Опубликовано: ГП 03-2021
Лаборатория высоковольтных испытаний ЛВИ-2Г мод. 3789-02 с деревянным кузовом на шасси ГАЗ-66-16
Высоковольтные ярославцы (Часть 2)

Спецавтомобили производства Ярославского электромеханического завода (ЯЭМЗ)

Денис Дементьев
Фото автора и ХК «ЭМЗ»

В 1990-е в стране началась эпоха приватизации и реорганизации предприятий по всей стране. ЯЭМЗ в этих турбулентных условиях сумел сохранить свой потенциал. Этот период характерен сразу двумя направлениями – организационным и техническим. В первом плане была проведена огромная работа по реструктуризации завода и создании на его базе холдинговой компании «ЭМЗ», состоящей наряду с головным предприятием АООТ «ЯЭМЗ» из нескольких фирм и совместных предприятий.

Каждое из подразделений, обладая определенной независимостью, занималось отдельным направлением деятельности всего холдинга в целом. Это позволило стабилизировать финансы и крепко устоять на ногах в столь бурное время, занимаясь основным делом – производством.

Лаборатория высоковольтных испытаний ЛВИ-3Г мод. 37891-02 с деревянным кузовом на шасси ГАЗ-3307, 1996 г.

В техническом же вопросе важной вехой стала разработка в 1993 году передвижных высоковольтных лабораторий серии «ЛВИ», которые получили современное оснащение, позволявшее эффективнее проводить испытательные работы. Новое семейство состояло из трех моделей, отличающихся назначением, и как следствие, набором оборудования: ЛВИ-1 (для испытаний высоковольтного оборудования), ЛВИ-2 (для поиска мест повреждения кабеля) и ЛВИ-3 (комплексная лаборатория для обоих видов работ). Все три модели изготавливались на шасси ГАЗ-66-11 или ГАЗ-3307 и имели унифицированный деревометаллический кузов, несколько модернизированный по сравнению с образцом середины 1980-х (боковая дверь, окна новой конструкции и т.д.), но в тех же габаритах. C приходом 1990-х каждый заказ от энергетиков стал носить индивидуальный характер, поэтому кроме основных базовых шасси ЯЭМЗ стал предлагать установку оборудования ЛВИ в любой подходящий потребителю автомобиль. Так, с 1996 года были освоены лаборатории на базе автобусов ПАЗ-3205 (модель 3990), вахтовок НЕФАЗ и на шасси ГАЗ-3302 (модель 2713-01). Интересно, что кузов-фургон для «Газели» также оставался деревометаллическим, как и на лабораториях ЛВИ на шасси ГАЗ. Столь архаичная конст­рукция с деревянным каркасом хоть и была технологична в производстве, но недолговечна в эксп­луа­тации. К тому моменту пришло понимание, что необходимо проектировать и осваивать цельнометаллические кузова.

Автофургон мод. 2713 на шасси ГАЗ-3302

Первым шагом в этом направлении стало создание в 1994 году спецавтомобиля БАРС (бригадный автомобиль релейной службы) на шасси УАЗ-3303 со сварным каркасным кузовом вагонного типа, конструкция которого была подсмотрена специалистами завода у вахтовой машины АПВ-У-01 производства АООТ «Псковавто». Получилась универсальная машина, которая могла использоваться как обычный микроавтобус для 8 пассажиров (мод. 2215) или как ремонтная летучка на 5 пассажиров с комплектом релейной защиты (мод. 2215-01) и двумя вариантами кузовов – со стандартной или повышенной (для мод. 22151, 22151-01) крышей. Изготовление нового микроавтобуса было выведено в отдельное дочернее юридическое лицо – АОЗТ Совместное российско-венгерское предприятие «Интерэлектро ЛТД», созданное в еще в мае 1992 года для управления кузовным производством холдинга «ЭМЗ».

Микроавтобус БАРС мод. 2215 на шасси УАЗ-3303, 1994 г.

