Опубликовано: ГП 10-2020
Дизайн экстерьера можно, без преувеличения, назвать изящным
Тихий и экологичный Stralis

Седельный тягач IVECO Stralis AS440S46T/P СNG

Даниил Минаев, фото автора
Модель: IVECO Stralis AS440S46T/P СNG
Производитель: IVECO MAGIRUS AG
Год выпуска: 2019 г.
Начало продаж в России: 2019 г.

«Популяция автомобилей на газомоторном топливе растёт с каждым годом. Заметен прирост и среди большегрузного автотранспорта, хоть и не такой явный, как среди легковых автомобилей. Виной тому дефицит инфраструктуры, неготовность перевозчиков и сервисов, ну и определённый психологический барьер. Последний факт побудил меня подыскать себе на тест газовый седельный тягач, только не перспективный или опытный, а обязательно серийный. Вопрос же развития инфраструктуры – это лишь дело времени при условии действительно высокой эффективности природного газа в автомобильных моторах.

Листаю архивные материалы и публикации на исторические темы, связанные с эксплуатацией автотранспорта, начинаю понимать, что газ, пропан или метан, в качестве альтернативы жидкому топливу, живёт с нами в автомобилях не менее восьми десятков лет. Попытки массово применить голубое топливо предпринимались в разных странах во все времена. В каталогах автопроизводителей почти всегда были модификации для работы на сжатом или сжиженном газе. Но успех жидкого топлива так и не удалось затмить, несмотря на существенную разницу в цене газа, которая в разные периоды всегда была ниже на 50–80% по сравнению с бензином или дизтопливом.

Никакая современная автомобильная выставка, где присутствует коммерческий транспорт, не обходится уже доброе десятилетие без демонстрации газобаллонных новинок, но итальянская марка IVECO, входящая в концерн CNH Industrial, проявляет в этом сегменте максимальную активность. Когда шли переговоры о том, чтобы протестировать газовый Stralis, представители концерна поинтересовались: «А вам какой, на сжатом или сжиженном метане?». Вопрос этот в тупик меня не поставил, но определённое понимание всего газового разнообразия привил. Для начала я решил ознакомиться с IVECO Stralis, работающим на сжатом (применяется и термин «компримированном») природном газе. Это наиболее распространённое сегодня решение, но и варианты с криогенными баллонными системами, обеспечивающие сжиженное состояние метана, уже пару-тройку лет активно появляются на рынке, причём далеко не у единственного бренда.

Рабочее место: переставшая быть немного «игрушечной» панель приборов сохранила при этом фамильные черты Рабочее место: переставшая быть немного «игрушечной» панель приборов сохранила при этом фамильные черты В интерьере понравились новые материалы отделки, мультифункциональное рулевое колесо с элементами «спортивного» стиля

Газовый экскурс

Для тех, кому тематика газомоторного топлива пока в диковинку, но интересна, приведу краткие справочные данные.

В автомобильных двигателях давно и весьма успешно используются два типа газа: пропан-бутановая смесь или природный газ метан.

Пропан-бутановые системы (сжиженный газ) монтируются преимущественно на легковых автомобилях или небольших грузовиках с двигателями с искровым воспламенением (бензиновые двигатели). В дополнение к бензиновой топливной системе устанавливается газовая со своим контроллером и исполнительными механизмами. Запуск двигателя, особенно в холодное время года, осуществляется на бензине, по мере прогрева производится переход на газ.

