Обзор выставки «ЭлектроТранс-2019» и «CityBus-2019»
Очередная, девятая по счёту, специализированная выставка «ЭлектроТранс-2019» и «CityBus-2019» в Сокольниках стала местом встречи профессионалов городского транспорта. Свои инновационные решения и взгляды на их реализацию представили 117 фирм, среди которых производители подвижного состава и сопутствующей ему инфраструктуры.
В этот раз участники не поскупились на экспонаты. Свои стенды среди прочих здесь разместили ПК «Транспортные системы», ПАО «КАМАЗ», СТ «Нижегородец».
Побег с трейлера
За день до открытия выставки участники на грузовых платформах и тягачах везли экспонаты в выставочный зал. Электробус УТТЗ-6241–10–02 «Горожанин» Уфимского трамвайно-троллейбусного завода тоже планировали привезти в Москву на трейлере. Однако планы изменились на самом подъезде к столице, где его было решено снять с полуприцепа и отправить по МКАДу в центр столицы, к месту проведения выставки своим ходом. На момент начала движения электробус был полностью заряжен. Двигаясь по МКАД, Мичуринскому проспекту, Воробьёвскому шоссе, Ленинскому проспекту через центр и далее по Сущёвскому Валу в Сокольники, электробус израсходовал около 45% заряда. К месту своего экспонирования машина приехала самостоятельно без вызова буксира. После выставки этот выносливый электробус с динамической подзарядкой с порядковым номером 7 отправили в город Альметьевск, который заказал 10 таких машин.
Задающие темп
Акцентом выставки стал экологически чистый транспорт, который сегодня выпускается российскими предприятиями. У входа в выставочный комплекс посетителей встречал новый низкопольный трамвай модели 71–911М «Львёнок» (Lionet) от ПК «Транспортные системы», ставшей за последние несколько лет бесспорным лидером мирового трамваестроения и прежде всего благодаря московскому заказу на 300 сочленённых вагонов «Витязь-М». Представленные экспонаты можно разделить на две категории. Индивидуальный и общественный электрический транспорт. Безусловно, внимания к общественному транспорту было куда больше, чем личному.
Выгодное место у самого входа в павильоне занял электробус КАМАЗ-6282 второго поколения, который в 2018 г. приобрели транспортники Москвы и Ростова-на-Дону. В текущем году поставки таких электробусов продолжаются для нужд транспортного комплекса столицы, заказавшей ещё 100 электробусов, а испытания машина в настоящее время проходит на базе автобусного предприятия в Симферополе. Дизельный отопитель, которым оснащён этот электробус, конечно, не позволяет назвать его экологически чистым транспортным средством, но пока отечественным конструкторам не удаётся найти ему замену, а попытки применять электрические печи закончились неудачей.
Тряхнули стариной
Впервые за много лет к выставочной практике вернулся вологодский производитель электротранспорта, известный когда-то как ВМЗ (Вологодский механический завод), а затем «Транс-Альфа». Ныне это компания «Стройтранс», выступившая на выставке со своим электробусом «Сириус».
После банкротства предприятия выпуск троллейбусов был сведён к минимуму и только в 2018-м производство машин начало увеличиваться, что позволило конструкторам под руководством Сергея Колыбина спроектировать и замахнуться на первый электробус с ночной подзарядкой. Литий-железо-фосфатные (LiFePO4) батареи LFP CALB компании China Aviation Lithium Battery Co., Ltd аналогичны тем, что установлены на электробусах Volgabus-5270.E0 компании «БакулинМоторсГрупп». Запас хода у них составляет около 250 км. Электробус сделан на базе кузова троллейбуса модели 5298–01 «Авангард».
Изменения коснулись прежде всего фронтальной и задней части. В пассажирском салоне все кресла установлены на высоких постаментах, посадочные места на низком не предусмотрены. Эргономику рабочего места нельзя назвать эталоном по одному меткому замечанию «хуже делать мы не разучились». Из-за невероятно громоздкой и высокой панели приборов обзора с места и тем более оперативной доступности к органам управления у водителя этого электробуса нет. Представители завода сослались на сжатые сроки при создании машины и пообещали исключить этот недостаток в следующих образцах.
Немалая вместимость
Автобусы малого класса ожидаемо представили СТ «Нижегородец» с моделью VSN700 на шасси IVECO Daily 70C и «Луидор» с 19-местными туристскими автобусами мод. 2239Е3 на базе Volkswagen Crafter и длиннобазного варианта «ГАЗель Next» – ГАЗ C45R02 H3L4 с двигателем Cummins ISF 2.8 S51. Другой вариант поколения «Next», показанный на стенде «Росвэн» из Тольятти способен улучшить коммерческое положение пассажироперевозчиков и повлиять на структуру пассажирских перевозок в глубинке. Представленный на её стенде 22-местный ГАЗ-A65R52 с двигателем Cummins ISF 2.8 S5F оборудован навесным багажным отсеком ShuttleBox грузоподъёмностью 200 кг, который стоит 110 тыс. рублей. Крепление боксов вместимостью 1500 л на задних дверях на функциональности машины не сказалось. Всего разработано три комплекта – БН10, БН11 и БН12, которые можно монтировать и на Ford Transit.
Неожиданно к планам модернизации автобусных парков страны решила присоединиться компания ООО РМЗ «РариТЭК» из Набережных Челнов. Автобус Lotos 105 CNG работает на компримированном природном газе и оборудован 7,8-литровым 260-сильным двигателем Yuchai YC6G260N-50. В планах компании развернуть выпуск 10,5-метровых городских и пригородных автобусов.
На зарядку становись!
Продукция команды RuTrike может показаться несвоевременной попыткой очертя голову пересадить фермеров на электрорикши. Однако сама команда утверждает, что трициклы на электрической и гибридной тяге могут найти своё применение в производстве, на складах, курортах, в коттеджных и муниципальных хозяйствах. Помимо грузовых предложены самосвальные и грузопассажирские версии. Покупка обещает обернуться сторицей: затраты на электроэнергию при 100 км пробега составляют всего 25 рублей. И это не считая мизерных затрат на обслуживание трансмиссии и самого привода: сел и поехал!