Чуть позже, в 1995 году, был создан даже 11-местный микроавтобус мод. 22152 на шасси ГАЗ-3302, аналогичный по конструкции БАРСу, но с необычной пассажирской прислонно-сдвижной дверью. К сожалению, этот проект был реализован лишь в одном опытном образце, поскольку горьковский завод тогда анонсировал выпуск своих цельнометаллических фургонов ГАЗ-2705, и ярославцы от идеи собственной машины по экономическим соображениям отказались. Несмотря на это, в те годы, когда передвижные лаборатории не пользовались большим платежеспособным спросом у энергетиков, расчет на создание гражданских модификаций все равно оправдался, так как это позволяло загрузить мощности производством более востребованных автомобилей общего назначения. Так появились различные промтоварные фургоны в тех же кузовах, и что выпускаемые ЛВИ: мод. 2713 на шасси «Газель» и целое семейство мод. 3789 на шасси ГАЗ и ЗИЛ.

Лаборатория высоковольтных испытаний ЛВИ-2 мод. 22153-01 на шасси УАЗ-33036
Лаборатория ЛВИ с цельнометаллическим кузовом на шасси ГАЗ-33081, 2004 г.
Линейная машина ЛМ-1 мод. 37894B на шасси ГАЗ-33081

В 1997 году завод разработал новые унифицированные кузова (цельнометаллические) под выпускаемые фургоны, лаборатории ЛВИ и линейные машины ЛМ-1: мод. ЯЭМ12 на шасси ГАЗ-3307/3308/3309, мод. ЯЭМ6 на шасси ЗИЛ-5301БО/433362, мод. ЯЭМ14 на шасси ГАЗ-3302 и другие на различных шасси (от УАЗ-33036 до Урал-4320 и КАМАЗ-43101). К началу 2000-х помимо этих основных типов машин предприятие выпускало различные лаборатории, которые комплектовались в основном блоками КИП и испытательным оборудованием собственного производства. Среди них машины технической службы связи (МТСС), лаборатории катодной защиты «Магистраль» (ЛКЗ) и качества сварных соединений ЛКС, экологические лаборатории ЛЭК и многие другие, выпускавшиеся по отдельным заказам. В 2003 году ЯЭМЗ начал осваивать производство кузовов-фургонов из сэндвич-панелей, более легких и долговечных. Вместе с тем, в связи с развитием цифровых технологий и возможностью изготавливать более компактное оборудование, постепенно переводимое на цифру взамен аналогового, завод в соответствии с пожеланиями заказчиков стал все чаще изготавливать лаборатории ЛВИ на базе цельнометаллических фургонов самого широкого спектра («Газель», Mercedes-Benz Sprinter, Ford Тransit, IVECO Daily и др.). Популярность их именно в таком исполнении объясняется просто: многие энергохозяйства сегодня находятся в городской черте, и мобильность в сочетании с компактностью здесь намного важнее. В настоящее время подобные лаборатории составляют львиную долю заказов, но от собственного кузовного производства завод не отказывается, тем более что заказы на полноприводные шасси тоже имеются, ведь машины на шасси КАМАЗ, Урал, Садко NEXT пользуются спросом у энергетиков на магистральных сетях, что актуально для бескрайних и не всегда проходимых просторах нашей страны. Причем это не только лаборатории, но и линейные машины, мастерские и т. д.

Лаборатория ЛВИ на базе ЗИЛ-32501, 2005 г.
Лаборатория ЛВИ на базе НЕФАЗ-4208-13, 2006 г.
Лаборатория ВОЛС на шасси УАЗ-39629, 2007 г.

В настоящее время ЯЭМЗ продолжает выпускать три базовые модели электротехнических лабораторий под фирменным брендом «ЛВИ HVT» (где HVT – High Voltage Testing, с англ.яз. «высоковольтные испытания»): испытательные, используемые при вводе в эксплуатацию и профилактике энергетического оборудования и кабелей (подают повышенное напряжение в сети для выявления пробоев и утечек); кабельные, используемые для поиска мест повреждения в кабельных сетях, и комплексные (сочетают оба варианта). Обозначаются они, как и более старые машины, по тому же принципу – ЛВИ HVT-1, ЛВИ HVT-2 и ЛВИ HVT-3, соответственно. Производственные мощности завода позволяют сегодня выпускать до 7 полностью комплектных машин типа ЛВИ HVT в месяц. Ввиду разнообразных, часто индивидуальных, требований со стороны заказчиков по комплектации и базовому шасси почти каждая машина – это штучный продукт. В этом ключе заниматься дорогой сертификацией спецавтомобилей с оформлением ОТТС, ПТС и нанесением своего VIN-кода просто не выгодно, поэтому завод с 2014 года полностью перешел на оформление изготовленных машин через процедуру внесения изменений в конструкцию. Это позволяет более гибко реагировать на спрос и пожелания клиентов. Интересно, что продукцию ЯЭМЗ хорошо знают и в Европе, поскольку у холдинга есть собственное производственное предприятие на Кипре (г. Ларнака) – Vitaldrive Ltd, которое выпускает передвижные лаборатории с начинкой ЯЭМЗ. Тем приятнее, что современное наукоемкое производство в России все еще существует и даже развивается.