Заправочных фитингов предусмотрено одновременно два варианта: европейский NGV1 с защитным устройством и в соответствии с ГОСТ ещё времён СССР Заправочных фитингов предусмотрено одновременно два варианта: европейский NGV1 с защитным устройством и в соответствии с ГОСТ ещё времён СССР Заправочных фитингов предусмотрено одновременно два варианта: европейский NGV1 с защитным устройством и в соответствии с ГОСТ ещё времён СССР

Сжатый (компримированный) природный газ метан используется сегодня, преимущественно на специально конвертированных дизельных двигателях грузовиков и автобусов (ранее использовался и на карбюраторных двигателях грузовых автомобилей). Всё чаще автомобильные гиганты создают современные моторы, работающие на газомоторном топливе. Эти двигатели называют газовыми, хотя очень часто в их основе несложно усмотреть хорошо знакомый дизель. Но у них понижена степень сжатия (иногда вообще применяют оригинальные головки цилиндров) и предусмотрен искровой поджиг рабочей смеси, перенастроены фазы газораспределения.

Есть варианты дизельных двигателей, которые совместно с жидким топливом используют метан. В этом случае искровой поджиг не требуется, воспламенение происходит при сжатии ДТ, совместно с ним в камеру сгорания подаётся метан. Достоинства такой схемы в том, что в случае отсутствия газа можно ехать на солярке, и не надо слишком серьёзно механически вмешиваться в конструкцию базового движка. Основной недостаток газодизельного варианта – потребление сразу двух видов топлива, запас которого надо иметь на борту и повышенный суммарный расход.

Газовое баллоны слева и справа закрыты кожухом Газовое баллоны слева и справа закрыты кожухом

Инновационные системы со сложными алгоритмами управления и криогенной техникой сегодня управляют топливными системами на сжиженном метане, который хранят на борту при низких температурах, это отдельная тема.

Что справедливо в общем случае. Газовое топливо бережёт ЦПГ двигателя, так как газ не склонен к детонации и не смывает масляную плёнку со стенок цилиндра. Но газ вызывает повышенные нагрузки на ГБЦ: хуже охлаждение сёдел клапанов, повышенная температура выпуска.

Даже на сцепной станции присутствует напоминание о голубом экологичном топливе

Добрый знакомый IVECO Stralis

Сам по себе, магистральный тягач IVECO Stralis нам уже хорошо знаком (см. «ЭКОлогичный «Странник»», «Оранжевая весна»). Он постоянно подвергается весьма актуальным обновлениям, как многие грузовики «большой семёрки». Благодаря этому фэйслифтингу он соответствует не только требованиям сегодняшних как официальных, так и «закулисных» стандартов, имеет свой «фанатский клуб», обеспечивающий итальянскому «Страннику» стабильную рыночную нишу.

Поэтому попутно знакомясь с тягачом, я оценил и плоды недавнего рестайлинга. Мне понравились новые материалы отделки, мультифункциональное рулевое колесо с нотками «спортивного» стиля – Италия! А переставшая быть немного «игрушечной» панель приборов сохранила при этом фамильные черты. В пресс-парках всегда держат топовые комплектации и это вполне логичный пиар-ход. В общем, водил я газовый «Стралис» с удовольствием, сидел на удобном водительском кресле, мягко покачиваясь, в кабине с ровным полом и высоченным потолком. Автоматизированная трансмиссия позволила забыть о том, что бесконечные заторы это не всегда синоним дискомфорта, при условии наличия запаса времени, который в те дни у меня ещё был…

Курсор с патентами

Предложенный мне автомобиль оказался укомплектован 13-литровым «Курсором», мощностью 460 л.с., выполняющим требования пятого экологического класса. Точное название силового агрегата – Cursor 13 CNG. Двигатель работает по циклу Отто, степень сжатия у него снижена до 12:1 (у дизельного Cursor 13 – 17:1). Ему не нужна система рециркуляции EGR и сажевый фильтр. Нейтрализацию выхлопа обеспечивает довольно простой трёхкомпонентный катализатор. Регулировка частоты вращения коленчатого вала при принудительном воспламенении осуществляется не подачей топлива, а при помощи электронной дроссельной заслонки с шаговым электродвигателем, получающей сигнал от электронной педали акселератора.

