанимобили, автобусы и автобиблиотеки. Также PBC выпускает кузова перронных автобусов Ashok Leyland Avion ULF, которые собирают на автобусостроительной фирме Tarmac Coaches.

PBC Spark Election Campaigning Rath

Наряду с этим предприятие конверсирует вэны и грузовики Tata в передвижные офисы и эмбюленсы Life Plus. Однако основной деятельностью является изготовление автобусов Tornedo, Eco и Proton Exe для школ, а также оригинальных 14–60-местных автобусов P-4000, Proton, Savvo и Origin малого, среднего и большого классов. В прошлом году по спецзаказам начат выпуск лайнеров для междугородного и международного сообщения, VIP-офисов, передвижных президент-отелей, а также штабов Spark Election Campaigning Rath. В 2012 г. на базе Tata Winger Executive начато производство 7-местного люксового мини-вэна Tech Car бизнес-класса. Кроме того, компания производит тюнинг микроавтобусов Force Supreme.

PBC Tech Car Tata Winger Executive
PBC Force Supreme

Starline

Starline Motors Industries Pvt. Ltd, основанная в 1970 г., знаменита прежде всего своими патриархальными даблдеккерами, выпускаемыми на шасси Ashok Leyland. Сформированные модельные ряды преимущественно базируются на шасси Tata и Eicher. Помимо автобусов компания выпускает широкий спектр автоцистерн, автолавок, автомагазинов, эмбюленсов, лабораторий, медицинских кабинетов, полицейских фургонов, автозаков, инкассаторских и бронированных фургонов для спецслужб.

Tarmac

Tarmac Coaches выпускает преимущественно городские автобусы на шасси Tata LPO 1623 и LPO 1624. Здесь же в 2012 г. был подготовлен концепт Tata Starbus Fuel Cell Hydrogen Concept, работающий на водороде (см. «Часть 2. Местные династии»).

Для Ashok Leyland лимитированными сериями фирма выпускает оригинальный перронный Avion ULF, кузовные элементы для которых поставляет компания Prakash Body Construction.

Tarmac Avion ULF
SML Executive 15T

SML

SML Isuzu Ltd Company с подачи Sumitomo Group фактически сохранила производство пенджабской компании Swaraj Mazda. SML продолжает выпуск грузовиков Mazda Titan серии T и автобусов серии Executive на их базе. Тракторы тягового класса 1,5-4,0 т выведены в отдельное производство.

Действия компании Isuzu в последние годы не впечатляют, поскольку требуется раскачка. Среди освоенной продукции – пикапы Isuzu D-Max и нативный вариант серии NQR – среднетоннажник IS12TE со 150-сильным дизелем 4HK1XS. Модельный ряд в 2012 г. был расширен 45- и 40-местными междугородными лайнерами SML Isuzu LT 134 Coach c 230-сильным турбодизелем Isuzu 6HK1-TC и 7-ступенчатой КП. Машина на рынке представлена и в виде автобуса с 2-ярусными спальными местами.

SML Isuzu LT 134 Coach

Sutlej

Одна из старейших компаний Индии – Sutlej Motors – ведёт свою родословную с 1935 г. Тогда было организовано поточное производство конных линеек для городских перевозок. На сегодняшний день компания сосредоточилась в сегменте автобусов премиум-класса: городские, туристские, школьные автобусы хай-класса и мотор-хоумы. По соглашению с Mercedes-Benz India Pvt. Ltd на трёхосных шасси O500 RSD 1830 и O500 RSD 2436 начат лицензионный выпуск туристских 13,7-метровых лайнеров Interrcity (см. «Часть 1. Европейские технологии»). Самой высокотехнологичной продукцией в линейке остаются даблдеккеры Sultej Lexia DD и перронные автобусы серии SA.

Sultej Lexia DD

Tatra

Присутствие чешской компании на индийском рынке является лишь следствием политики Нью-Дели по закупкам вооружений. Vectra Advanced Engineering Pvt. Ltd патронировало сборку грузовиков Tatra для Индии, но не привело к каким-либо деятельным результатам. Генерал Виджай Кумар Сингх пытался оспорить деятельность компании Bharat Earth Movers Limited (BEML), указывая, что посредники просто наживались за бюджетный счёт, продавая машины Tatra-BEML по завышенной цене, но так и не освоили промсборку.

Tatra-BEML T815-260R81 36 255 8x8.2

Ural

Ural India Ltd со штаб-квартирой в Калькутте изначально в 2008 г. создавалось с целью поддержки и развития сервиса многоосных бескапотных автомобилей «Урал», закупаемых армией Индии, которые известны как U692341 и U532341. Это ничуть не исключало ведения и обычных продаж. Сейчас гражданская программа миасского автозавода представлена моделями Ural U4320 для монтажа 25-тонных автокранов Gandhi и самосвалами Ural U555717 и Ural U5571-41М.

Ural U555717 Tipper
Комментировать ... >>