Лаборатория ЛВИ HVT с кузовом типа «сэндвич» на удлиненном шасси Урал-4320-40, 2008 г.
Лаборатория ЛВИ HVT с цельнометаллическим кузовом на шасси КАМАЗ-43118, 2008 г.
Технические характеристики некоторых спецавтомобилей производства ООО «ЯЭМЗ»
Модель Назначение
по ОКП
Шасси (кузов) ТУ Габаритные размеры Снаряженная
масса, кг
Примечания
2215 / 22151 автобус УАЗ-3303 (ЯЭМ7 / ЯЭМ7-01) ТУ 4517-001-12660871-94 4450х1960х2140 / 4450х1960х2335 1830 / 1880 Мест - 9
22152 / 22152-01 / 22152-011-01 автобус ГАЗ-3302 (н.д.) ТУ 4511-002-00109872-95 5340х2000х2350 2400 Мест – 11 / 6 + 500 кг / 4 + 800 кг
22153 / 22153-011 автобус УАЗ-33036 (н.д.) н.д. 4700х1960х2335 2800 Мест – 9 / 6 + 550 кг
22153-01 / 22153-03 / 22153-05 (ЛВИ) лаборатория УАЗ-33036 / УАЗ-330362/ УАЗ-330364 (н.д.) ТУ 34-09-10909-93 4700х1960х2335 2900
22153-02 / 22153-04 / 22153-06 (МТСС) мастерская УАЗ-33036 / УАЗ-330362/ УАЗ-330364 (н.д.) ТУ 4853-005-00109872-99 4780х1960х2535 2450
2713 фургон ГАЗ-3302 (кузов д/м*) ТУ 4511-002-00109872-95 5440х2100х2700 2300 г/п 1200 кг
2713-01 / 2713-02 (ЛВИ) лаборатория ГАЗ-3302 (кузов д/м / ЯЭМ14) ТУ 34-09-10909-93 5440х2100х2850 3300 / 3100
2713-03 / 2713-06 (ЛВИ) лаборатория ГАЗ-2705 / ГАЗ-27057 ТУ 34-09-10909-93 5540х2075х2200 (2550) / 5475х2075х2300 (2650) 3400 / 3300
2713-04 / 2713-07 (ЛЭК) лаборатория ГАЗ-2705 / ГАЗ-27057 ТУ 34-09-10909-93 5540х2075х2200 (2550) / 5475х2075х2300 (2650) 3400 / 3300
2713-05 / 2713-08 (ЛПИТ) лаборатория ГАЗ-2705 / ГАЗ-27057 ТУ 34-09-10909-93 5540х2075х2200 (2550) / 5475х2075х2300 (2650) 3400 / 3300
3789 / 3789-011 фургон ГАЗ-66-11 / ГАЗ-66-40 ТУ 4511-002-00109872-95 5540х2075х2200 (2550) / 5475х2075х2300 (2650) 4800 г/п 1830 кг
3789-01 / 3789-011-01 (ЛМ-1) мастерская ГАЗ-66-11 / ГАЗ-66-40 ТУ 34.09.873-76 5900х2360х2950 5500
3789-02 / 3789-011-02 (ЛВИ) лаборатория ГАЗ-66-11 / ГАЗ-66-40 ТУ 34-09-10909-93 5900х2360х2950 5900
37891 фургон ГАЗ-3307 (кузов д/м) ТУ 4511-002-00109872-95 6540х2360х2890 3700 г/п 4500 кг
37891 / 37891-05 фургон ГАЗ-3307 (ЯЭМ12 / сэндвич*) ТУ 4511-002-00109872-95 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 3270
37891-01 / 37891-03 (ЛМ-1) мастерская ГАЗ-3307 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 34.09.873-76 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 3870
37891-02 / 37891-03 (ЛВИ) лаборатория ГАЗ-3307 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 34-09-10909-93 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 4390
37891-011-02 (ЛВИ) фургон ГАЗ-3309 (кузов д/м) ТУ 34-09-10909-93 6540х2360х2890 3700
37891Т / 37891X фургон ГАЗ-3309 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 4511-002-00109872-95 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 3270