Новый газовый «Курсор 13» устойчив к механическим и тепловым нагрузкам. Достигается это благодаря никелево-устойчивому чугунному выхлопному коллектору, охлаждаемому жидкостным модульным теплообменником турбокомпрессора и головке блока цилиндров из вермикулярного графита (CGI).

Cursor – рядная «шестёрка» с 4 клапанами на цилиндр

Из релиза автопроизводителя я узнал, что двигатель Cursor 13 защищён двумя патентами. Первым патентом защищена прогрессивная интеллектуальная разработка FPT Industrial в контроле возникновения детонации, что обеспечивает многообразие совместимостей топлива и защищает двигатель катализатором от повреждений. Второй патент – разработанная FPT система управления реактивным воздушным потоком – новый алгоритм управления в стехиометрической системе. Так обеспечивается непрерывное распределение крутящего момента в сочетании с трансмиссией: производительность возрастает до максимума, достигается самая высокая скорость переключения передач.

С газовым двигателем агрегатируется автоматизированная 12-ступенчатая КП ZF 12. Далее крутящий момент на ведущие колёса передаёт одинарная главная передача, передаточное отношение 3,36. Грузоподъёмность заднего моста – 13 тонн.

Единая ГБЦ сохранила внешнюю схожесть с дизельной версией, но главное отличие – шесть приливов с резьбовыми крышками на правой «холодной стороне» – там спрятались свечные колодцы

Моторика и вождение

Покладистая моторика профессионального водителя может привыкнуть ко всему. Я о том, что зона крутящего момента у газового мотора более узкая, чем у дизельного, а цикл Отто не даёт высоких показателей крутящего момента вблизи холостых оборотов. Поэтому при трогании с места и автоматических переключениях чувствую лёгкий провал тяги, а динамика разгона чуть уступает дизелю такой же мощности. Педаль акселератора, которая здесь в прямом смысле имеет права назваться педалью газа, любит, чтобы про неё не забывали, топтали и «склоняли» туда-сюда.

Что ещё я отметил – в кабине просто поразительно тихо, слышно только задорный свист турбины в момент «подхвата», а так ни гула трансмиссии, ни характерного тарахтения дизеля на холостых оборотах.

Под капотом, на фоне «газовых изысков», всё привычно и добротно…

Обратил внимание и на идущий от выпускного коллектора жар, даже после десяти минут безмолвия двигателя. Ивековцы подтвердили, что всё нормально – это ведь не дизель. В такой особенности теплового режима неожиданно проявился позитивный момент. Дальнобойщики больше не мёрзнут в кабинах при малых нагрузках, подключение дополнительных отопителей не требуется. Не остывает печка до поры, до времени и на стоянке. Соответственно уменьшается число холодных пусков при отрицательных температурах, сокращается время работы «автономок».

…но для аварийного «прикуривания» позаботились о дополнительном силовом выводе «+»
Автономный отопитель предпочитает привычную солярку, на его питательном бачке наглядный индикатор уровня топлива

О сложностях и неудобствах газомоторного топлива

Не вижу смысла в тысячный раз рассуждать о недостатке инфраструктуры АГНКС и взрывоопасности. Рост числа заправок и снижение перепробега – самый простой вопрос. Безопасность, согласно статистике, вполне себе в себе. Гораздо страшнее алкоголь за рулём, чем метан в баллонах…

Две кассеты из восьми баллонов на борту тягача обеспечивают запас в 920 л сжатого метана. Его хватит примерно на 500 км – не густо для магистрального тягача, который имея на борту 1200 л дизтоплива способен преодолеть около 4000 км и более. Баллонное хозяйство тяжёлое и громоздкое, крадёт дорожный просвет, поэтому сопоставляю ему два дизельных бака слева и справа по 600 л.

Для подсчёта расхода и остатков сжатого газа водители используют следующий алгоритм. Количество литров делят на 5 и получают кубометры, которые затем надо разделить на 1,47, чтобы получить вес в кг. Может всё это поручить отдельному подменю трип-компьютера, специально отстроенному по такому случаю?

Основная проблема оказалась в перерасчёте заправки, остатка и запаса хода. На заправочной станции метан отпускают в кубометрах (в среднем по 18–19 рублей за м[sup]3[/sup]), машина расходует его килограммами, плюс ко всему количество измеряем литрами

Средний расход топлива у автопоезда с метановым тягачом – от 22 до 30 кг на 100 км. С учётом перепробегов до заправок и влияния атмосферных факторов, реальная экономия по топливу составляет до 25% в сравнении с дизельным двигателем.

Интервал ТО – вполне достойные 90 000 км. Из особенностей техобслуживания берём на заметку необходимость применения специального низкозольного моторного масла и обязательную замену дорогих свечей зажигания при каждом ТО.

Газовое хозяйство

920 литров голубого топлива хранятся в восьми баллонах, объёмом по 115 л каждый. Баллоны скомпонованы в единые блоки (кассеты) и закреплены на раме с левой и правой стороны. Там же расположены предохранительные, сервисные, аварийные клапаны и центральный кран, перекрывающий подачу газа к силовому агрегату. Для водителя это нагромождение узлов не проблема. Контроль давления (читай, наличия топлива) производится по обычному прибору в кабине, а если стоянка автомобиля предстоит длительная, то водителю рекомендуется лишь перекрыть запорный кран.

В угоду компоновки газового хозяйства АКБ и воздушным ресиверам достался не самый комфортабельный задний свес… Топовая комплектация тягача включает полезную и нужную систему контроля давления шин, которая, кстати, по проверенным слухам, скоро станет обязательным оборудованием всех новых автопоездов Порода и стиль заметны в таких мелочах…

На заправке измеряют количество природного газа (CNG) в Nm3, в физике эта величина именуется «нормальный кубический метр», при этом ёмкость баллонов в измеряют в литрах. 1000 дм3 при давлении 200 бар и температуре окружающего воздуха +15 °С занимают 5 литров объёма и эквивалентны 1,1 литру дизельного топлива. При повышении температуры на 1º давление возрастает на 1,5 бар. Аварийный клапан стравливает газ в атмосферу при повышении давления до 250 бар.

КПД газового двигателя немного ниже чем у дизельного. Ещё один немаловажный фактор ограничивает применение сжатого газа в двигателях внутреннего сгорания – высота над уровнем моря. Эффективность существенно падает на отметке 1500 метров.

Всё очень гладко, если бы не…

Трансмиссионная перспектива: 4х2, одинарный ведущий мост сдюжит 13 т, а в остальном привычная классика Трансмиссионная перспектива: 4х2, одинарный ведущий мост сдюжит 13 т, а в остальном привычная классика
Техническая характеристика автомобиля
IVECO STRALIS AS440S46T/P СNG (M62AT80)
Колёсная формула 4х2
Полная масса, технически допустимая, кг 20 000
Снаряжённая масса, кг 8108
Полная масса автопоезда, технически допустимая, кг 45 000
Допустимая нагрузка на 1-/2- оси, кг 7500/13 000
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объем, л cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
FPT Cursor C13ENT61
Газовый, с искровым зажиганием, 6 цилиндров в ряд
12 882
460 при 1900 мин-1
2000 при 1100 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад
ZF 12 A
Автоматизированная
12/1
Передаточное отношение главной пары 3,36
Подвеска Передняя – рессорная, задняя – пневматическая, с датчиками уровня и стабилизаторами поперечной устойчивости на обеих осях
Тормозная система Пневматическая, дисковые тормозные механизмы на всех осях
Расчётный запас хода при полной заправке, км, не менее 500
Применяемое топливо Сжатый метан
Суммарная ёмкость газовых баллонов, л 920
Размер шин 315/70 R22,5
Комментировать ... >>