37891C / 37891H (ЛМ-1) мастерская ГАЗ-3309 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 34.09.873-76 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 3870
37891E / 37891K (ЛВИ) лаборатория ГАЗ-3309 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 34-09-10909-93 6630х2360х2840 / 6630х2360х3100 4390
37892 фургон ЗИЛ-5301БО (ЯЭМ6) ТУ 4511-002-00109872-95 6218х2360х2835 3950
37892-01 (ЛМ-1) мастерская ЗИЛ-5301БО (ЯЭМ6) ТУ 34.09.873-76 6218х2360х2835 4350
37892-02 (ЛВИ) лаборатория ЗИЛ-5301БО (ЯЭМ6) ТУ 34-09-10909-93 6218х2360х3035 5300
37893 фургон ЗИЛ-433362 (ЯЭМ6) ТУ 4511-002-00109872-95 6720х2480х3020 4895
37893-01 (ЛМ-1) мастерская ЗИЛ-433362 (ЯЭМ6) ТУ 34.09.873-76 6720х2480х3020 5295
37893-02 (ЛВИ) лаборатория ЗИЛ-433362 (ЯЭМ6) ТУ 34-09-10909-93 6720х2480х3220 5295
37894 / 37894-07 фургон ГАЗ-3308 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 4511-002-00109872-95 6844х2360х2980 / 6844х2360х3240 4200
37894-01 / 37894-05 (ЛМ-1) мастерская ГАЗ-3308 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 34.09.873-76 6844х2360х2980 / 6844х2360х3240 4800
37894-02 / 37894-06 (ЛВИ) лаборатория ГАЗ-3308 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 34-09-10909-93 6844х2360х3140 / 6844х2360х3240 5320
37894-03 (ЛКЗ) лаборатория ГАЗ-3308 (н.д. / сэндвич) ТУ 4521-027-00109872-2000 6844х2360х3200 4500
37894-04 (ЛКС) лаборатория ГАЗ-3308 (н.д. / сэндвич) ТУ 4521-028-00109872-2000 6844х2360х3200 5100
37894C / 37894E фургон ГАЗ-33081 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 4511-002-00109872-95 6844х2360х2980 / 6844х2360х3240 4200
37894B / 37894-09 (ЛМ-1) мастерская ГАЗ-33081 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 34.09.873-76 6844х2360х2980 / 6844х2360х3240 4800
37894A / 37894-08 (ЛВИ) лаборатория ГАЗ-33081 (ЯЭМ12 / сэндвич) ТУ 34-09-10909-93 6844х2360х3140 / 6844х2360х3240 5320
37895E / 37895F (ЛМ-1) мастерская Урал-4320-41 (кузов ц/м / сэндвич) ТУ 34.09.873-76 7872х2500х3310 / 7900х2500х3510 9400
37895A/ 37895P (ЛВИ) лаборатория Урал-4320-41 (кузов ц/м / сэндвич) ТУ 34-09-10909-93 7872х2500х3310 / 7900х2500х3510 10450
37895B / 37895M (ЛКЗ) лаборатория Урал-4320-41 (кузов ц/м / сэндвич) ТУ 4521-027-00109872-2000 7872х2500х3310 / 7900х2500х3510 9550
37895C / 37895L (ЛКС) лаборатория Урал-4320-41 (кузов ц/м / сэндвич) ТУ 4521-028-00109872-2000 7872х2500х3310 / 7900х2500х3510 9500
3990 / 3990-011 (ЛВИ) лаборатория ПАЗ-3205 / ПАЗ-32051 ТУ 34-09-10909-93 7000х2520х2960 6000 / 5960 Мест - 5
Лаборатория ЛВИ HVT 3 на базе Iveco Daily, 2018 г.
Лаборатория ЛВИ HVT 2 на шасси ГАЗон-Next, 2019 г.
Комментировать ... >>